Найти в Дзене
О Москве нескучно

Ж/д станция МЦД в Москве, которой очень многие недовольны

Когда появилась эта платформа? Правда ли, что её несколько десятилетий не указывали на картах? Откуда взялось первоначальное название станции? Когда возникло наименование, которое используется сейчас? А также - как остановочный пункт изменился после включения в состав МЦД? И почему о нём так много негативных отзывов? Об этом и не только расскажу сегодня. Внимание: знаю, что термины платформа, станция, остановочный пункт имеют разное значение. Но в статье употребляю их, как синонимы. Только для того, чтобы избежать повторений и не перегружать текст. Так что не злитесь. Станция Калитники располагается на Курском направлении железной дороги. Сейчас это часть МЦД-2 (Нахабино - Подольск). Это вторая остановка для электропоездов на пути следования от Курского вокзала. Когда она появилась, точно сказать сложно. В интернете можно встретить 1861 год. Однако никаких подтверждений этому нет. Ни на картах, ни в каких-то других источниках. На большинстве как дореволюционных, так и советских планах
Оглавление

Когда появилась эта платформа? Правда ли, что её несколько десятилетий не указывали на картах? Откуда взялось первоначальное название станции? Когда возникло наименование, которое используется сейчас? А также - как остановочный пункт изменился после включения в состав МЦД? И почему о нём так много негативных отзывов? Об этом и не только расскажу сегодня.

Внимание: знаю, что термины платформа, станция, остановочный пункт имеют разное значение. Но в статье употребляю их, как синонимы. Только для того, чтобы избежать повторений и не перегружать текст. Так что не злитесь.

Безымянная платформа

Станция Калитники располагается на Курском направлении железной дороги. Сейчас это часть МЦД-2 (Нахабино - Подольск). Это вторая остановка для электропоездов на пути следования от Курского вокзала. Когда она появилась, точно сказать сложно. В интернете можно встретить 1861 год. Однако никаких подтверждений этому нет. Ни на картах, ни в каких-то других источниках. На большинстве как дореволюционных, так и советских планах вплоть до конца 1930-х годов станцию просто никак не обозначали.

Станция МЦД-2 Калитники на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.
Станция МЦД-2 Калитники на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.

На карте 1939 года платформа была обозначена под названием "Конная". Видимо, это как-то связано с местностью рядом - Новоконной площадью. Раньше она и правда именовалась Конной. Однако ещё с 1926 года её стали указывать под современным названием. Поэтому трудно сказать, почему на плане станцию спустя столько лет решили написать по-старому. В любом случае, больше на картах Москвы остановочного пункта с таким названием не встречалось.

Уже на картах столицы 1940 года станцию стали указывать под названием "4-й км". Всё потому, что именно такое расстояние было от платформ до Курского вокзала. В те времена вокруг остановочного пункта была очень плотная застройка из домов низкой этажности. Назовём их так. Здания примыкали вплотную к железнодорожному полотну.

Новое старинное название

Изначально платформы здесь были деревянными. Застройка вдоль дороги, а также окрестностях станции являлась плотной. А значит 4-й километр пользовался большой популярностью. По сути, тогда это был один из немногих способов для местных жителей добираться в центр города и в Подмосковье. Конечно, тут уже тогда ездили трамваи. Но путешествие на них длилось намного дольше.

Таким образом, платформа 4-й км долгое время оставалась единственной в пределах МКАД, которая не имела названия в привычном понимании. Его стали указывать на картах с 1990 года. Каких-то официальных объявлений на этот счёт нигде не выходило. Отныне станция получила обозначение Калитники. Так в названии отразили историю этой местности. Когда-то рядом располагалось одноимённое село. Сначала исследователи пытались доказать версию, что его название связано с князем Иваном Калитой. Однако ни в документах, ни в каких-либо других источниках подтверждений этому они найти не смогли.

Также никакой связи у названия нет и со словом "калитка". Историки считают, что раньше в селе проживали люди, которые делали кожаные сумки, а также кошельки. Изделия эти назывались "калитЫ". С ударением на последний слог. В память об этом здесь осталось много топонимов: пруд, кладбище и пара улиц. Правда последние до 1923 года назывались "Александровскими". Тут раньше находилась одноимённая слобода.

Недовольны все

Почти на протяжении 30 лет станция работала в обычном режиме. Капитального ремонта за этот период здесь не было. Всё изменилось примерно за год до того, как станция Калитники стала частью МЦД-2. То есть в 2018-м. Тут началась реконструкция. Платформы заменили, а также покрыли плиткой. Кроме того отремонтировали станционные павильоны, установили электронные информационные табло и сделали новое освещение. В целом, всё стало выглядеть красивее и опрятнее, чем раньше.

Калитники - одна из немного станций в Москве, где до сих пор не установлены турникеты. Пассажиры должны использовать валидаторы. Такие сине-зелёные штуки, к которым прикладывают проездной билет. Люди жалуются, что устройства часто не работают. Впрочем, как и обычные кассы. Кроме того, москвичам не нравится дорога до станции под Нижегородской эстакадой Третьего кольца. Там постоянно стоит какая-то уборочная и поливальная техника. Она загораживает проход пассажирам. А значит - здесь трудно ориентироваться. Особенно, если едешь в первый раз.

Ну и в завершение, многие жалуются на отсутствие навесов над платформами. Хотя в проекте реконструкции они были. В дождливую погоду спрятаться здесь почти негде. На картах Яндекса про Калитники больше 900 отзывов. Причём большинство из них негативные. По всей видимости, станция довольно популярная. К сожалению, свежих данных нет. Но в 2021-м писали, что за 2 года работы МЦД Калитниками воспользовались 1,4 млн человек. По сути, для жителей окрестных кварталов это единственный вид транспорта, на котором есть возможность быстро добраться до центра города. Станции метро находятся очень далеко. Ехать до них на трамваях и автобусах довольно долго.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!