Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Селина Капитолина Ивановна (1920-1978), директор музея Останкино (1966-1976).

Капитолина Ивановна родилась в Москве в 1920-м году. Её отец, Иван Степанович Быков, в период НЭПа работал бухгалтером на частном предприятии. Жила семья на улице Солянка. В год "Великого перелома" хозяина предприятия арестовали и предали суду, как представителя эксплуататорского класса. Иван же Степанович, по логике тогдашних власть предержащих революционеров-ленинцев, хоть сам и не являлся "врагом народа", своей работой помогал нэпманам эксплуатировать трудящихся (аналогия в деревне - кулаки и подкулачники). С такими, как он, власти обходились менее жёстко - "всего лишь" объявляли "лишенцами" и выставляли вон из Москвы. Наступили трудные времена - Иван Степанович с супругой и дочерью осели в подмосковной Салтыковке. Несмотря на перипетии судьбы Капитолина получила среднее образование, а кроме того, освоила игру на фортепьяно, знала немецкий язык. В 1938-м году она поступила на Исторический факультет Московского педагогического института, а в октябре 1941-го года, пройдя полный курс

Капитолина Ивановна родилась в Москве в 1920-м году. Её отец, Иван Степанович Быков, в период НЭПа работал бухгалтером на частном предприятии. Жила семья на улице Солянка. В год "Великого перелома" хозяина предприятия арестовали и предали суду, как представителя эксплуататорского класса. Иван же Степанович, по логике тогдашних власть предержащих революционеров-ленинцев, хоть сам и не являлся "врагом народа", своей работой помогал нэпманам эксплуатировать трудящихся (аналогия в деревне - кулаки и подкулачники). С такими, как он, власти обходились менее жёстко - "всего лишь" объявляли "лишенцами" и выставляли вон из Москвы. Наступили трудные времена - Иван Степанович с супругой и дочерью осели в подмосковной Салтыковке.

Юная Капитолина (слева) в Салтыковке. 1931.
Юная Капитолина (слева) в Салтыковке. 1931.

Несмотря на перипетии судьбы Капитолина получила среднее образование, а кроме того, освоила игру на фортепьяно, знала немецкий язык. В 1938-м году она поступила на Исторический факультет Московского педагогического института, а в октябре 1941-го года, пройдя полный курс обучения, получила диплом учителя истории и возможность преподавания в средней школе.

Диплом ол получении высшего образования, выданный Капитолине Ивановне Быковой в октябре 1941-го года.
Диплом ол получении высшего образования, выданный Капитолине Ивановне Быковой в октябре 1941-го года.

Попытку выстроить карьеру в школе прервала Война. В 1943-м году умирает отец, потребовалось срочно найти более прибыльное место. Она приехала в Москву, и перво-наперво, куда она заглянула, чтобы спросить о возможности наняться на работу, был Исторический музей. Чудесным образом ставка нашлась.

Фото страницы из Трудовой книжки К.И. Селиной (Быковой).
Фото страницы из Трудовой книжки К.И. Селиной (Быковой).

За время работы в музее Капитолина Ивановна зарекомендовала себе с самой лучшей стороны, и в конце 1951-го года поступила в аспирантуру при ГИМе - на очное отделение. Она выходит замуж, принимает фамилию мужа и становится Селиной. С того же времени у ней начинаются проблемы со здоровьем - сильные головные боли. Из аспирантуры она вынуждена уйти. Её берут на работу в Министерство культуры на должность инспектора в сектор музейных фондов. Должность инспектора связана с командировками по стране.

В различные годы она курировала разные музеи страны. Сектор её командировок сначала ограничивался Центральной Россией, и простирался от Ленинграда и Новгорода на Северо-Западе до Сыктывкара, Чебоксар и Йошкар-Ола на Востоке, Астрахани на Юге. Затем она инспектировала музеи стран Прибалтики, - летала в Ригу, Вильнюс, Тарту, Таллинн. Росла и в должностях: в 1965-м году она работает уже в ранге старшего инспектора управления музеев и охраны памятников. Она знакомится с известным собирателем антиквариата и эрудитом, имеющим личную коллекцию музейного качества, Феликсом Евгеньевичем Вишневским. В августе 1963-го года ей предоставляется новая квартира. Но не в Москве, поскольку у ней нет московской прописки, а в Химках, в кирпичной пятиэтажке.

Капитолина Ивановна Селина с дочерью Людмилой у подъезда дома в Химках. Конец 1960-х годов.
Капитолина Ивановна Селина с дочерью Людмилой у подъезда дома в Химках. Конец 1960-х годов.

Наконец в 1966-м году её освободили от работы, связанной с командировками, предложив новую должность - директора дворца-музея Останкино. И именно на этом поприще она, как мне кажется, снискала любовь и уважение множества людей, связанных с искусством.

Фото удостоверения Селиной Капитолины Ивановны.
Фото удостоверения Селиной Капитолины Ивановны.

Она старалась набрать в музей не случайных людей, но с отличными характеристиками и чьих-то протеже, а настоящих профессионалов. Так, она не побоялась взять в команду реставраторов уникального мастера по металлу Евгения Васильевича Буторова, только-только пришедшего из лагеря (он посмел в нерабочее время брать какие-то "левые" заказы, что обернулось "незаконной предпринимательской деятельностью", судом и "отсидкой"), от которого, как от бывшего зека, во всех учреждениях, куда он пытался устроится на работу, шарахались, как от прокажённого (о его уникальном даре можете прочитать здесь https://je-nny.livejournal.com/2319474.html).

1970-й год. Юбилей К.И. Селиной. Музей Останкино. Первый слева - Е.В. Буторов,
1970-й год. Юбилей К.И. Селиной. Музей Останкино. Первый слева - Е.В. Буторов,
Стоит с подносом с 70-ю зажжёнными свечами Г.Д.Кропивницкая, юбиляр Ф.Е. Вишневский, К.И. Селина. 1973, Музей В.А. Тропинина и художников его круга.
Стоит с подносом с 70-ю зажжёнными свечами Г.Д.Кропивницкая, юбиляр Ф.Е. Вишневский, К.И. Селина. 1973, Музей В.А. Тропинина и художников его круга.

Смотрителем музея Останкино долгое время проработала вторая жена композитора Д.Д. Шостаковича Маргарита Андреевна Кайнова, а заведующим филиалом музея в Щетининском переулке (Замоскворечье) была назначена верная соратница Ф. Е. Вишневского Галина Давыдовна Кропивницкая, хотя она и не имела специального образования (по образования она была филологом), но прекрасно разбиралась в искусстве и стала признанным искусствоведом. Но главным делом жизни К.И. Селиной стала организация музея В.А. Тропинина и художников его круга, как филиала музея Останкино - на основе собрания Советского коллекционера и мецената Ф.Е. Вишневского (о его судьбе читайте здесь https://dzen.ru/a/aMLi6ZdLcCOetUcY). Желание Ф.Е. Вишневского передать большую часть своего собрания государству с условием создания на его основе отдельного музея, не распыляя шедевры по разным фондам, натолкнулось на бюрократическую стену отторжения, когда все вместе двумя руками "за", а каждый в отдельности - "против", потому что никто не хочет за зарплату, которую он получит в любом случае, втаскивать на свои плечи дополнительные хлопоты. Именно поэтому предложение Ф.Е. Вишневскому, сделанное в Минкульте, самостоятельно договориться с дирекцией одного из больших московских музеев организовать музей Тропинина как филиал основного музея должно было быть похоронено в бюрократических препонах и проволочках. Да так оно и было - Ф.Е. Вишневскому отказала Третьяковка, Исторический музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина. где он числился консультантом. И только давнее знакомство и человеческие качества К.И. Селиной, её понимание важности принятия решения в моменте преодолели естественное бюрократическое желание отказать. За два года из особняка в Щетининском переулке были расселены люди, произведён ремонт и реставрация, здание было взято под охрану, набран штат, наконец, перенесены и размещены экспонаты, и в 1971-м году филиал музея Останкино был торжественно открыт.

Но проблемы со здоровьем никуда не делись - Капитолину Ивановну продолжали мучить головные боли. Врачи никак не могли поставить точный диагноз. В качестве лечения применяли и гирудотерапию, но без особого эффекта. В результате по достижении пенсионного возраста К.И. Селина, проработав в должности ещё буквально несколько месяцев, была вынуждена уйти с работы по состоянию здоровья. В июне 1978-го года она неожиданно скончалась у себя в квартире. Ф.Е. Вишневский был на похоронах. По просьбе детей Капитолины Ивановны подобрал каменную плиту на памятник, в начале декабре предложил им плиту забрать, и когда они предварительно позвонили Ф.Е. Вишневскому, к телефону подошёл его сын, и сказал, что Феликс Евгеньевич накануне скончался.

В предковидные годы я дважды посетил музей Тропинина в Щетининском переулке, перед которым были развёрнуты большие панно с фотографиями Ф.Е. Вишневского, разговаривал с работниками музея, и оказалось, что фамилию Селина они слышат впервые, хотя кто-то и вспомнил, что изначально музей, действительно, функционировал как филиал Останкинского музея-дворца. Мы живём в удивительное время постоянного переписывания истории - если о человеке нет упоминания в интернете, его как бы и не существовало, и память о нём, словно ластиком, стирает Время. И чем скромнее человек был при жизни, тем скорее и глубже после смерти он будет погружён в реку Забвения. Мне кажется такая интерпретация истории несправедливой. Именно поэтому на суд публике представлена данная заметка...

P.S. Благодарю дочь К.И. Селиной - Людмилу Ивановну - за предоставленные фотоматериалы и воспоминания (надеюсь получить и вставить в статью ещё пару фотографий).