Найти в Дзене

Американская торговая война против Китая с треском провалилась.

Пока Трамп воюет с Пекином, мир выбирает Китай. С момента возвращения Дональда Трампа в Белый дом, одна страна оказалась под особенно сильным давлением его гнева — Китай. "Нас обдирает каждая страна в мире, — заявил Трамп в апреле, — но Китай — это... 'главный обдиратель'". С тех пор он не раз подкреплял свои слова действиями. Тарифы на китайские товары, включая пошлины за роль страны в торговле фентанилом, достигли в США рекордных отметок. В попытке изолировать Пекин, Америка также давит на ЕС, чтобы европейцы исключили китайские металлы из своих цепочек поставок. Казалось бы, план Трампа должен работать. Но данные китайской таможни говорят об обратном. Да, за последние три месяца экспорт в США упал на четверть, и доля американского рынка в общем объёме китайского экспорта сократилась с 15% до 10%. Однако эта картина обманчива. Несмотря на падение экспорта в США, общие объёмы китайской торговли продолжают расти. С июня по август поставки товаров из Китая выросли на 6% в годовом исчисл
Оглавление

Пока Трамп воюет с Пекином, мир выбирает Китай.

С момента возвращения Дональда Трампа в Белый дом, одна страна оказалась под особенно сильным давлением его гнева — Китай. "Нас обдирает каждая страна в мире, — заявил Трамп в апреле, — но Китай — это... 'главный обдиратель'". С тех пор он не раз подкреплял свои слова действиями. Тарифы на китайские товары, включая пошлины за роль страны в торговле фентанилом, достигли в США рекордных отметок. В попытке изолировать Пекин, Америка также давит на ЕС, чтобы европейцы исключили китайские металлы из своих цепочек поставок.

Казалось бы, план Трампа должен работать. Но данные китайской таможни говорят об обратном. Да, за последние три месяца экспорт в США упал на четверть, и доля американского рынка в общем объёме китайского экспорта сократилась с 15% до 10%. Однако эта картина обманчива.

Мир готов покупать

Несмотря на падение экспорта в США, общие объёмы китайской торговли продолжают расти. С июня по август поставки товаров из Китая выросли на 6% в годовом исчислении.

  • Продажи в Африку подскочили на треть.
  • Экспорт в страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) вырос на пятую часть.
  • Поставки в Европу увеличились почти на 10%.

Год назад ЕС и Америка поглощали почти одинаковое количество китайских товаров, но сегодня Европа забирает более чем на 60% больше, чем США.

"Один пояс, один путь" укрепляет позиции

Мир за пределами Америки всё активнее скупает китайские товары, и это особенно заметно в странах так называемого "глобального Юга". Здесь Пекин давно и планомерно работает по программе "Один пояс, один путь" (ОПОП). После возвращения Трампа к власти темпы ОПОП заметно ускорились.

За первую половину 2025 года было заключено новых контрактов и инвестиций на рекордные $120 миллиардов. Почти половина этих контрактов досталась африканским странам, где объём проектов вырос в пять раз по сравнению с прошлым годом.

Эти сделки подпитывают торговлю: экспорт из Китая в Нигерию вырос более чем наполовину за последние три месяца. Китайское финансирование также укрепляется: Кения планирует конвертировать свои долларовые займы в юани, а Египет, Нигерия и ЮАР уже заключили соглашения о валютных свопах с Пекином.

Китай становится незаменимым

Помимо новых рынков, Китай укрепляет свои позиции в глобальных цепочках поставок. С июня по август поставки из Китая в Таиланд и Вьетнам выросли на четверть. Самый большой рост наблюдается в сфере электроники и машиностроения — более 40%.

Это не просто "упреждающие" закупки, чтобы избежать новых пошлин. Происходят более глубокие процессы: Китай переносит часть своего производства в страны АСЕАН, чтобы соответствовать местным правилам происхождения товаров. Это позволяет китайским компаниям закрепиться в производственных цепочках и обойти барьеры.

Единственное исключение — это Мексика, где с мая по июль импорт китайских товаров снизился на 6%. Новый президент Клаудия Шейнбаум уже объявила о планах ввести пошлины на китайские автомобили и другие товары, стремясь защитить местные компании и одновременно угодить Трампу, который давно мечтает о создании "Крепости Северная Америка".

Уроки истории

Трампу стоит помнить, что "крепости" редко бывают признаком силы. В XV веке китайская династия Мин замкнулась в себе, ограничив торговлю и построив Великую стену. Этот шаг подорвал жизненную силу страны и ускорил её упадок.

Возводя собственные стены, Америка рискует повторить ту же ошибку, как показывают уже сегодня торговые данные.