Уважаемые читатели, сегодня юбилейная рубрика «Усть-Донецкий район в лицах» будет посвящена деятелю общественного охотничьего движения, зоологу, фотографу-анималисту, директору Нижне-Кундрюченского опытно-показательного хозяйства (1967–1987) Ростовского областного общества охотников и рыболовов Борису Нечаеву.
Борис Алексеевич родился 23 марта 1922 года. В 1952 году, после окончания Ростовского университета, началась его природоохранная деятельность с должности орнитолога в Черноморском заповеднике. В 1958 году Борис Алексеевич приступил к работе охотоведа — руководителя только что созданного Манычского заказника. Именно в этом хозяйстве были получены первые успехи в разведении зайцев, ондатры, уток, гусей и других животных и птиц.
В 1967 году Борис Нечаев, возглавил Нижне-Кундрюченское охотхозяйство, которому отдал 20 лет своей жизни и с которым были связаны все его впечатляющие достижения. Охотничье хозяйство Ростовского областного общества охотников и рыболовов располагалось в северной части Усть-Донецкого района на площади 75 тысяч гектаров. Исключительное разнообразие охотничьих угодий создавало благоприятные условия для многих видов дичи.
На территории хозяйства насчитывалось около 6 тысяч гектаров лесной площади, более 10 тысяч гектаров песчаных массивов и реки протяжённостью 93 километра. Все пахотные земли хозяйства были покрыты густой сетью полезащитных лесных полос, балки имели искусственные водоёмы, заросли тростника, кустарников и леса. В таких разнообразных угодьях обитало 29 разновидностей промыслов дичи.
С 1963 года в хозяйстве селились лоси и косули. На внутренних водоёмах водились ондатры, гнездились пять разновидностей речной утки. В пойме Северского и Сухого Донца и реки Кундрючья обитала европейская норка, в лесах и на полях куница, красная лисица, енотовидная собака, заяц-русак, стрепет, серая куропатка, перепел и вяхирь.
В сентябре 1966 года, в соответствии с планом работ по ведению охотничьего хозяйства в лесном урочище Журавский Огиб было выпущено 155 кавказских фазанов, которые успешно освоились в новых местах обитания. Для создания благоприятных условий новосёлам было организовано систематическое наблюдение за фазанами, подкормка и охрана птиц.
Наиболее интересным местом хозяйства являлся заказник, который занимал площадь 25 тысяч гектаров и располагался между реками Северский Донец и Кундрючья, в живописном и одном из красивейших мест Ростовской области.
Вот как описывал эти места Борис Алексеевич в выпуске газеты «Звезда Придонья» от 7 октября 1967 года: «Значительная часть охотхозяйства покрыта естественными и посаженными лесами. В балках, в пойме и на возвышенностях растут дуб, караич, ясень, тополь, ольха, берёза, сосна. Из кустарников много тёрна, шиповника, боярышника, бересклета, есть бирючина, калина, татарский клён. В степи, в третьей декаде апреля, на нераспаханных склонах балок, на целине, огненным цветом зажигаются алые тюльпаны. А немного позже, примерно через месяц, изумрудная степь делается серебристой от белоснежного ковыля. Здесь гнездятся стрепеты, а по ночам прыгают длиннохвостые земляные зайчики-тушканчики.
В заказнике свыше 30 голов лосей. В лесу лось очень красив. И каждая встреча с ним оставляет неизгладимое впечатление. Они успешно размножаются. Большую часть года лоси живут семьями. Одна семья уже несколько лет живёт в Журавской Огиби, вблизи управления охотхозяйства.
Людей они почти не боятся, и на человека не нападают. Подпускают они часто на 20–30 шагов и долго смотрят на человека. Держатся лоси больше всего в густых непроходимых зарослях молодой поросли, отрастающей через 2–3 года после сплошной рубки леса. Незаметно конец лета переходит в начало осени. По утрам над лесными полянами, над Северским Донцом плывут холодные туманы. В первых золотистых лучах ещё приветливого солнца просыпается лосёнок. Ударит лбом в тёплый живот матери, пососёт жирного тёплого молока. Лосиха ласково лизнет его в крутой лобик. Лосёнок игриво взбрыкнёт задними ногами и быстро побежит полукругом по залитой солнечными лучами лужайке, отряхивая на себя с листьев кустарника жемчужные капли утренней росы. Золотая осень пришла в наши края, и славят её могучим рёвом лоси, а рядом с ними, в зарослях кустарников, подают голос сказочные жар-птицы — кавказские фазаны».
Кавказские фазаны, выпущенные осенью 1966 года для акклиматизации в охотхозяйстве, весной 1967 года благополучно загнездились и в конце мая в лесу появились первые выводки. В том же году в хозяйстве был поставлен опыт по выращиванию фазанят при помощи обыкновенной курицы-наседки. В дальнейшем для разведения фазанов в хозяйстве был оборудован фазанарий, в котором выведением птенцов занимались домашние куры и индейки. Таким образом, в урочище Журавская Огиб, в центре Ростовской области, был создан единственный в стране естественный фазанарий. В местности, где до этого никогда не водились фазаны, спустя пять лет, благодаря научному подходу и заботе егерей было положено начало совершенно новой, большой популяризации чистокровных кавказских фазанов.
Кроме искусственного расселения, фазаны начали широко расселяться самостоятельно на расстоянии 50–70 километров от Журавской Огиби. Их можно было встретить практически во всех лесах Нижне-Кундрюченского хозяйства, а также во всех пойменных местах нижнего течения Северского Донца. Численность птиц за этот период выросла до 4‑х тысяч штук. Усилия работников хозяйства во главе с Борисом Алексеевичем полностью оправдались. Кавказские птицы-красавцы хорошо размножались, прекрасно переносили погодные условия. Придонье стало им вторым домом.
В 1969 году в Москве на конкурсе Росохотрыболовсоюза Нижне-Кундрюченскому опытно-показательному хозяйству за проделанную работу по разведению дичи было присуждено первое место. Коллективу хозяйства был вручён диплом первой степени и денежный приз — 700 рублей.
Нижне-Кундрюченское охотхозяйство добилось больших успехов и в массовом разведении и отлове диких животных для расселения в других районах нашей страны. Благодаря тому, что разведение дичи в хозяйстве было поставлено на современную научную основу, численность зайцев-русаков к осени 1972 года достигла 7860 голов. За короткий период с 1970 по 1973 год в заказнике Нижне-Кундрюченского охотхозяйства для расселения было отловлено 5334 голов зайца-русака, которые были завезены и расселены в 15 краях и областях РСФСР и Грузинской ССР.
Нижне-Кундрюченское опытно-показательное охотхозяйство обслуживало тысячи охотников. Редко кто приходил домой без дичи. Много лисиц, тысячи шкурок зайцев сдавали местные охотники на склады заготконторы. Однако, количество дичи не уменьшалось. С каждым годом значительно увеличивалось поголовье диких голубей и куропаток. Стаи куропаток в 20–40 птиц были здесь обыкновенным явлением. Изобилие дичи на территории охотхозяйства объяснялось правильным его ведением и бережным отношением к природным богатствам.
Егеря обеспечивали животных едой и водой, охраняли от браконьеров и хищников днём и ночью в любое время года. Весной делали для уток искусственные гнёзда, которые они охотно занимали. Фазанам устраивали из золы порхалища, в которых они с удовольствием купались в жару. Для зайцев раскладывали солонцы. В лесу были оборудованы пятьдесят искусственных поилок из бетона, которые два раза в неделю заливались колодезной водой. Рядом с поилками располагались кормушки и галечники, с мелкой галькой, необходимой фазанам и куропаткам. Осенью в охотхозяйстве завершалась заготовка на зиму зерноотходов, сена люцерны для зайцев.
Благодаря богатой кормовой базе, появившейся в Нижне-Кундрюченском хозяйстве ежегодно стали зимовать здесь до 20 орланов, а в начале 1980‑х годов две пары этих птиц даже загнездились в пойменных лесах. Обычными в лесах и песках стали филины. Нередка стала в старых лесах появляться неясыть, в степных балках утки-огари, а на небольшом пойменном озере в 1983 году впервые загнездилась пара лебедей-шипунов.
В своей статье «Для них Придонье стало Родиной» Борис Алексеевич отмечал: «Природа создала в наших краях прекрасные условия для развития дичи. Дело за тем, чтобы рационально использовать эти природные условия. И если каждый житель Придонья будет беречь природные богатства, заботиться о размножении диких птиц и зверей, наши места станут самыми богатыми дичью».
Борис Нечаев не только любил и охранял природу, но и запечатлевал её с помощью фотографии. Он был виртуозным фотографом-анималистом, широко известным в нашей стране и далеко за её пределами. Борис Алексеевич был мужественным защитником донской природы, до конца своих дней стоявшим на страже диких зверей и птиц. Это был необычайной души жизнелюбивый человек, обаятельный оптимист, до последнего дня веривший в возможность земного счастья.
В этом выпуске мы предлагаем вашему вниманию работы Бориса Алексеевича, которые были опубликованы в районной газете «Звезда Придонья» в 1970–1980‑е годы, в период его работы в Нижне-Кундрюченском охотхозяйстве.
По материалам архивных
документов подготовила
В. Смирнова