В истории каждого народа есть точка отсчета, момент, когда разрозненные племена начинают осознавать себя единым целым. Для России такой точкой стало появление династии Рюриковичей — рода, который на протяжении семи с половиной веков определял судьбу восточных славян, превратив конгломерат враждующих племен в мощное Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевская Русь.
От легенды к истории: призвание варягов
Начало правления Рюриковичей окутано легендой, изложенной в «Повести временных лет» летописца Нестора. Согласно преданию, в 862 году славянские и финно-угорские племена (ильменские словене, чудь, кривичи и весь), устав от междоусобных войн, приняли решение призвать себе правителя со стороны. Их выбор пал на варягов — скандинавских викингов, известных на Руси как русь.
· «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» — эта знаменитая фраза из летописи стала символом начала русской государственности.
На призыв откликнулись три брата: Рюрик, который сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, и Трувор — в Изборске. После смерти младших братьев Рюрик сосредоточил власть в своих руках, положив начало правящей династии.
Современная историческая наука (норманнская теория) видит в этом событии не столько «призвание», сколько военный захват власти, характерный для эпохи викингов. Однако неоспоримо главное: фигура Рюрика символизирует crucial момент — переход от племенного строя к единой централизованной власти.
Объединение и консолидация: от Олега до Владимира
Настоящее создание единого государства связано с преемниками Рюрика.
· Князь Олег (Вещий). После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к его родственнику (или воеводе) Олегу, ставшему регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре. Именно Олег в 882 году совершил поход на юг, захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, и провозгласил город «матерью городов русских». Объединение севера (Новгорода) и юга (Киева) под одной властью стало актом создания Древнерусского государства. Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, успешно воевал с Хазарским каганатом и даже, согласно легенде, прибил свой щит к воротам Царьграда (Константинополя).
· Князь Игорь и княгиня Ольга. Сын Рюрика, Игорь, продолжил расширение государства, хотя его правление было омрачено неудачными походами на Византию и гибелью от рук древлян при попытке собрать повторную дань (полюдье). Его вдова, княгиня Ольга, проявила себя как мудрая правительница. Она жестоко отомстила за мужа, но главное — провела первую в истории Руси административно-финансовую реформу, установив фиксированный размер дани (уроки) и места ее сбора (погосты). Это был важнейший шаг от произвола к системному государственному управлению.
· Князь Владимир (Красно Солнышко). Пиком становления Руси при ранних Рюриковичах стало правление Владимира Святославича. Он завершил объединение восточнославянских земель, присоединив к Киеву червенские города и земли вятичей. Но его главнейшая заслуга — Крещение Руси в 988 году.
Крещение Руси
К концу X века Древнерусское государство остро нуждалось в идеологическом объединении. Разные племена (поляне, древляне, кривичи и др.) поклонялись своим богам, что мешало созданию единого народа. Кроме того, Русь была окружена мощными государствами, исповедовавшими монотеистические религии (Христианская Византия, Иудейская Хазария, Мусульманская Волжская Булгария). Чтобы быть на равных в международной дипломатии, князю Владимиру было необходимо принять одну из этих вер.
Согласно летописи, Владимир сначала провел так называемую «языческую реформу», пытаясь создать единый пантеон богов во главе с Перуном в Киеве. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и тогда князь обратился к монотеистическим религиям.
Личный выбор Владимира и крещение в Корсуни
Согласно знаменитому летописному рассказу, Владимир выслушал проповедников от разных вер и затем отправил своих послов в разные страны, чтобы те увидели обряды своими глазами. Красота византийского богослужения в Софийском соборе Константинополя поразила послов: «Мы не знали, на небе мы или на земле». Это склонило выбор в пользу христианства по византийскому образцу.
Однако Владимир был не только неофитом, но и прагматичным политиком. Он решил принять крещение не как проситель, а как победитель. В 988 году он осадил и захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Затем он выдвинул ультиматум византийским императорам-соправителям Василию II и Константину VIII: он вернет город и предоставит военную помощь в обмен на руку их сестры, принцессы Анны. Императоры были вынуждены согласиться, но с условием, что Владимир примет крещение.
В Корсуни Владимир и его дружина были крещены византийскими священниками. Это был судьбоносный шаг: крестившись, Владимир породнился с византийскими императорами и dramatically повысил статус Руси на международной арене.
Крещение киевлян
Вернувшись в Киев с женой-христианкой и священниками, Владимир начал обращать свою землю. Летопись описывает это так:
1. Низвержение языческих идолов: По приказу Владимира были уничтожены статуи старых богов. Главного идола — Перуна — привязали к хвосту коня, проволокли по городу и сбросили в воды Днепра.
2. Массовое крещение: Жителям Киева был объявлен указ: на следующий день всем явиться к реке для крещения. «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — будет мне враг», — гласил приказ князя.
3. Символическое действо: Массовое крещение киевлян произошло в водах реки Почайны (притока Днепра). Византийские священники совершили обряд, читая молитвы. Это событие и считается символической датой Крещения Руси.
Важно понимать, что это было не добровольное миссионерское действо, а государственная акция. Власть насильно вводила новую идеологию, необходимую для укрепления единства страны.
Распространение христианства по Руси
После Киева аналогичный процесс начался в других городах: Новгороде, Ростове, Муроме и др. Крещение проходило отнюдь не мирно и растянулось на долгие десятилетия, а кое-где и на столетия.
· Новгород: Согласно поздним летописям, новгородцы оказали яростное сопротивление присланным из Киева проповедникам. Их крестили «огнем и мечом», только подавив вооруженное восстание.
· Периферия: В отдаленных, часто финно-угорских землях (как, например, в Ростове) язычество сохраняло сильные позиции еще очень долго. Процесс христианизации здесь был медленным и трудным.
Значение и последствия
Несмотря на сопротивление, Крещение Руси имело колоссальные последствия:
1. Консолидация государства: Единая вера стала мощным духовным стержнем, скрепившим разрозненные племена в единый древнерусский народ.
2. Рост международного авторитета: Русь вошла в семью христианских народов Европы, породнилась с Византией, наладила тесные культурные и дипломатические связи.
3. Культурный переворот: На Русь пришла письменность (кириллица), начало развиваться каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись, литература (летописи, жития святых). Появились первые школы.
4. Изменение быта и нравов: Христианство принесло с собой новые моральные нормы, смягчило нравы, способствовало отмене кровной мести (что later было закреплено в «Русской Правде»).
5. Укрепление власти: Власть князя получила божественное освящение. Теперь он был не просто старшим в роду, а «помазанником Божьим».
Таким образом, Крещение Руси в 988 году было не единовременным событием, а началом длительного и сложного процесса христианизации, который инициировал князь Владимир как акт крупнейшей государственной и культурной реформы, навсегда определившей исторический путь России, Украины и Беларуси.
Расцвет и наследие: Ярослав Мудрый и «Русская Правда»
Сын Владимира, Ярослав Мудрый, подвел итог первому этапу становления государства. При нем Русь достигла своего наивысшего могущества:
· Был построен Софийский собор в Киеве — символ могущества государства.
· Развивалось образование, культура и летописание.
· Укрепились международные связи через династические браки детей Ярослава с королевскими домами Европы.
· Был создан первый письменный свод законов — «Русская Правда», который заменил архаичные племенные обычаи едиными правовыми нормами для всей страны. Это окончательно оформило Русь как правовое государство феодального типа.
Заключение: историческое значение династии
Династия Рюриковичей не просто правила Русью — она была ее архитектором и создателем. За три столетия их правления произошел колоссальный путь:
· От племенных союзов — к централизованной монархии.
· От язычества — к христианской цивилизации.
· От устного права — к письменному законодательству.
· От «варягов-чужаков» — к самоидентификации как «русский род».
Именно Рюриковичи заложили основы русской государственности, культуры и национального самосознания. Их наследие — в границах современных восточнославянских государств, в православной вере и в самой истории, которая началась с легендарного призвания Рюрика на княжение. Они превратили Русь из географического понятия в мощный субъект мировой истории, чье влияние ощущается и по сей день.