ORFR'24 на электричке
Второго октября 2024 уже почти традиционно (два раза ведь считается, правда?) выпросил у Александра Костюка его электробайк Sherpa Carbon, чтобы пободаться с секундомером в онлайн гонке за респект от Егора Затонского.
Такие ивенты интересны не только возможностью обновить лучшее время, но и пощупать вживую накопившиеся за год инженерные решения, которые Александр проверяет в первую очередь на своем байке.
В этом году первое, что бросилось мне в глаза - «релокация» батареи. Из переднего треугольника она смещена под нижнюю трубу рамы, что вполне оправдано с точки зрения снижения центра масс. Концептуально крепление предполагает в т.ч. установку одновременно двух батарей (сверху и снизу трубы). Для спортивного велосипеда это лишнее, на мой взгляд, а вот туристам понравится. За все время теста столкнулся только с одним минусом переноса - аэродинамический кожух батареи не влез в мое велокрепление (thule 598) по ширине. Для Александра это не критично, т.к. он велосипед возит разобранным в машине, а для совместимости с велокреплением используется укороченный щиток. Отказавшись от предложения снять щиток я вернулся за байком уже на своем велосипеде, разменялся по-быстрому, закинул в рюкзак зарядное и двинул в сторону дома.
Езда на электровелосипеде по городу - отдельная история. Аналоговый велосипед позволяет ехать быстрее автобусов. Электричка уничтожает вообще весь остальной колесный транспорт, при этом чувствуешь себя сильно увереннее, чем на том же самокате. Нет проблем держаться в потоке, стартануть со светофора, а в ожидании его включения исполнить трекстенд так же легко, как на кантрийнике. Sherpa приятно отзывается на нажатие педали, при этом удерживается тормозом. Думаю, не последнюю роль в этом сыграл перенос батареи.
Пролетаю над городом и отправляю вел на зарядку - батарея мне досталась не полная. Вся ночь впереди, но велу достаточно пары часов и зеленым индикатором зарядка сигнализирует, что все готово. Нет, не всё. Помня количество камней на трассе качаю колеса посильнее (1,5//1,8 атм).
Ранний подъем, электричка до Старосемейкино, трек готов, стартовое фото.
8: ... сколько -то там… Старт! Сентябрь изрядно высушил местные тропы. О грязном ковырялове в первом овраге напоминают только сухие шашечки от протектора. Вылетаю в первый подъем, кручу. Ассист на максимум - экономить заряд на 40-километрвой трассе нет необходимости. Скорость 30+, местами этого даже многовато. Чтобы иметь больше контроля на кочках и удобнее свешиваться в поворотах чуть опускаю седло. Вообще с приспущенным седлом я проехал значительную часть трассы. Прошивка в этом году ограничивает мощность на отметке 1 кВт (в прошлом году было 2 кВт), но недостатка в ней не ощущаю. А вот контроля на сыпухе хочется больше и Sherpa есть что здесь предложить. Педаляж на приспущенном седле вкупе с мотором практически не проигрывает в мощности и удобстве, зато свободы движений для стабилизации значительно больше. Больше стабильности - выше скорость.
Спуск, подъем, дальше дорога любви. Упираться по асфальту смысла нет - экономия времени минимальная, а вот расход ног и батареи на максималке неоправданный. Впервые ощущаю разницу в мощности. В прошлом году крейсерская была 60 км/ч, сейчас 53-55. Ехать 60 и больше можно, но на педалях уже некомфортно (вот уж не думал, что мне не хватит огромной 42 звезды), а движком докручивать получается только на плоском, либо вниз. Петля у опоры ЛЭП и лечу вниз к карьеру. Дроппер в нижнем положении, задница у колеса, сердце где-то ниже. Не очень сложный спуск на электричке открывается по-новому. Ощущение скорости уже чуть притупилось, поэтому скорость входа на спуск выше, чем обычно. Ехать по колее не комфортно - там камни и сыпуха, так что стараюсь удержаться по центру, скатывая в колею только по инерции для упора и возвращаясь назад с поддергиванием переднего, дабы не снесло. Тормозить на средней части рисково - легко скользнуть в колею, где тормозить просто бессмысленно. Тот самый случай когда на опасном участке лучше минимизировать торможение, чтобы сохранить какой-то контроль. Резина, которая для кантри кажется тяжеленной, здесь работает в нашей команде - можно позволить себе гораздо больше. Выкатываю спуск. 0:49 против 0:41 в прошлом году - сыпуха, да и накат сейчас поменьше.
Вокруг карьера еду вполне привычно, объезжая уже знакомые ямы и затычные места. Утром на дне карьера отработала поливалка. Пыли нет, но вода ещё не до конца впиталась в грунт, брызжет с колес, придавая всему вокруг модный раскрас. Ерунда в сравнении с тем, что вел видел на Евразии, ну а я сегодня без машины, так что могу себе позволить чуть испачкаться. Здесь на плоскаче можно уверенно ехать 60 - ровно, места для маневра достаточно. Главное не заплутать, так что в ущерб пульсу и прочим метрикам гармин сегодня показывает только трек.
Подъем на Тип-тяв, телевышка, трейл! Сыпуха здесь ощущается особенно сильно. До кучи колеи присыпаны листьями. Дроппер вниз, стойка. Вроде уверенно, но крутить по таким кочкам страшновато - слишком разматывает да и корень можно зацепить. Тут то и начинает раскрываться рукоятка акселератора. В стойке спокойно держу баланс, добавляя, где нужно, скорости гашеткой. Нравится. Скатываюсь вниз почти до ГЛК, естественно, пролетев нужный поворот на пару десятков метров. Не беда, возвращаюсь.
Чуть тропок по лесу и дорога превращается в мотоциклетную эндуро-дропку, петляющую по дну оврага. И тут вел снова раскрывается. В затычных поворотах, где на аналоговом велосипеде думаешь, как бы не цепануть педалью, на электричке чуть поджимаешь гашетку и задним тормозом регулируешь скорость. Повороты проходятся гораздо плавнее, на выходе ещё подхват педалями и выстреливаешь вперед.
Петли вверх, петли вниз - везде гашетка меня хорошенько выручает. Пробую по разному комбинировать усилия. Например, выложиться в подъем, 5 секунд восстановиться на гашетке и снова валить. На кочках, когда усилие на педалях прыгает, вел чуть пинается, аналогично снижая мощность на движке. Кручу и зажимаю дополнительно гашетку - получаю ровный подхват.
Подъем в роддом ощущается тяжело - заряда примерно половина, но ограничение мощности в 1 кВт здесь наиболее заметно - скорость держится в районе 20 км/ч, вместо бодрой тридцатки. И все равно это в разы быстрее, чем на аналоге. Ещё прохват по лесу. Пара сваленных деревьев. Где-то прыгаю, где-то переношу велосипед, при переноске впервые ощущаю, что Sherpa в пару раз тяжелее моего кантрийника.
Спуск к железной дороге как всегда прекрасен. Сыпуха здесь не срашна - везде есть упор, разве что ветки хлещут по рукам и лицу, когда заезжаешь на бортик слишком высоко. Лечу. Ору. Торможением пренебрегаю.
Хорошенько выхватив люлей от леса вываливаюсь к дачам. Финишная пролетка по переулку и я на переходе через пути. В прошлый раз я подкатил сюда аккурат к отходящей электричке, заставив понервничать машиниста, решившего, что я так и поеду у него перед носом, а не остановлюсь. Сейчас же на платформе пустынно и тихо. Время.
1:15:40. В прошлом году было 1:12:08. Сыпуха. А может я подсдал, все же меньше катаю? Может снижение мощности? А может потому, что 1:12 было время второй попытки в прошлом году, а на первой я непозволительно долго плутал по треку… Ну да оставим это для разбора полетов дома. Финишное фото.
Снова влезаю на вел - ещё 25 км ехать до мастерской. Ассист на 2 из 5 - торопиться теперь некуда. Бодро но без излишества кручу в подъемы. Дорога любви, Чайка. Начинает предательски мигать последнее деление заряда батареи. Убавляю ассист до 1. На спусках вообще выключаю - наката и так достаточно. Спуск по Кирова. А вот и финита батарея. Выключаю вел на спуске, снова включаю на Карла Маркса. А батарейка то ещё живая! Докатываю в мастерскую и возвращаю вел.
Какой же все таки легкий мой старый алюминиевый хардтейл! Нажатие на педаль легко толкает его вперед. Выворачиваю со второстепенной перед автобусом, который неспешно проезжает перекресток. «Точно ему не помешаю, сейчас только топну пару раз…» И нет. Электроподрыв остался на зарядке в мастерской. Начинаю привыкать назад к аналоговой реальности.
А что там по итогам?
Впечатлений, как всегда, масса. Во-первых электричка - это новый опыт на давно знакомых элементах. То, что легко проезжается на 30 км/ч может быть гораздо инетереснее на 50 км/ч.
Перелетается то, что долеталось, долетается то, что не долеталось. Вообще что-то много всего летается, где раньше и не думалось. Ямы на дороге, бордюры, камни, поваленные деревья в лесу - все без проблем. Особенностью тут, кроме веса, является мотор-колесо. Подрессорить его нельзя по определению, но привод тут редукторный, масса в сравнении с прямым приводом небольшая. Вообще конкретно этот вел мне великоват. При росте в 170 см подседел пришлось опустить в пол. Кокпит укоротить не получится, так что сижу сместившись вперед и это ощущается небольшим дисбалансом на прыжках - чуть пинается заднее, но это дело привычки. А ещё можно в прыжке дожимать гашетку. Вылетаешь в свечу с приземлением на заднее. Что-то на мотоциклетном, но очень интересно. Колесо на гашетке раскручивается в полете и подкидывает приятный импульс на приземлении.
По рулежке сложно сказать однозначно. Вроде бы вел тяжелее, давление в покрышках выше, но протектор злее. Получается примерно также, но иначе. А при наличии упора низкий центр тяжести позволяет легко перекладывать вел. Судя по спуковому участку на угольной дороге аналоговые велы остались в рейтинге позади. Ещё и гашетка в поворотах. Получается в сумме плюсы есть.
По батарее. Для спортивного снаряда достаточно - мне ещё ни разу не удавалось посадить его на трассе. Если мало - можно поставить 2 батареи. Если много - можно взять облегченную батарею и быть ещё чуть быстрее на коротких гонках.
По прошивке. Кто-то отмечает, что вел пинается при педалировании. Я это тоже иногда ощущаю, но понимание принципа работы электроники дает ключ к решению. На максимальном ассисте все крутится плавно в любом раскладе. Чуть заметны рывки на минимальной поддержке, решается круговым педалированием, когда усилие на педалях равномерное. Полезный, кстати, навык, на электричке можно ещё и скилы прокачать. Касательно ограничения мощности. На практике оно заметно не так часто, да и то преимущественно в лоб, т.к. вел явно не ощущается маломощным. Мне, как спортмену (чего б не помечтать?), хотелось бы больше контроля над байком. Например, вообще без ограничения мощности и ручной контроль температуры на дисплее с автоматическим отключением мотора по перегреву без предварительного снижения мощности (сейчас Sherpa автоматически снижает мощность при повышении температуры и «вырубить» его даже при самых больших нагрузках у меня не вышло). Нужно ли это простому обывателю ради разницы в несколько минут на 40 километров? Думаю, что нет. Зато он будет избавлен от необходимости отслеживать перегрев, и будет ехать до разрядки батареи, даже если просто зажмет гашетку не крутя педали.
«Электричка тебя везет, ты вон и сам полкруга гашетку жал…» Ну, жал то может и жал, только ехал с тем же пульсом, что и на аналоге. Только быстрее. Легче ли оно? Метрики пророчат мне несколько дней восстановления после двух часов нагрузки. Намеченный «Большой шлем» откладывается, дабы не стать страданиями ради страданий.
Ну и кратко, для тех, кто таки дочитал. Маркетологи определенно нас обманывают, но в части правдивости слогана электродвижения «Это ты, только быстрее» я согласен на все сто. Электронбайкс дает возможность каждому потребителю реализовать проект под конкретную задачу. Уступают ли их творения разработкам спеша или мериды? Зависит от конкретной задачи, но уж точно не показателю цена/качество.
https://electronbikes.com