Вятский край - это не просто бескрайние леса и тихие деревни. Это места, где каждый пейзаж дышит историей, а привычные глазу уголки вдруг открываются с неожиданной стороны. Но чтобы увидеть эту красоту, нужен особый взгляд - такой, как у нашего героя.
Сергей Кузницын не учился в фотошколе и не гнался за миллионами подписчиков. Он просто взял камеру и начал снимать то, что любит. И теперь его работы - не только фото в соцсетях, они выставляются в залах областного правительства и в краеведческом музее, собирая восторженные отклики.
Мы встретились с Сергеем, чтобы узнать, как обычному человеку без профессионального образования добиться такого успеха. И, конечно, поговорили о том, почему Вятский край - это не просто российская глубинка, а бесконечный источник вдохновения.
- Ты снимаешь Кировскую область с особой любовью. Когда ты впервые увидел красоту Вятского края?
- Как открыл глаза, так и увидел. Большая часть моего детства прошла в Слободском, у бабушки, в этом городе на Вятке, известном с XVI века. Здесь до сих пор ощущается дух старины: уютные улочки, деревянные дома и храмы. Особое впечатление в детстве на меня произвёл деревянный храм Михаила Архангела 1610 года постройки, самый древний памятник деревянного зодчества в регионе.
Я знаю каждый уголок этого уютного города. Думаю, именно в Слободском я впервые почувствовал магию Вятской земли.
- Как пришла идея взять в руки камеру?
- Камеру я впервые взял в руки лет в двенадцать. Это был старый советский фотоаппарат ФЭД. Тогда я учился по подсказкам друзей и старших товарищей, на практике осваивая главное: как поймать момент и почувствовать кадр.
Подростком я с друзьями поехал работать в трудовой лагерь. Там честно заработал на свою первую плёночную «мыльницу», которая до сих пор хранится у родителей как память о моих первых шагах в мир фотографии.
В те годы каждый кадр был настоящим событием и требовал продуманного подхода. Мне просто нравилось фиксировать моменты жизни, передавать атмосферу и чувства. Сейчас сложно объяснить детям, что было время, когда фотография была роскошью, а не мгновенной функцией телефона. Но именно тогда мы учились видеть настоящую красоту вокруг.
Переломным моментом для меня стало знакомство с аэрофотосъёмкой. В те годы в России лишь немногие могли поднять камеру в небо, и возможность снимать в трёхмерном пространстве буквально покорила меня. Я увидел мир глазами птицы, открыл скрытые линии ландшафтов и почувствовал магию полёта. Это был новый взгляд на привычные места - взгляд сверху, который вдохновляет и даёт почувствовать настоящее величие родной земли.
- Кто или что вдохновляет тебя в творчестве?
- Честно говоря, больше всего меня вдохновляли не художники и не фотографы, а документальные фильмы «Дискавери» и Би-би-си о природе и архитектуре разных стран. Я всегда восхищался тем, как операторы умеют передавать масштаб, глубину и атмосферу места, как будто зритель сам оказывается внутри кадра.
Эти фильмы научили меня видеть детали, чувствовать свет и пространство, понимать, как важно не просто снимать красивую картинку, а рассказывать историю и передавать настроение.
- Как ты находишь локации? Используешь карты, дроны, советы местных или просто едешь наугад?
- У меня есть свой список мест, который формируется самыми разными способами: я нахожу их в интернете, во время поездок или по советам местных жителей. Каждую локацию я тщательно изучаю заранее: смотрю фотографии и видео других людей, анализирую, как ложится свет, где проходят линии горизонта, с какой стороны встаёт и садится солнце.
Если прогноз погоды обещает подходящие условия, особенно когда есть шанс поймать туманную дымку на рассвете, значит, этой ночью я точно не сплю. Ведь ради уникального кадра иногда нужно отправляться в путь ещё затемно, а иногда и встречать первый луч солнца прямо за пультом дрона.
- Какая съёмка была самой сложной?
- Наверное, это была съёмка в Лальске. Чтобы запечатлеть всю красоту северного храмового комплекса XVII века, мне пришлось ехать по бездорожью почти целый день. Я заночевал в Лузе, а на рассвете снова отправился в путь, чтобы поймать идеальный свет.
Лальск - удивительное место на севере Кировской области, когда-то крупный торговый центр и духовный оплот региона. Сегодня его древние храмы кажутся затерянными во времени, и именно эта особая атмосфера вдохновляла меня работать над съёмкой. А после предстоял ещё целый день пути обратно. Но, конечно, это того стоит: ради таких моментов и живёшь, и снимаешь.
- Твои работы выставлялись на высоком уровне. Как этого добиться фотографу-любителю?
- Я не думаю, что стоит ставить выставку как цель. Сам процесс - заниматься тем, что любишь, видеть красоту и делиться ею - уже огромная ценность. Это путь, который приносит удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот. Выставку долго просили сделать друзья и близкие, но я не хотел просто развесить фотографии. Мне хотелось придумать что-то новое и живое.
Так появилась идея выставки «Оживающие фото». Всё сложилось очень естественно: я всю жизнь работаю в ИТ-сфере, и решил объединить технологии и искусство. Зритель мог навести камеру телефона на фотографию на стене, и она буквально оживала: запускалось видео аэросъёмки с того же места.
Это был необычный и вдохновляющий опыт, который показал, что искусство может быть интерактивным, современным и вовлекающим.
- У тебя есть свой проект «Вятка в кадре». Как родилась идея, с чего всё началось?
- Да, это мой долгострой! Проекту «Вятка в кадре» уже больше пяти лет, он удостоен нескольких высоких наград: премии «Медиа-Мастер», учреждённой правительством Кировской области, и премии «Признание», учреждённой Союзом журналистов Кировской области и Вятской торгово-промышленной палатой.
Сейчас проект вырос в масштабную историю, состоящую из нескольких блоков. Первый этап - это выставка «Оживающие фото». Второй блок - это мини-ролики о Вятском крае. В сумме они уже набрали более девяти миллионов просмотров, и люди активно делятся ими. Например, даже в Дагестане, увидев эти видео, многие удивлялись, насколько красив наш край. И, наконец, третий, самый важный этап - создание итогового фильма «Пролетая над Вяткой», в котором будут запечатлены абсолютно все районы области.
За пять лет съёмок я уже отснял 21 район, но работа продолжается. Для меня важно показать всю Вятку такой, какой её видят только птицы и дроны: цельной, величественной и живой.
- Мечтаешь ли о большой фотовыставке или, может, о фотоальбоме, посвящённом Вятскому краю?
- О большой фотовыставке я не мечтаю: для меня фотография остаётся хобби. А вот о фотоальбоме я действительно думаю. Более того, я уже работаю над ним. Честно скажу, несколько вариантов уже отправились в мусорное ведро: хочется, чтобы всё было идеально. Я верю, что однажды он обязательно выйдет в свет. Хочется, чтобы этот альбом стал настоящим приглашением в путешествие по Вятскому краю, чтобы каждый перелистывающий мог почувствовать ту самую атмосферу, увидеть красоту и гордость нашей земли так, как вижу её я.
- Если бы твои фотографии могли что-то изменить в Кировской области, что бы ты хотел, чтобы они показали людям?
- Больше всего мне бы хотелось, чтобы мои фотографии заставили людей обратить внимание на памятники архитектуры, которые мы можем вскоре утратить.
Например, деревянная Никольская церковь в Опаринском районе была построена в 1717 году и считается одним из немногих сохранившихся образцов деревянного зодчества в нашем регионе. Сейчас храм постепенно разрушается, и без срочной реставрации мы рискуем потерять этот уникальный памятник.
Или церковь Михаила Архангела в Слободском. В 1973 году церковь была представлена на выставке на Елисейских Полях в Париже как пример уникального культурного наследия России. Сегодня же она нуждается в серьёзном внимании и поддержке.
Показывая красоту этих старинных памятников, я хочу напомнить: если мы сейчас не задумаемся об их сохранении, мы просто их потеряем. И тогда, через несколько десятилетий, нам, фотографам, уже нечего будет снимать, а нашим потомкам нечего будет увидеть.
Беседовала Л. СЕМЁНОВА.
Фото С. Кузницына.