Честно говоря, я всегда относился к таким акциям с изрядной долей скепсиса, подогретой рассказами знакомых и историями с интернет-форумов. В голове рисовалась стандартная картина: менеджер в идеально выглаженной рубашке свысока осматривает мою "ласточку", цокает языком, водит пальцем по ржавчине и предлагает скидку в 15-20 тысяч рублей, сопроводив это фразой: "Ну, вы же понимаете, это утиль, большего она не стоит".
Я был почти уверен, что мне предложат откровенную "шляпу", а сама поездка обернется лишь потерянным временем и испорченным настроением. Но любопытство, смешанное с желанием наконец-то закрыть этот вопрос, взяло верх. Решил съездить, просто чтобы убедиться в своей правоте и поставить галочку.
Визит в дилерский центр: разрушение стереотипов
Приехав в сверкающий шоу-рум на своей старенькой "девятке", я чувствовал себя немного не в своей тарелке. Запах новой пластмассы и полироли, яркий свет софитов, отражающийся в глянцевых боках новеньких "Вест" и "Грант", — все это создавало резкий контраст с моим автомобилем из прошлого.
Однако первый же стереотип был разрушен отношением персонала. Никакого пренебрежения или снисходительных взглядов. Молодой менеджер по трейд-ин с улыбкой подошел, представился и вежливо пригласил меня в оценочную зону.
Процесс оценки был на удивление прост и понятен. Специалист-оценщик не стал разыгрывать спектакль с толщиномером и не заглядывал в самые потаенные уголки кузова в поисках скрытых дефектов. Его интересовали базовые вещи. Первым делом он проверил документы: СТС, ПТС и мой паспорт.
Ключевое условие, как он пояснил, — чтобы машина была в собственности не менее 6 месяцев, это стандартное требование для государственных программ утилизации. Затем он осмотрел кузов, сверил VIN-номер на кузове и в документах.
Цель была одна — идентифицировать автомобиль и убедиться, что он комплектный. То есть на месте все основные узлы: двигатель, коробка передач, колеса, все кузовные элементы, стекла, сиденья. Состояние при этом, как оказалось, не играло ключевой роли. Двигатель даже не запускали.
Предложение, от которого сложно отказаться
Минут через пятнадцать, когда с формальностями было покончено, меня позвали обратно в салон к менеджеру. Я сел за стол, внутренне уже готовясь услышать какую-нибудь смехотворную сумму, чтобы вежливо поблагодарить и уехать.
Менеджер пощелкал мышкой, посмотрел в монитор, а потом с абсолютно невозмутимым видом говорит: "Значит, так. По утилизации мы вам даем скидку на новую Lada...". Тут он сделал театральную паузу, а я напрягся в ожидании подвоха. "...сто тысяч рублей".
У меня, наверное, даже челюсть немного отвисла. Я пару раз переспросил, не ослышался ли, но нет, ошибки не было. Это была не какая-то там оценка по остаточной стоимости, а конкретная, жирная скидка на новую машину. Сумма, которую я и близко бы не получил, продавая "девятку" самостоятельно.
Давайте разложим по фактам, чтобы был понятен весь масштаб выгоды:
- Прямая финансовая выгода. Сумма скидки, которую мне предложили, составляла 100 000 рублей. Продать ВАЗ-2109 в ее состоянии, после всех торгов и уговоров, я смог бы в лучшем случае за 40-50 тысяч. То есть, чистая выгода — минимум 50-60 тысяч рублей, полученных буквально из воздуха. Это не "живые" деньги, но прямое уменьшение стоимости нового автомобиля, что по сути даже удобнее.
- Колоссальная экономия времени и нервов. Дилер брал на себя абсолютно все бюрократические процедуры. Снятие машины с учета в ГИБДД, оформление договора купли-продажи для утилизации, акта приема-передачи, подача всех заявлений. Мне не нужно было стоять в очередях, разбираться в регламентах и вообще думать об этой головной боли. Я просто подписываю договор, отдаю ключи и документы, и все — моя старая машина уходит в историю без моего участия.
- Комплексное решение "под ключ". Скидку можно было суммировать с другими акциями и кредитными программами. То есть, помимо выгоды от утилизации, я мог претендовать на выгодные условия по автокредиту. Менеджер тут же сделал предварительный расчет на Lada Granta. С учетом скидки по утилизации и специального кредитного предложения, ежемесячный платеж становился абсолютно подъемным и не требовал гигантского первоначального взноса. Это позволяло решить вопрос с покупкой нового авто здесь и сейчас, за один день.
Кому это действительно нужно?
Это рабочий и, что самое главное, выгодный инструмент для тех, кто стоит перед выбором: что делать с автомобилем, чья рыночная ценность минимальна. Более того, это еще и цивилизованный способ отправить "старушку" на покой. Металл пойдет в переработку, а не будет гнить во дворе, занимая парковочное место.
Так что, если ваша машина уже разменяла второй десяток, а вкладывать в нее деньги — все равно что топить печку ассигнациями, то этот вариант точно стоит рассмотреть. Вы разом убиваете двух зайцев: цивилизованно прощаетесь со старым автомобилем, да еще и получаете отличную скидку на новый. По-моему, это просто идеальный способ быстро и без лишней суеты сменить машину.
Понятное дело, что если у вас в гараже стоит "капсула времени" или просто идеально сохранившийся аппарат, его дорога — к коллекционерам и настоящим фанатам. Такие машины нужно продавать, а не сдавать в утиль. А вот для тысяч обычных "рабочих лошадок", которые честно отслужили свой срок и уже просто устали, программа утилизации оказалась не просто выходом, а действительно выгодным и удобным решением.
А какой у вас был опыт взаимодействия с программами трейд-ин или утилизации? Сталкивались ли вы с выгодными предложениями или, наоборот, считаете это не более чем маркетинговой уловкой? Расскажите в комментариях, какой автомобиль был вашей первой "боевой подругой" и как вы с ним расстались? Ваш опыт может быть очень полезен другим!