Всем огромный турпривет! И это рассказ о велопоходе второй категории сложности по Осетии и Кабардино-Балкарии. Начало здесь:
Беслан. ТА САМАЯ школа
В 7:50, мы были уже в Беслане, выгрузили вещи, забрали из багажного вагона велосипеды, собрали их, отправили в мусорку использованную пленку и, тщательно закрепив вещи на велосипеде, покрутили педали по городу.
Быть в Беслане и не заехать в ту самую школу мы не могли.
Несмотря на раннее утро, ворота были открыты. Большой красивый храм, а напротив — та самая старинная школа, где и произошли ужасные события тех лет. Неподалеку от питьевого фонтана прогуливался охранник, мы поздоровались. И охранник как-то без лишних церемоний стал нашим негласным экскурсоводом и повел нас туда, к тому самому спортзалу, по пути рассказывая о тех событиях.
Это сложно передать словами. Просто если вы когда-нибудь будете в окрестностях Беслана, обязательно пройдите по этому небольшому помещению, посмотрите на фотографии, где у четырех–пяти человек одна и та же фамилия, что живо говорит о гибели целых семей, посмотрите на детские лица, у которых еще буквально за несколько минут до трагедии была впереди целая жизнь, посмотрите на обугленные балки и шведские стенки, на глубокие кратеры на стенах за баскетбольным кольцом, на дыру в полу и стене... Подумайте о том, что 1 сентября было еще очень жарко, о том, что людям нужно каждый день пить, есть, справлять естественные потребности. О том, что в этом помещении были не взрослые, крепкие духом, подготовленные люди, а маленькие, испуганные дети, среди которых были малыши... Мы все знаем великие памятники войны, многие из нас посещали Родину-мать, но школа в Беслане — это памятник не тому, что делает война, а именно тому, что делают одни люди с другими.
Листайте фотографии, давайте помнить вместе...!
Это место, где слезы сами по себе начинают катиться из глаз. Я долго бродила по тому самому залу, рассматривая фотографии детей и думая о том, что сейчас этим людям было бы фактически столько же, сколько и мне, смотрела на мужественные лица ребят из отряда «Вымпел-Альфа», смотрела на памятник итальянского скульптора и узнала, что тот самый мальчик, фотография которого послужила основой для скульптуры, сейчас жив и работает врачом в больнице. В школе мы пробыли порядка полутора часов. Храм открывался только в 10, но нас поджимал график, и, к сожалению, посетить его мы не смогли.
От Беслана до Владика.
Выехали за пределы города и помчали по трассе. Солнышко хоть и не краснодарское, но пригревало основательно, хотя пока едешь, еще вполне терпимо, но только останавливаешься, и весь жар волной окатывает тебя. По трассе двигаться было приятно: плоская дорога, фактически без какого-либо уклона, и хорошая обочина.
Заскочили в кафешку попить кофейку
Держим путь в сторону Владикавказа. В сам город мы заезжать не планировали — между Бесланом и Владикавказом нам нужен был поворот на селение Гизель. Но тут случилось непредвиденное: когда мы приближались к месту, где мог быть поворот, дорога оказалась перегорожена фурами, и мы поехали дальше. Видимо, из-за близости аэропорта, GPS-навигатор начал сбоить, упорно показывал, что мы где-то в Назрани... Потом мы доехали до места, где теоретически могла бы быть дорога на Гизель, но, увы, она была перекрыта бетонными блоками, и на ней активно работала строительная техника. На наш вопрос: «Можно ли здесь проехать?» рабочие ответили, что нет...
В результате нам пришлось ехать дальше, наматывая километры через Владикавказ. С одной стороны, это прибавляло лишние 10 километров, что могло сыграть негативную роль в будущем, с другой стороны, мысль о посещении Владикавказа нас радовала. Вообще, чем ближе к Владикавказу, тем удивительнее становятся окружающие пейзажи: как будто ты в комнате, и плоский пол под углом в 90 градусов переходит в стену. То же самое происходило и здесь: плоская равнина резко упиралась в высоченную стену гор, грандиозных гор, которые, казалось, парят на линии горизонта. Это был захватывающий въезд во Владикавказ — мощный и красивый. Я уже бывала здесь проездом раньше, когда мы ездили в Грузию, но тогда у нас не было времени осмотреть город. Сейчас же мы могли позволить себе наслаждаться красивыми видами хотя бы небольшой части города. Первая достопримечательность Владикавказа — магазин «Лента»: пришлось зайти за чем-нибудь вкусненьким на обед и купить смазку для цепи, которую мы благополучно забыли. Мы взяли персиковый йогурт, выпечку, фрукты и покатили в сторону небольшого сквера, где устроили пикник на мягкой, еще не выгоревшей травке в тени деревьев.
Неподалеку проехал трамвай. Ничего себе, даже трамваи здесь есть!
Город оставил приятное впечатление: ухоженность, зеленый ландшафт, широкие и незагруженные улицы. Крутилось приятно, как по дорогам, так и по широким тротуарам.
По долине Гизельдона
Наконец, мы выехали на Гизельское шоссе. Семь километров до Гизели мы проехали быстро, хотя становилось все жарче и жарче.
Пока ехалось приятно, основной набор высоты еще не начинался, но на подъезде к Гизели жара окончательно нас подкосила, и пришлось заскочить в ближайший магазин за бутылочкой холодной воды и немного перевести дух в тени деревьев.
Впереди начинался интересный участок: долгий, затяжной путь по долине реки Гизельдон к знаменитым кармадонским ваннам.
Все выглядело достаточно просто: осталось всего лишь 23 километра с набором высоты 850 метров. Казалось бы, простая задача, но мы еще не знали, что это станет серьезным испытанием.
После Гизели мы проехали селение Верхняя Саниба, а дальше по долине реки мимо многочисленных, но каких то заброшенных и полупустых баз отдыха.
Неподалеку от Верхней Санибы встретился первый памятник жертвам схода ледника Колка — еще одно трагическое событие в Осетии, о котором знают практически все.
Эта трагедия унесла жизни 127 человек, включая съемочную группу Сергея Бодрова, многие из которых до сих пор числятся пропавшими без вести.
Ровный асфальт вел все выше и выше в горы, плавно, без резких скачков. Единственное, что напоминало о том, что ты двигаешься в гору, — это несколько пониженная передача. Мы доехали до красиво оформленного родника в честь Святого Георгия, здесь наполнили запасы воды и устроили небольшой отдых в уютной беседке.
К нам подошли несколько собак, и мы с удивление отметили, насколько здесь большие животные: настоящие гиганты, похожие на медведей. Вот так, оказывается, не только горы в Осетии особенные, но и собаки.
По долине Геналдона. ТОТ САМЫЙ тоннель
Быстро доехали до развилки на Кармадон и Кобан. Теперь нам нужно было ехать налево, по долине реки Геналдон. Здесь подъёмчик стал более существенным, крутить стало сложнее. Обычно в первый день путешествий крутить бывает очень тяжело, так как организм адаптируется к нагрузкам, и начало этого похода не было исключением: обычные усилия воспринимались вдвое тяжелее обычного.
Переехали по мосту над Геналдоном : вода в реке абсолютно черная, мутная, грязная! Почему? Ведь осадков давно не было, неужели она всегда такая?
Глубокое ущелье теснина реки Геналдон после широкой долины казалось довольно-таки узким: с двух сторон возвышались суровые скалы с чередой прорубленных в них обрушенных тоннелей. Тех самых, по которым когда-то шла дорога и которые обвалились после схода ледника.
Неподалеку от того самого туннеля, где погибла съемочная группа Сергея Бодрова, асфальт закончился, и началась хорошо укатанная каменистая дорога. Ехать было уже тяжело, а смена покрытия добавила проблем. Тут то я поняла, что как то задолбалась. Прям в первый день.
Тут нам представилась первая возможность познакомиться с интересным характером местного населения. Крутим мы крутим такие в гору еле-еле, нас обгоняет десятка. Тормозит из неё выскакивает парень бежит к нам, размахивает руками, мы, естественно, напрягаемся. Подбегает и говорит, вы, мол, устали, наверное, у вас может быть вода закончилась? Бежит обратно к машине, что-то берёт там и бежит к нам обратно. Я знаю, говорит, вам очень нужна холодненькая водичка! И отдаёт нам абсолютно новую не вскрытую бутылку прохладной газировки. Сказать, что мы были в шоке- это не сказать ничего. Улыбнуло.
Тот самый тоннель притягивал внимание. Туристов здесь море. Море желающих запечатлеться на фоне знаменитой мемориальной доски с именами погибших. Таблички с именами, воспоминания о той страшной трагедии и спасательной операции, за которой из СМИ следили многие, вызвали смешанные чувства.
Некоторые туристы входили внутрь тоннеля с фонариками, мы же решили воздержаться от экстремальных прогулок. Внешний вид тоннеля говорил сам за себя — зрелище достаточно красноречивое и страшное.
Пора грести дальше уже как бы, и на ночлег бы стать: время было уже около шести тридцати вечера, а мы только-только доползли до развилки на Горную Санибу.
Очередной памятный камень в честь тех трагических событий, и еще несколько километров в гору дали дополнительное понимание мощности природных явлений. Снова появился асфальт, и справа на горе возникли очертания разрушенных многоэтажек. Какой силой ударной волны обладал ледник, чтобы уничтожить и покорёжить постройки, находящиеся на такой высоте от дна ущелья?!
Закатное солнце красиво окрашивало окрестности, далекие снежные горы, на одной из которых ярким пятном висел ТОТ САМЫЙ ледник…
Долина Кармадона. Ночь. Ужасная дорога и непредвиденные обстоятельства
Основная дорога тянулась дальше, а нам нужно было немного спуститься в ущелье реки, где мы планировали поставить палатку возле нижних кармадонских ванн, расположенных в трех километрах от развилки( или съезда с асфальтированной дороги).
Сначала дорога не предвещала трудностей, но самые приключения ждали нас впереди. Вот даже ни намека на какую-то лютую дичь! Навстречу проносились квадроциклисты, мотоциклисты и вот представляете, хоть бы одна зараза поинтересовалась куда же мы идём… Хоть что-нибудь бы сказали...
Навстречу проносились квадроциклисты, мотоциклисты и вот представляете, хоть бы одна зараза поинтересовалась куда же мы идём… Хоть что-нибудь бы сказали...
Тем временем наступили сумерки, а мы всё двигались и двигались по ущелью. Дорога стала, мягко сказать, отвратная: каменистая, мокрая и очень-очень грязная .
Стемнело. По старой доброй традиции, мой фонарик находился где-то на дне рюкзака. Какая же я молодец! Хорошо, что хоть у Бро фонарик был на поверхности и мы как-то с одним фонариком продолжали двигаться. Стать где-то по пути, вдоль тропы было невозможно: с одной стороны был крутой спуск к реке, с другой такой же крутой склон верх и всё это в тёмном- тёмном лесу. Нет, непременно нужно было добраться до ванн… Плюс неподалёку от ванн был родник, ведь воды у нас уже практически не было… Когда нам оставалось буквально каких-то 800 м раздался рёв мотора и нас осветили фары огромного внедорожникана на просто убойных колёсах.
«Эй, ребята, куда вы идете?»
— «К ваннам».
— «Там дорога обвалилась, остается только маленькая тропинка, но с велосипедами в темноте будет очень неудобно. Может, подвезу обратно в Кармадон?»
Мы отказались и решили проверить состояние тропы. Поблагодарив местного, мы продолжили путь, но уже с какой-то щемящей тоской и грустью.
Лужи становились глубже, и, наконец, в первый же день похода я промочила, да что там промочила! Утопила кроссовки, и испачкала одежду... Дело принимало серьезный оборот. А вокруг была темнота, грязная дорога, обрыв слева и крутой склон справа… И стать абсолютно негде…
(Дальше фото сделанные уже при свете дня на следующий день. Естественно, я не фотографировала все лужи и топи. Плюс, в ночи все это гораздо криповее, ибо "ночь темна и полна ужаса")
И как раз перед местом где она обвалилась стоял УАЗик. Что делать- мы не знали: мы в темноте, с велосипедами, где-то Бог знает где, в каком-то страшном ущелье...
Откуда ты сбоку вышли два мужика-слава Богу это были хозяева УАЗика.
-Это вы куда ребята, к ваннам что ли?- спросили они
-Ну да к ваннам…
-Дорогу-то, видите, смыло! Ну вот тропа, по ней пройти-то можно…. но сейчас по темноте как вы велосипеды-то потащите?
-Неподалёку есть удобное место: и от реки высоко, и стать там хорошо можно. Метров 200 отсюда-сказал старший-давайте мы вам покажем.
И я остаюсь одна с велосипедами в ночи без фонарика, а Бро запрыгивает к мужикам в УАЗик и едет к тому самому месту, где они обещали показать стоянку. Мне казалось его не было вечность, даже как-то стрёмно стало…
Наконец увидела дёргающийся свет фонаря и из темноты появился Бро .
-Да реально тут недалеко,-сказал- классное место. Мы его пропустили в темноте. Да и так, днем не увидели бы скорее всего с дороги…
И опять через те самые лужи в которых я утопила кроссовок(выходит за зря), мы вернулись указанным мужиками стоянкам. Место было, ребята, замечательное! Неподалёку от дороги, но на небольшом возвышении: здесь когда-то шла старая дорога. Здесь-то среди деревьев был уютный пятачок, на котором мы и остановились. Мужики, которые показали нам стоянку, оказались не просто замечательными, а вдвойне замечательными людьми, потому как они сообразили, что мы остаёмся без воды и оставили нам абсолютно новые, даже в упаковке, две пятилитровые бутылки с водой. Вот это какое-то уникальное чувство ответственности за другого человека и взаимопомощи…Если вдруг когда-нибудь случайно эти парни прочитают мой блог-знайте, ребята, вы реально лучшие!
Мы быстро разбили лагерь и приготовили ужин. Сказать что мы были измотаны- не сказать ничего...
Где-то внизу шумел Геналдон, неподалёку пульсировал ледник… Мы были в том самом страшном ущелье, но спали без задних ног
Продолжение следует...