Найти в Дзене

Земляные города Югры

   Земляные города Югры
Земляные города Югры

В нашем регионе люди жили почти 13 тысяч лет назад. Причем в землянках. Суровая северная земля в прямом смысле давала жизнь и защиту. Но некоторые жилища не могли быть построены местными первобытными охотниками, считают ученые. В этой области, по их мнению, много загадок и необъяснимых фактов. Подробности о жилищах первых людей каменного века дают исследования, опубликованные в Академической истории Югры и других научных публикациях.



Густонаселенный и серьезно укрепленный
«Археологические памятники Югры сегодня представлены поселениями (селищами, стоянками, неукрепленными поселениями и городищами), грунтовыми могильниками, святилищами, «кладами», ловчими ямами. Большое количество городищ – укреплений, количество которых очень много для территории, покрытой таежными лесами и болотами. Уникальны городища каменного века, выявленные в бассейне рек Казым, Конда, Большой Салым. Такие ранние укрепления на сегодняшний день неизвестны в лесной зоне Евразии и в Северной Америке», – сообщается в первом томе академического издания. Ученые, исследующие Югру, давно обратили внимание на серьезную укрепленность поселений.
Первыми образцами стали памятники урочища Барсова Гора (Сургутский район) – уникальный археологический комплекс в масштабах не только Западной Сибири, но и России в целом, он дает информацию о заселении Среднего Приобья на протяжении семи тысячелетий.
Таежная зона Западной Сибири (Нефтеюганский и Белоярский районы) хранит самые северные в Евразии неолитические городища, укрепленные поселения: Амня I, Каюково 2, Микишкино 5 и др.
И вот здесь начинаются загадки.
«Количество объектов археологии на единицу площади в округе гораздо выше, чем в соседних регионах, найдено большое количество укрепленных поселений, первые из которых были построены людьми еще в каменном веке. Подавляющее большинство этих памятников, по моим личным наблюдениям, относится к ранним эпохам: мезолит, неолит и эпоха бронзы. На сегодняшний день на учете порядка 900 укрепленных поселений. Самые древние из них относятся к эпохе неолита. В это никто не может поверить!» – рассказывал ранее директор Института археологии Севера, кандидат исторических наук Олег Кардаш. Ученые отмечают, что существование такого относительно большого числа поселений было возможно только при наличии богатых и стабильных пищевых ресурсов.
Как особо ценные не только для Югры, но и мировой науки выделяются: городище Каюково 2 (VII тыс. до н.э.), ансамбль «Священная Кедровая Роща» (VI–VII вв. н.э.), городище Березовское (XVI–XIX вв.), городище Шеркалы 1 (XI–XVI вв.).
У поселка Шеркалы Октябрьского района на мысу Оби, вероятно, находилась древняя столица Югры, поэтому наличие форта с мощной оборонительной системой вполне объяснимо. В период XII–XV веков это был крупный торговый, административный, военно-политический центр Нижнего Приобья. Таких памятников в мире очень мало: мощность его культурного слоя достигает трех метров.
В 2019 году в Белоярском районе археологи УрО РАН совместно с немецкими исследователями обследовали древнейшее в мире укрепленное городище охотников и рыболовов Амня 1. Выяснили, что на рубеже VII–VI тысячелетий до н. э. первобытные люди имели сложную социальную организацию и опять же оборонительные сооружения.
Ранее мировое научное сообщество считало, что люди, живущие собирательством, вполне мирные, а военные конфликты развязывали только землевладельцы и скотоводы. Исследование городищ Югры не подтверждает эту версию.
Еще одну загадку преподнес открытый в 1999 году разведочной группой археолога, кандидата исторических наук Георгия Визгалова комплекс Каюково 2.



Кто возвел самую древнюю крепость Югры?
Городище Каюково 2 – базовый памятник для археологов, изучающих Каюковскую археологическую культуру. Это оборонительно-жилые комплексы, включающие группу из 5–6 построек с регулярной планировкой, близ оз. Большое Каюково, на водоразделе р. Большого Салыма и Большого Югана (левых притоков р. Оби) Нефтеюганского района.
«Отметим, что массово первые поселения с элементами фортификации появляются в регионе в позднем бронзовом веке (XIV–IX вв. до н. э.), а оборонительно-жилые комплексы с регулярной планировкой еще позднее – в раннем железном веке (VIII–VII вв. до н. э.). Жилые комплексы каюковской культуры, имеющие регулярную планировочную структуру и элементы фортификации, представляют отдельное явление в архитектуре древнего населения Севера Западно-Сибирской равнины», – пишут в научной статье по материалам исследований 1999–2002 годов Олег Кардаш и Георгий Визгалов. Это были жилища-полуземлянки с котлованом глубиной около 1,0–1,2 м, земляными стенами и центральным очагом.
Ученые отмечают слишком сложную архитектурно-планировочную организацию построек, которая, по их мнению, выглядит чужеродной для Севера Западной Сибири.
«Такие оборонительно-жилые комплексы не характерны для культур простых обществ древних охотников и, вероятно, связаны с обществами, имевшими более сложную социальную организацию. Создание подобной системы обороны может свидетельствовать о том, что население было пришлым и принесло с собой фортификационные знания для организации своего существования во враждебной среде», – выдвинули версию исследователи, постоянно сталкивающиеся с несостыковками в Каюково 2. На удивление мало было найдено в этом городище каменных изделий – шлифованных орудий и абразивов. Тёсла с продольным желобом и ножи в форме серпа специфичны и не встречаются на других неолитических памятниках региона.
«Орудия изготовлены из пород камня, отсутствующих на Севере Западной Сибири, но распространенных на Южном Урале и в Казахстане», – говорится в статье.
Сожгли и ушли
Особо археологи отметили факт, что в какой-то момент все сооружения комплекса, включая наружную стену-тоннель, были преднамеренно сожжены. Об этом говорят следы огня во всех помещениях, включая изолированные (одновременное возгорание), и одновременное окончание пожара вследствие обрушения конструкций.
Таким образом, сургутские археологи отметили в Югре существование обществ с особыми социальными структурами, не соответствующими общеизвестным родовым или соседским общинам охотников и собирателей. Один из признаков таких обществ – оборонительно-жилые комплексы со сложной архитектурой.
«Перечисленные выше признаки позволяют предполагать происхождение или связь населения, оставившего городище Каюково 2, с кругом археологических культур Передней Азии и Юго-Восточной Европы», – считают ученые.
Кстати
Массовое «домостроительство»
В эпоху неолита и энеолита в западносибирской тайге наши предки стали переходить от кочевого образа жизни к стационарным жилищам.
Большинство их в таежных районах Западной Сибири были землянками и полуземлянками. Кстати, у наших современников – остяков Сургутского Приобья еще в начале XX в. «земляные дома» были самым распространенным видом зимнего жилища.
Лучшим материалом для строительства считалась сосна. Жилища имели каркасно-столбовую конструкцию, когда каркас стен и крыши крепится на опорные столбы, вкопанные в дно котлована по углам и/или вдоль стен и в центре.
Сверху все строение покрывали полотнищами бересты и пластами мха, а затем присыпали песком. Подновлять моховое покрытие приходилось каждый год, так как за зиму мох скатывался с наклонных стен; обычно ремонт производили осенью.
Строительство дома занимало немного времени: двое мужчин могли поставить такое жилище за одну-две недели в конце лета или начале осени, но при условии, что лес был заготовлен еще с весны. Подготовленные бревна раскалывали на плахи и шкурили, оставляли на просушку в течение лета. Такой дом мог служить достаточно долго – 40–50 лет.
Читать в источнике