Найти в Дзене

Выпуск №8. 1806 год (ч2)

Переезд Войсковой Канцелярии в Новочеркасск Через месяц после прибытия с похода состоялось важное событие в жизни Войска, празднично устроенный переезд войсковой канцелярии с регалиями, знаменами и прочим, в Новый Черкаск (раньше имя города писалось с одной буквой «с»), кратко запечатленный в истории как «Переезд». И дата этого события, с высоты наших лет, символическая - 9 мая. А в те времена, этот день почитался как день памяти Николая Чудотворца (Никола Вешний, день перенесения мощей святителя из Мир в Бари). О переезде в новый город много информационного материала размещено в интернете на различных ресурсах. В их основе отрывки из книг «Картины былого Тихаго Дона» тогда еще войскового старшины Петра Николаевича Краснова и «Атаман Платов и основание города Новочеркасска» донского историка Евграфа Петровича Савельева, которые были написаны и опубликованы в начале XX-века. Они описали это событие, документально, но с некоторыми художественными вставками сомнительной достоверности (осо

Переезд Войсковой Канцелярии в Новочеркасск

Через месяц после прибытия с похода состоялось важное событие в жизни Войска, празднично устроенный переезд войсковой канцелярии с регалиями, знаменами и прочим, в Новый Черкаск (раньше имя города писалось с одной буквой «с»), кратко запечатленный в истории как «Переезд». И дата этого события, с высоты наших лет, символическая - 9 мая. А в те времена, этот день почитался как день памяти Николая Чудотворца (Никола Вешний, день перенесения мощей святителя из Мир в Бари).

О переезде в новый город много информационного материала размещено в интернете на различных ресурсах. В их основе отрывки из книг «Картины былого Тихаго Дона» тогда еще войскового старшины Петра Николаевича Краснова и «Атаман Платов и основание города Новочеркасска» донского историка Евграфа Петровича Савельева, которые были написаны и опубликованы в начале XX-века. Они описали это событие, документально, но с некоторыми художественными вставками сомнительной достоверности (особенно у Савельева) и с некоторыми явными «залепухами».

П.Н.Краснов, сотник Лейб-Гвардии Атаманского полка, фрагмент фото 1896 года
П.Н.Краснов, сотник Лейб-Гвардии Атаманского полка, фрагмент фото 1896 года

Но на полвека раньше церемониал переезда описан А.Филоновым и опубликован в газете «Донские Войсковые Ведомости» №10 от 10 марта 1859 года. Автор после окончания педагогического института был направлен в Новочеркасск и служил с 1856 по 1859 год в войсковой гимназии учителем русского языка и словесности и параллельно занимался литературной деятельностью, написав несколько статей, объединенных в книжку «Очерки Дона». При описании церемониала переезда, он ссылается на материалы, взятые из бумаг войскового и других архивов. Приведем небольшой экстракт из вышеуказанной публикации. Сам церемониал описан в виде сценария торжества, мы же опишем его в совершенном времени, поэтому не факт, что всё именно так и было.

Савельев Е.П., делопроизводитель Областного Правления Войска Донского, историк, фрагмент фото 1895 года
Савельев Е.П., делопроизводитель Областного Правления Войска Донского, историк, фрагмент фото 1895 года

Но прежде небольшая информация о том, что было сделано за год в новом городе. Строительство его шло медленно, по нескольким причинам. Основной из которых, была удаленность новой столицы от Дона. Река находилась в 20 км от неё, а казаки были тесно связаны с Доном на протяжении всей своей истории и не мыслили жить иначе. Поэтому не желали покидать обжитые места Черкаска. Понимая это, организаторы переноса новой столицы, планировали углубить Оксай, на берегу которой располагался новый город, и пустить Дон по другому руслу. И большие средства и силы были брошены на решение этой задачи. Но эта утопическая гидротехническая проблема, не была решена из-за недостатка средств в течение трёх десятилетий. И все это время вопрос о месте столицы земли войска Донского оставался окончательно нерешённым.

На указанный день было выстроено несколько каменных войсковых зданий и остальные были деревянные. Не будем уточнять, какие именно были первыми, это требует более детального погружения в архивы. Но точно известно, что в первый год произошли отступления от первоначального плана де Воллана. И войсковая канцелярия разместилась при переезде в здании полиции, а не на парадной площади, как предполагалось планом. Были и другие несоответствия с первоначальным планом, что было удивительно, ведь документ был подписан Императором!

Первоначальное месторасположение Войсковой Канцелярии на плане де Воллана 1804 года
Первоначальное месторасположение Войсковой Канцелярии на плане де Воллана 1804 года

В апреле были разосланы приказы в Сыскные Начальства о дате и порядке представительства станиц на празднике переезда. В частности, ближайшим к Черкаску станицам (Маноцкой, Багаевской, Бесергеневской, Оксайской, Сретенской, Александровской, Гниловской, Кривянской и Заплавской) предписывалось прибыть атаманам, чиновникам, отставным и служилым казакам 8 мая в Старый Черкаск на судах при оружии и в исправном одеянии, имея одно знамя и бунчук от каждой станицы. Аналогичный приказ получили и городские станицы Черкаска. Все они должны были участвовать в процессии от Черкаска.

Станицам Грушевской, от Мелеховской до Кочетовской, а также станицам по Донцу предписывались аналогичные требования, но прибыть конным порядком в распоряжение командира рабочего полка полковника Слюсарева Андрея Филипповича (1-го) в Новый Черкаск с целью встречать процессию. Отдельный приказ поступил для казаков и урядников Атаманского полка, которые должны были прибыть в Новый Черкаск 6 мая в распоряжение генерал-майора Иловайского 5-го. Задачей полка была торжественная встреча процессии в Новом городе.

Всем остальным станицам от Кочетовской до Казанской, а также Хоперским, Медведицким и Бузулукским предлагалось прислать в Новый город на подводах от каждой станицы по три первостепенных старика и три выростка от 13-до 16 лет, чтобы они увидели торжество, запомнили и передали потомкам.

9 мая выдался чудесный солнечный день. Разлившийся полой водой Дон залил старый город и все пространство до Нового города. Оповещенные через полицию накануне, господа генералы и офицеры собрались у квартиры войскового атамана. Войсковые регалии, в том числе герб города и знамена установили перед входом в соборную церковь. Святыня (образа), подлежащие переносу в Новочеркаск, накануне были перенесены священником соборной церкви в канцелярию.

Примерная схема движения праздничной процессии "Переезда"из Черкасска
Примерная схема движения праздничной процессии "Переезда"из Черкасска

С началом благовеста войсковой атаман с присутствующими вошли в церковь и слушали литургию. По окончании службы пели благодарственный молебен, при произношении многолетия Государю и Августейшей Семье, до выхода из церкви, был сделан 51 выстрел из пушек Даниловского бастиона.

После был ход от собора к судам расположившимся у Дона. На всем протяжении маршрута движения соблюдался особый порядок следования. Шествие начиналось святыней, вслед за ней шли регалии и знамена, затем духовенство в облачении, за ними войсковой атаман с присутствующими и все остальные.

После посадки в суда «флотилия» направилась мимо Даниловского бастиона, затем Гнилым ериком и далее залитыми водой полями в Новочеркаск, оставляя справа Аннинскую крепость. После отчаливания процессии от берега, старый город провожал её пушечным салютом с городского бастиона, сделав 31 выстрел, после чего из судов, на которых следовали станицы, был произведен ружейный салют, по одному выстрелу, начиная от городских станиц и далее все остальные.

«Флотилия» следовала до нового города нижеследующим порядком. Впереди сажень на сто лодка с полковым знаменем, на котором изображен образ Николая Чудотворца. На этой лодке находился полицейский чиновник Денисов с командою. Затем следовала лодка со священниками и духовенством, за ней две лодки в ряд, немного уступом, с певчими и церковниками в два хора, следом две лодки в ряд с регалиями и знаменами. Сзади - шлюпка с зерцалом и дьяками.

Потом следовали: четыре шлюпки в ряд с благородным обществом, в одной из которых был Войсковой Атаман с присутствующими; по две лодки в ряд с канцелярскими служащими, 4 лодки (по две в ряд) с учениками гимназии и начальственного училища (открытыми в прошлом году) и приходского училища; в заключении - шлюпка с директором и учителями.

Через 50 саженей полицмейстер с казаками и гербом войска, а следом станицы. Городские станицы со знаменами и бунчуками размещались по правую сторону от лодки войскового атамана в порядке старшинства (Черкаская, Средняя, Павловская и т.д.) а с левой стороны другие ближайшие станицы (Маноцкая, Багаевская, Бесергеневскай, Заплавская и т.д.). При приближении к Анненской крепости повторился ритуал с пушечным и ружейным салютом.

Схема движения праздничной процессии "Переезда" в Новом Черкасске
Схема движения праздничной процессии "Переезда" в Новом Черкасске

По прибытии в Новочеркаск, процедурой процессии распоряжался наказной атаман, а приемом святыни распоряжался протопоп. По мере приближения процессии к Новочеркаску наказным атаманом был дан сигнал ракетой, и началась пальба артиллерии под командой войскового старшины Ребрикова Андрея Алексеевича (5-го) из пушек. Интенсивность пальбы увеличивалась по мере приближения «флотилии» к берегу.

Святыни, регалии и знамена, войсковой атаман и благородное общество причалили к специально выстроенной пристани, а станицы каждая с соответствующей стороны. Полицмейстер распоряжался, чтобы причаливание и построение происходило быстро и одновременно, выстраиваясь вдоль проспекта (впоследствии именованным Крещенским Спуском), ведущего к временному Вознесенскому храму, с обеих сторон вплоть до Съезжего (по современному – полицейский участок с КПЗ) и Войскового дома соответственно.

А от них же выше, с обеих сторон генерал-майор Иловайский 5-ый выстроил линии казаков из Атаманского полка и от всех других прибывших станиц, вплоть до самого храма. Все станицы на передней линии развернули знамена и бунчуки, впереди линии поставили детей, чтобы хорошо все видели и запомнили.

Процессия выстроилась примерно в том же порядке, как и следовала до этого. Впереди знамя при полицейском офицере Денисове, за ним святыня с духовенством и певчие по сторонам. Затем уступом взвод артиллерийских казаков при офицере, за которыми регалии и знамена и отдельно зерцало. За ними Войсковой Атаман и присутствующие, благородное общество и т.д.

В таком порядке шествие проследовало до войскового храма. В храм духовенство внесли святыни, за ними последовали генералитет и благородные посетители праздника. Регалии, знамена и зерцало установили перед входом храма. Пока проводилось церковное моление, которое проводил протоиерей Оридовский, войска перешли со спуска и выстроились по обе стороны от храма и такими же линиями вдоль проспекта, по направлению к Войсковой Канцелярии. По окончании моления, вдоль выстроившихся линий казаков, процессия с регалиями и знаменами проследовала к Войсковой Канцелярии, в которую внесли зерцало, регалии и знамена. Они были свернуты и установлены соответствующим образом при одном присутствующим, полицмейстере и чиновнике. После этого торжественное собрание взяло отдых. К вечеру была устроена иллюминация.

На другой день с 9 часов по благовесту к божественной литургии войска выстраиваются в том же порядке и собрание от Войсковой Канцелярии со знаменами и регалиями совершило ход к храму. По продолжению богослужения, регалии со знаменами были установлены перед храмом и при перестроении войска образовали на площади Войсковой круг вместе со станичными знаменами и бунчуками в две и три линии; артиллерия построилась в отдельном месте в отдалении от войск. По окончании обедни, был исполнен молебен за здравие Императора и Августейшей Семьи с коленопреклонением, при этом артиллерия произвела 101 выстрел и войска сделали троекратную стрельбу беглым огнем.

После молебна из храма вышли Войсковой Атаман с генералитетом и образовали войсковой круг. Старший войсковой дьяк зачитал императорское повеление о переходе войскового правительства в Новый Черкаск, все щедроты на этот случай, а потом по традиции все прежние грамоты: как в награду, так и в похвалу войска.

После знамена и регалии были возвращены установленным порядком в Войсковую Канцелярию. Атаман приглашает всех к обеденному стволу, начался «пир горой». Повторяется праздник, аналогичный тому, который происходил при заложении города: сопровождающийся «штурмом жареного быка с золочеными рогами», штурмом шестов, на которых были подвешены кошельки и т.д.

За столом для благородных, устроенного Войсковым Атаманом пили за здравие Всемилостивейшего Монарха и всего Августейшего Дома, при этом производились пушечные выстрелы. Было выставлено угощение для черни в разных местах, из крепких и сладких напитков и закусок, играли «капели музык».

После стола в 7 вечера, за городом, были устроены скачки верховых лошадей расстоянием на 7 верст, для 300 выбранных лошадей и всех тех, кто пожелал участвовать. Победителю был вручен приз в виде вызолоченной серебряной кружки с вытесненными словами, а также вручены призы за 2-е и 3-е место,

После скачки вернулись к ставке атамана, где продолжили пир и по заходу солнца, открылся фейерверк со щитами Государя Императора и Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны и всего Августейшего Дома, а также другие иллюминации вокруг ставки, всего города и по водам Оксая. Новая столица земли Донских казаков, начала свою историю.