Древний Израиль, Хазарский каганат и Россия. Между этими державами существует давняя неразрывная связь. В 925 году до н.э., сразу после смерти легендарного царя Соломона единое до этого государство Израиль распалось на независимые царства: Израильское на севере и Иудейское на Юге. С того времени постоянная вражда становится смыслом жизни бывших сограждан.
Кстати, это противостояние продолжается до сих пор, и, к сожалению, в него часто вступают по ряду причин многие другие державы. Возвращаясь к тому древнему расколу, следует отметить, что он закончился и для израильтян, и для иудеев грандиозной катастрофой.
Вначале, в 722 году до н.э., ассирийский царь Саргон II при активном содействии Иудеи, разгромил Израиль и угнал в рабство практически всё его население. Израильские 10 колен из 12 растворились среди населения Ассирии, в том числе и среди племён, живших на Кавказе. Само израильское царство прекратило своё существование навсегда. Спустя 116 лет такая же участь постигла уже Иудею. Нововавилонский царь Навуходоносор II в 586 году до н.э. захватил Иерусалим и разрушил храм Бога Яхве. Вот наглядный пример тому, что отсутствие единства внутри любой державы неизбежно приводит к её краху. Как тут не вспомнить древнюю мудрость: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».
Правда, иудеям Господь дал шанс уцелеть. Персидский царь Кир, и тоже II-ой, победив Вавилон, великодушно позволил иудеям вернуться на родину. Вернулось, однако, всего 42360 человек. Покидать насиженные вавилонские места большинство бывших пленников уже не хотело. Более того, с этого момента начинается формирование иудейских (еврейских) диаспор по всему античному миру. К началу V века появились таковые и на территориях современной Украины и юга России.
В начале VII века на исторической арене зарождается новое сильное государство – Хазарский каганат. В 626 году армия Западно-тюркского каганата вступает в войну с Персией на стороне Византии. Подавляющую часть тюркского войска составляла хазарская конница. Это было первое знаковое заявление о себе в мировой истории со стороны хазарского народа. Очень скоро на месте ослабевшего Тюркского каганата возникает новый – Хазарский. Этот процесс начался в начале 30-х годов VII века. Молодая держава начинает выстраивать добрые отношения со своими многонациональными подданными. Первые каганы из династии хана Ашина отличались разумной веротерпимостью. Налоговый сбор с населения составлял 10% (современные предприниматели России могут этому лишь позавидовать). Хазарский каган обеспечивал своим гражданам как защиту их прав внутри державы, так и защиту от внешних врагов.
Понятно, что появление новой сильной державы неизбежно приводит к конфликту интересов с могущественными соседями. Главными конкурентами Хазарии на первом этапе становления явились Византия, Персия и Арабский халифат. Приблизительно в 642 году началась первая арабо-хазарская война, которая завершилась полной победой молодой Хазарии. Во время этой войны арабы потеряли своего знаменитого полководца Салмана ибн Рабиа. С этой победой Хазария обретает статус державы имперского масштаба, с которой вынуждены считаться все влиятельные государства. Хитрая Византия старается всячески задружиться с каганом. В Хазарию начинают активно прибывать христианские миссионеры. В конце VII века царь страны Хайдан, входящей в каганат и располагавшейся в прикаспийском Дагестане, где проживали племена савиров, вместе со своими соплеменниками первым принимает христианство. Хазария, как и современная Россия, была страной многонациональной. В ней уживались венгры, тюрки-хазары, тюрки-болгары, славяне, скифы-аланы, финно-угорские и ещё масса других народностей. Все ощущали себя равными среди равных и одинаково защищёнными от внешних врагов. Жители каганата свободно могли исповедовать любую религию.
В начале VIII века при дворе кагана появляются богатые представители еврейской диаспоры. Они помогают хазарскому правителю наладить транзитную торговлю между Китаем, Персией и Европой. Будучи прирождёнными ростовщиками и торговцами, они рассматривают Хазарию, прежде всего, как выгодный коммерческий проект. В ту пору Хазария нуждалась в опытных советниках, способных привлечь финансы в казну. Каган Булан начал проводить реформы по превращению Хазарии из страны кочевников в страну оседлых ремесленников и земледельцев. Именно в это время высшая хазарская власть во главе с каганом под влиянием иудейской торгово-финансовой верхушки принимает иудаизм. Важно отметить, что иудаизм был всегда закрытой религией. Почему руководство Хазарии пошло на такой шаг, до сих пор остаётся большой загадкой.
В 732 году на каганат вновь нападает армия арабов во главе с полководцем Марваном ибн Мухаммадом. Начинается вторая арабо-хазарская война. В этой войне удача была уже на стороне халифата. По условиям навязанного Хазарии мирного договора каган Булан обязался принять ислам как главную государственную религию. За поражением в войне в Хазарии наметился глубокий политический кризис. Дело в том, что, приняв ранее иудаизм, часть высшей знати, уверовав в свою избранность, демонстративно противопоставляла себя другим могущественным феодалам, сохранившим приверженность христианству, исламу и другим верованиям. С тех пор все ключевые государственные посты оказались в руках иудеев. Теперь на карьерный рост имели право только те, кто исповедовал иудаизм. Знаменитый советский историк Лев Гумилёв назвал такую систему правления «Еврейско-Хазарской химерой», что, по сути, представляло собой искусственное принудительное соединение несоединимого. Таким образом, среди хазарской элиты, как когда-то в Древнем Израиле, произошёл раскол. Это стало исторической ошибкой, поскольку в условиях враждебного окружения могущественными державами Хазария могла лишиться независимости.
Как известно, любая трещина имеет тенденцию к расширению. Вскоре политический кризис перерос и в экономический. Росли налоги, дорожала жизнь простых граждан. В стране стали процветать ростовщичество и, как следствие, работорговля. Стали обостряться межконфессиональные и межнациональные противоречия. Последней каплей чаши терпения граждан Хазарии послужил государственный переворот, устроенный беком Обадией в самом начале IX века. В результате этого заговора в руках иудейской верхушки оказались все рычаги государственной власти. После переворота каган превратился, по сути, в номинал, просто символ. Более того, Обадия поставил старой хазарской знати ультиматум об обязательном принятии иудаизма. Кто не с нами, тот против нас. Для старой знати такое требование было совершенно неприемлемо, и в 810 году в Хазарии началась гражданская война.
События той далёкой поры очень сильно напоминают времена Октябрьского переворота 1917 года. В то время на руководящие посты назначались исключительно представители партии большевиков, прибывшие в Петроград из Германии в опломбированном вагоне.
Против Обадии вместе со сторонниками опального кагана выступили венгры, славяне, болгары, хазары, аланы и другие племена. На стороне Обадии была многочисленная армия наёмников. Война длилась 10 лет. Она была жестокой и непримиримой. В её огне сгорели десятки тысяч людей с обеих сторон. Сам организатор переворота и всех радикальных реформ бек Обадия был убит вместе со своими сыновьями Манассией и Езекией. Власть перешла к его брату Ханукке. После упорного противостояния иудейская элита одержала победу, но она была равносильна поражению. Хазарский каганат повторил точь-в-точь ошибку Древнего Израиля. В хазарской державе наметился раскол. После Гражданской войны в каганате установилась жесточайшая диктатура. Первыми, кто покинул Хазарию, были венгры. Они откочевали на средний Дунай и там обрели свою новую родину. Вслед за ними на северный Кавказ и в Хорезм ушли хазары мусульмане. Обособились волжские булгары, а хазары христиане вместе с другими христианами ушли на территорию современной Ростовской области. В будущем именно они заложили основы Донского и Терского казачества. Вскоре наметился разлад и в новой властной верхушке каганата. Наследники Обадии, хазарские неофиты иудаизма, начали считать себя более «избранными», чем их учителя – иудеи-семиты. Последних стали обвинять во всех неудачах и проблемах, которые посыпались на Хазарию. Эти нападки вынудили значительную часть семитов перебраться в соседнюю Польшу.
Так уж получилось, но судьбу Израиля и Хазарии на разных исторических этапах повторяли многие державы. К сожалению, не стала исключением и Россия. Здесь очень важно понять, что государство становится химерой не от того, что оно многоконфессионально и многонационально. Беда приходит, когда власть теряет связь со своим народом и начинает рассматривать его как раба, а сама верхушка превращается в паразита-рэкетира. Говоря проще, власть становится инородным телом в собственной стране. А инородное тело всегда отторгается. Пример подобного отторжения продемонстрировала молодая советская власть и развязанная ею во главе с Троцким и Лениным Гражданская война 1918-1922 годов.
И наоборот, СССР в период правления грузина И. Сталина химерой никак не назовёшь. Вождь всех времён и народов пользовался безграничным доверием всех советских людей. У Хазарии был шанс стать величайшей державой Евразии, но она его, увы, упустила.
Просуществовав около 300 лет, Хазария ушла в небытие. Этот, без преувеличения, интересный великий народ растворился практически во всех племенах и народах бывшего каганата. Поэтому, дорогие россияне, а также те, кто именуют себя украми, и особенно граждане современного Израиля, знайте, что если хорошенько покопаться в ваших генах, то раньше, чем татар, мы найдём там хазар. Ну, а нам, современным россиянам, остаётся надеяться на то, что В. Путин и его сподвижники обладают реальной властью и не допустят тех ошибок, которые допустили правители древней Хазарии.