Когда мы анализируем историю отношений Владимира Басова и Валентины Титовой, перед нами разворачивается драма, достойная отдельного сценария. В 1964 году на пробах к фильму «Метель» сошлись два мира: сорокалетний, увенчанный регалиями режиссер с багажом из двух распавшихся браков, и двадцатиоднолетняя начинающая актриса, чья красота уже успела стать легендой «Мосфильма». Эта встреча, начавшаяся с ослепления и почти юношеской влюбленности зрелого мужчины, положила начало одному из самых обсуждаемых и противоречивых союзов в советском кино.
Путь к «Мосфильму»: от фронта до режиссуры
Чтобы понять масштаб личности Владимира Басова, необходимо обратиться к его биографии. Родившись в 1923 году, он собирался поступать во ВГИК в 1941-м, но война внесла свои коррективы. Басов ушел на фронт добровольцем, по некоторым сведениям, даже исправив год рождения, чтобы быть призванным. Его военный путь был отмечен тяжелым ранением и контузией в феврале 1945 года, но после госпиталя он вернулся в строй. За боевые заслуги Басов был награжден орденом Красной Звезды, а победу встретил в звании капитана.
Несмотря на открывавшиеся перспективы военной карьеры, он выбрал искусство. В 1947 году Басов все же поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил к 1952 году, начав работу на «Мосфильме». Его режиссерский дебют, картина «Школа мужества» (1954), стал стартовой площадкой для Леонида Харитонова и Ролана Быкова. В этом же фильме снялась и его первая супруга, Роза Макагонова, с которой он познакомился в студенческие годы. Их брак продлился восемь лет и распался по двум причинам: бесплодие актрисы и измены самого Басова.
В 1958 году режиссер женился во второй раз — на актрисе Наталье Фатеевой. В 1959-м у пары родился сын Владимир, воспитанием которого родители практически не занимались: мальчик жил сначала у бабушки с дедушкой в Харькове, а затем в московском интернате. Союз с Фатеевой оказался недолгим и завершился спустя три года. Причинами разрыва стали патологическая ревность режиссера и его пагубное пристрастие к алкоголю. После развода Фатеева прилагала усилия, чтобы полностью исключить Басова из жизни сына, однако, повзрослев, Владимир-младший смог наладить отношения с отцом.
Судьбоносные пробы и брак по расчету
В то время как Басов уже был мэтром, карьера Валентины Титовой, родившейся 6 февраля 1942 года, только начиналась. Она делала первые шаги на сцене Дома культуры, играла в Свердловском ТЮЗе, а после школы поступила в театральное училище, но бросила его на втором курсе. Переехав в Ленинград, она стала студенткой студии при БДТ под руководством самого Товстоногова. В кино ее роли были эпизодическими, как, например, стюардесса в ленте «Всё достаётся людям».
Все изменилось в 1964 году. Слух о появлении на «Мосфильме» невероятной красавицы на пробах к «Метели» разнесся по студии мгновенно. Услышав об этом, Басов потребовал привести девушку к нему. Сама Титова вспоминала, что лишь мельком заглянула в его кабинет, сообщив, что не может сниматься, и ушла. Но для Басова все было решено. Как только за ней закрылась дверь, он объявил присутствующим: «Я женюсь». Он твердо решил, что сниматься в главной роли будет именно она, хотя на тот момент роль уже была утверждена за другой актрисой. Басов проявил недюжинную настойчивость и добился официального разрешения на съемки Титовой через министерство культуры.
Однако сердце актрисы было занято другим — актером Вячеславом Шалевичем. Его нерешительность в вопросе развода с женой заставила Титову разорвать эти отношения. В этот момент настойчивые ухаживания Басова, которые поначалу казались ей «несусветной чушью», стали более уместными. Она признавалась, что видела в союзе с известным режиссером прежде всего карьерные возможности. Титова честно заявила Басову об отсутствии чувств, но он убедил ее, что его любви хватит на двоих. По сути, это была сделка: он получал молодую красавицу-жену, она — статус и роли. В 1964 году они поженились, но, по словам актрисы, ее согласие было получено хитростью и обманом, а в ЗАГС ее «буквально затянули».
«Горящий танк» семейной жизни
В браке родилось двое детей — сын Александр и дочь Елизавета. Однако семейная жизнь с самого начала была далека от идиллии. Басов установил жесткий финансовый контроль, а его мать требовала от невестки отчета за каждую потраченную копейку, что Титова воспринимала как унижение. К этому добавилась мучительная ревность мужа к ее коллегам и проектам, притом что сам он не считал нужным хранить верность.
Ситуацию усугубляли вспыльчивый характер режиссера и его алкогольная зависимость. Порой он терял над собой контроль и мог поднять на жену руку. Финальной точкой, разрушившей брак, стал эпизод с третьей беременностью. Басов настоял на ее прерывании, мотивируя это тем, что не сможет обеспечить большую семью. После этого Валентина Титова приняла решение уйти. Позже она опишет свой уход из семьи чеканной и страшной метафорой:
«Я выбросилась из горящего танка!».
Этим сравнением она подчеркивала, что речь шла не об уходе от пятикомнатной квартиры в престижном доме и двоих детей, а о спасении собственной жизни.
Развод и его тяжелые последствия
После разрыва Титова осталась без жилья и работы. На съемках картины «Отец Сергий» она сблизилась с кинооператором Георгием Рербергом. Хотя ходили слухи, что именно он стал причиной распада семьи, актриса это всегда отрицала. Басов, в свою очередь, не скрывал обиды и публично обвинял бывшую жену в неверности.
Однако главными пострадавшими в этой истории оказались дети, Александр и Елизавета. Дальнейшие события развернули эту драму в неожиданном направлении. Именно Басов, которого бывшая супруга постоянно обвиняла в пьянстве, инициировал судебный процесс о лишении ее материнских прав и выиграл его. Дети остались жить с отцом. Этот факт до сих пор вызывает у многих удивление, учитывая непрекращающиеся публичные рассказы Титовой об алкоголизме режиссера.
Владимир Басов скончался в 1987 году в возрасте 64 лет от повторного инсульта. Он умер дома, на руках у сына Александра. Валентине Титовой потребовались долгие годы после смерти бывшего мужа, чтобы восстановить отношения с повзрослевшими детьми. Эта история служит горьким напоминанием о том, как сложно порой бывает публичным людям наладить личную жизнь, подобно Людмиле Гурченко, которая так и не смогла найти общий язык со своей единственной дочерью.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!