Моя Lada Vesta 2017 года выпуска, с двигателем 1.6 на механике, верой и правдой служила мне почти семь лет. Пробег на одометре приближался к знаковой отметке в 175 000 километров. Это был честный, в основном трассовый пробег, что для двигателя и коробки куда лучше, чем городские пробки.
За машиной я следил: все ТО по регламенту, замена масла и фильтров каждые 8-10 тысяч километров, только качественные расходники. Незадолго до этого были поменяны тормозные диски и колодки вкруг. Да, имелись мелкие «возрастные» болячки вроде слегка затертого руля и неизбежных сколов на капоте от трассы, но ничего критичного.
Кузов в родной краске, без серьезных ДТП. В общем, живой, технически исправный и ухоженный автомобиль, который мог бы еще долго радовать нового владельца без серьезных вложений.
С выходом обновленной Vesta NG мысль о замене стала все навязчивее. Новый вертикальный планшет мультимедиа, цифровая приборная панель, улучшенные материалы отделки — все это ощутимо меняло восприятие автомобиля.
И самым логичным, как мне тогда казалось, путем была схема трейд-ин: приехать на старой машине, а уехать на новой, доплатив разницу. Никаких тебе утомительных показов, звонков от перекупщиков с вопросами «за 500 отдашь?», и поездок в ГИБДД. Идеальный план для занятого человека.
Записался к официальному дилеру на оценку. По телефону менеджер был сама любезность: «Приезжайте, конечно! У нас лучшие условия, для лояльных клиентов — особые предложения. Вашу машину оценим по достоинству, рынок знаем, ценим ухоженные экземпляры». Воодушевленный таким приемом, я вымыл автомобиль до блеска и в назначенный день отправился в салон.
Оценка: театр одного актера
В дилерском центре все как всегда: блеск софитов, запах нового пластика и вежливые менеджеры. Пока я пил предложенный кофе, мою Весту забрали на «комплексную диагностику». Процесс занял около часа. Все это время я с интересом изучал новую модель, уже мысленно представляя себя за рулем и планируя первую поездку.
Наконец, меня пригласили в кабинет для оглашения вердикта. Менеджер по трейд-ин с серьезным, даже немного скорбным видом открыл папку и начал свой монолог. Это было настоящее представление.
«Мы внимательно осмотрели ваш автомобиль. Конечно, пробег уже существенный... Наши специалисты обнаружили окрас заднего крыла (тут я мысленно усмехнулся, так как лично проверял всю машину толщиномером перед поездкой). Кроме того, сцепление уже на подходе, в ближайшее время потребуется замена, а это дорогостоящий ремонт. Подвеска тоже требует вложений, есть люфты. Плюс многочисленные сколы на капоте и бампере, которые нужно красить, и салон нуждается в полной химчистке...»
Я слушал этот список «недостатков» и понимал, к чему все идет. Это классическая тактика психологического давления: найти максимум, даже мнимых, изъянов, чтобы заставить владельца почувствовать, будто его машина — это проблемный актив, от которого нужно поскорее избавиться.
На каждый мой аргумент, что сцепление в порядке, а подвеска не издает ни звука, у него был готов ответ: «Наши специалисты провели диагностику на подъемнике, это их экспертное заключение. Мы не можем рисковать, принимая такой автомобиль».
И вот, кульминация. Менеджер сделал драматическую паузу.
«С учетом всех факторов, необходимых вложений, а также принимая во внимание нашу скидку на новый автомобиль в размере 100 000 рублей, которую мы даем только при трейд-ин, мы готовы предложить за вашу машину... 620 000 рублей».
Холодный расчет против «выгодного» предложения
На секунду в кабинете повисла тишина. Я ожидал низкой цены, но не настолько. Это было не просто занижение, это было оскорбительное предложение. Давайте просто посчитаем без эмоций.
На момент моего визита к дилеру средняя рыночная цена на Lada Vesta в схожей комплектации, с таким же пробегом и в хорошем состоянии, колебалась в диапазоне от 800 000 до 870 000 рублей. Возьмем за основу нижнюю границу — 800 000. Это та цена, за которую можно продать машину самостоятельно, потратив на это неделю-две.
Что же получается?
- Предложение дилера: 620 000 рублей.
- Рыночная цена (минимум): 800 000 рублей.
- Прямая потеря: 180 000 рублей.
И тут начинается самое интересное. «Но мы же вам даем скидку 100 000 рублей на новую Весту!» — с улыбкой говорит менеджер. Вот он, тот самый крючок, на который они ловят клиентов. Конечно, никакая это не скидка и не подарок. Это мои же деньги, которые они просто вычли из цены моей машины, чтобы потом красиво вернуть под видом «специального предложения».
Простая математика: из предложенных 620 тысяч вычитаем эти 100 тысяч «подарка», и получаем реальную цену моей машины для салона — 520 000 рублей. После этого они потратят тысяч 30-40 на химчистку и полировку, и смело выставят ее за 850 000. Прибыль? Около 300 000 рублей. Отличный бизнес, построенный на воздухе.
Получается, что за «удобство» и «экономию времени» я должен заплатить из своего кармана 180 000 рублей. Это стоимость хорошего отпуска на двоих, полного комплекта новой зимней резины на дисках, годовой страховки КАСКО или первоначальный взнос по ипотеке в небольшом городе.
Я вежливо поблагодарил менеджера за «невероятно щедрое предложение», забрал ключи и документы и молча уехал. Никакого торга, никаких споров. Когда разница в оценке составляет не 10-15%, а почти 30% от рыночной стоимости, разговаривать просто не о чем. Это не бизнес, это попытка нажиться на чужой неосведомленности.
Моя Веста через полторы недели была продана первому же адекватному покупателю за 810 000 рублей. Да, пришлось съездить с ним на диагностику в независимый сервис (который подтвердил отличное состояние авто) и потратить пару часов в ГИБДД. Но, согласитесь, 190 000 рублей (810 000 - 620 000) — это не просто достойная плата за эти «неудобства». Это уважение к себе и к своему имуществу.
А вы сталкивались с подобной оценкой в трейд-ин? Какую самую абсурдную цену предлагали вам за ваш автомобиль? Поделитесь своим опытом в комментариях, будет интересно почитать.