Найти в Дзене
Auto People

Цены на вторичке взлетят: как новый утильсбор изменит российский авторынок

Оглавление

Автомобильный рынок России в преддверии масштабной перестройки. С 1 ноября 2025 года, согласно планам Минпромторга, вступает в силу новая методика начисления утилизационного сбора – и это не просто техническая корректировка, а настоящий экономический землетрясение для всех, кто покупает, продает или планирует приобрести машину. Особенно сильный удар примет вторичный рынок. Почему? Разбираемся по полочкам.

Условий начисления утильсбора по плану изменятся в ноябре 2025 года
Условий начисления утильсбора по плану изменятся в ноябре 2025 года

Что вообще меняется? От объема – к мощности

До сих пор утильсбор рассчитывался исходя из двух параметров: возраста автомобиля и объема двигателя. Физлица, ввозящие авто для личного пользования, платили символические суммы – от 3,4 до 5,2 тыс. рублей в зависимости от «возраста» машины. Коммерческие импортеры – сотни тысяч, а то и миллионы рублей за одну единицу.

Напомним, что коммерческий утильсбор за машины с ДВС (1-2 литра составляет 667 000 рублей). При увеличении объема двигателя (2-3 л) он возрастает до 1,86 млн руб.
Пока ввоз автомобиля в Россию на частное лицо сопровождается относительно небольшими сопутствующими затратами
Пока ввоз автомобиля в Россию на частное лицо сопровождается относительно небольшими сопутствующими затратами

Теперь же ключевым фактором станет мощность двигателя. И это – принципиально новый подход. Если автомобиль развивает более 160 л.с., физическое лицо больше не сможет воспользоваться льготным тарифом. Вместо этого придется платить коммерческий сбор – тот самый, что исчисляется сотнями тысяч рублей.

Для электромобилей и гибридов тоже всё станет сложнее: утиль будет рассчитываться по суммарной мощности всех моторов. Льготы останутся лишь для кей-каров мощностью менее 80 л.с. – но таких моделей на рынке немного, да и спрос на них ограничен.

Электрокар FAW Besturn Pentium Pony (41 л.с.) – предлагается в Китае по цене от 24 900 юаней. В переводе по курсу на дату подготовки обзора – от 290 тыс. рублей
Электрокар FAW Besturn Pentium Pony (41 л.с.) – предлагается в Китае по цене от 24 900 юаней. В переводе по курсу на дату подготовки обзора – от 290 тыс. рублей

Почему это касается не только новых, но и подержанных авто?

На первый взгляд кажется: ну поменяли правила расчета – пусть платят те, кто ввозит. Но рынок – единый организм. Когда стоимость ввоза резко возрастает, это моментально отражается на ценах внутри страны. Особенно на вторичном рынке, где значительная часть предложения – это как раз машины, завезенные частными лицами или «параллельными» импортерами.

Сейчас многие покупатели предпочитают б/у иномарки – они дешевле новых, надежнее многих новинок, особенно китайских, и доступнее по цене. Но если ввоз таких авто станет экономически невыгодным, предложение резко сократится. А когда товара меньше, а спрос остается – цены ползут вверх. Это базовая экономика.

Несмотря на официальный уход с рынка, в России можно приобрести автомобили любой марки
Несмотря на официальный уход с рынка, в России можно приобрести автомобили любой марки

Уже сейчас наблюдается ажиотаж: покупатели стремятся успеть приобрести понравившуюся модель до вступления новых правил. Особенно активно раскупаются автомобили стоимостью до 1 млн рублей – «народные» варианты для повседневной эксплуатации. Также растет интерес к премиальным европейским и японским моделям дороже 3 млн – их владельцы понимают: через год такие машины могут стать недоступными.

Сколько подорожают машины? Прогнозы и реальность

Эксперты расходятся в цифрах, но сходятся в одном: рост неизбежен.

Одни прогнозируют взрывной рост на 30% – особенно для машин, которые сейчас ввозятся по льготному утилю, но после ноября попадут под коммерческий тариф. Это касается большинства популярных моделей – от Kia Sportage до Toyota RAV4.

Другие называют более скромные цифры – 4–5%, с оговоркой, что если ажиотаж спадет, возможна коррекция вниз на 2–3%. Но это – временная мера. Продавцы будут вынуждены снижать цены, чтобы распродать остатки, но в долгосрочной перспективе тренд только один – вверх.

Kia Sportage 2025 года российские продавцы пока предлагают по цене от 3,55 до 4,4 млн рублей
Kia Sportage 2025 года российские продавцы пока предлагают по цене от 3,55 до 4,4 млн рублей

Интересно, что рост начнется не сразу после ноября 2025 года, а уже сейчас – с задержкой в 2–3 месяца после первых сигналов с первичного рынка. Уже сегодня цены поднимаются на фоне роста курса доллара и сокращения предложения некитайских автомобилей с пробегом менее 70 тыс. км. Люди голосуют рублем – и рынок реагирует.

Какие модели окажутся под угрозой?

Под удар попадают корейские и китайские бренды, которые доминировали на рынке параллельного импорта последние годы. Hyundai Tucson, Kia Sportage, Santa Fe, Geely Monjaro – все эти модели имеют мощность свыше 160 л.с., а значит, их ввоз станет экономически нецелесообразным.

Возьмем, к примеру, Geely Monjaro с 238 л.с. – его утильсбор может вырасти на сотни тысяч рублей. Зачем покупателю переплачивать, если есть аналоги? Рынок ответит просто: таких машин станет меньше, а те, что останутся, будут стоить значительно дороже.

Даже Toyota RAV4 с 2.0-литровым двигателем (177 л.с.) получит прибавку – с 667 тыс. до 750 тыс. рублей. Казалось бы, разница в 83 тысячи – не так много. Но в условиях жесткой конкуренции и высокой чувствительности к цене – это решающий фактор.

А вот автомобили до 160 л.с. останутся в игре. Но их – кот наплакал. Всего несколько популярных моделей: Mitsubishi Eclipse, Renault Megane, Opel Crossland и пара других. Этого явно недостаточно, чтобы удовлетворить спрос россиян.

Toyota RAV4  в салонах московских продавцов стоит от 2,7 до 4,9 млн рублей
Toyota RAV4 в салонах московских продавцов стоит от 2,7 до 4,9 млн рублей

Куда денется рынок? Альтернативы и адаптация

Если одни модели исчезнут, на их место придут другие. Эксперты прогнозируют рост поставок из соседних стран – Казахстана, Армении, Беларуси. Там уже сейчас формируются автопарки «на вывоз» – машины, которые еще можно успеть растаможить по старым правилам.

Также возможен переход на более слабые версии популярных моделей – например, вместо 2.0-литрового мотора покупатели станут выбирать 1.6 или 1.5. Производители, в свою очередь, могут начать предлагать в Россию специально «урезанные» по мощности версии – как это уже было в 90-е и 2000-е с «европейскими» и «азиатскими» спецификациями.

Дилеры, скорее всего, не станут сразу повышать цены – но прекратят давать скидки. Сегодня многие покупают авто со скидками 10–15%, особенно в конце квартала или года. После ноября такие бонусы исчезнут – и это автоматически приведет к росту итоговой стоимости.

Новый Geely Monjaro предлагают под заказ – от 3,2 млн руб.
Новый Geely Monjaro предлагают под заказ – от 3,2 млн руб.

Что с деньгами? Куда пойдут миллиарды (в теории)?

Минпромторг подсчитал: новая система принесет в бюджет 40–60 млрд рублей в год. Эти средства, по задумке, должны пойти на поддержку авторынка – субсидии, программы льготного кредитования, стимулирование спроса.

Но вопрос в другом: компенсирует ли эта поддержка рост цен? Маловероятно. Потому что деньги пойдут не напрямую покупателям, а в общую «кассу», а цены на машины поднимутся моментально и ощутимо – особенно на вторичке.

Кроме того, запланирована ежегодная индексация утильсбора. К 2030 году ставка для авто с мотором 1–2 литра вырастет с 667 тыс. до 1,17 млн рублей. Это означает, что даже если сейчас вы успеете купить машину по «старым» правилам, через пару лет ее замена обойдется значительно дороже.

Что делать покупателям? Советы на ближайшие месяцы

  1. Не тяните с покупкой. Если вы присмотрели конкретную модель – особенно корейскую, японскую или китайскую с мощностью выше 160 л.с. – лучше оформить сделку до ноября 2025 года. После этого цены могут взлететь, а самих машин – не остаться.
  2. Проверяйте мощность, а не только объем. Многие ориентируются на «два литра» – но именно мощность станет ключевым параметром. Машина с 1.8 л и 180 л.с. попадет под новый сбор, а с 2.0 л и 150 л.с. – останется в льготной категории.
  3. Избегайте «дешевых» поставщиков. Сейчас появится множество «быстрых» компаний, предлагающих ввоз «по старым правилам». Но за низкой ценой часто скрываются риски: доплаты, задержки, проблемы с таможней. Лучше работать с проверенными партнерами, даже если их услуги дороже.
  4. Рассматривайте альтернативы. Если ваша «идеальная» машина становится слишком дорогой, возможно, стоит обратить внимание на менее мощные версии или модели из других регионов – например, из ОАЭ или стран СНГ, где машины уже находятся «в зоне досягаемости».

Вывод: рынок не умрет, но сильно изменится

Новый утильсбор – не конец света, но точка невозврата. Рынок подержанных автомобилей не исчезнет, но кардинально трансформируется. Исчезнут привычные модели, появятся новые игроки, изменятся правила игры. Цены вырастут – причем не только на новые авто, но и на те, что уже ездят по нашим дорогам.

Для покупателей это означает одно: время действовать – сейчас. В ближайшее время выбор будет меньше, цены – выше, а условия – жестче. Те, кто успеет, сэкономят десятки, а то и сотни тысяч рублей. Остальные будут выбирать из того, что останется – и платить за это намного больше.

Сложно прогнозировать, какие модели остануться на российском рынке в 2025 году
Сложно прогнозировать, какие модели остануться на российском рынке в 2025 году

Автомобильный рынок всегда был чувствителен к изменениям в законодательстве. Но в этот раз игра идет по-крупному. Готовьтесь.

P.S. Уже в сентябре-октябре 2025 года начнется настоящая гонка: кто успел – тот сэкономил. Кто не успел – будет выбирать из нового, более дорогого и менее разнообразного меню. Совет прост: не ждите ноября. Действуйте сейчас.