Найти в Дзене

«Чистое небо над Сахарова»: как 20 автономных «Львят» сделали трамвай в центре удобнее и быстрее

Оглавление

Без единого провода над головой — и это в самом центре Москвы.
Новый трамвайный маршрут № 90 уже стал must-ride для тех, кто ездит между «Сокольниками», Чистыми прудами, Площадью трёх вокзалов и Павелецким.

Что запустили

10 сентября в Москве открыли первую в России трамвайную линию без контактной сети. Бесконтактный участок проходит по проспекту Академика Сахарова — около 2–2,1 км трамвай едет на автономном ходу. Маршрут № 90 связывает ст. м. «Сокольники» и Павелецкий вокзал. Запуск сделал мэр Сергей Собянин.

Номер «90» выбрали не случайно — в честь 90-летия Московского метро.

Сколько вагонов и как часто ходят

На линию выпустили 20 односекционных трамваев «Львенок-Москва». Интервал движения — около 5 минут(в часы пик — чаще). За первую неделю новый маршрут в среднем перевозит ~15 000 поездок в день.

Как работает «трамвай без проводов»

  • На контактной сети трамвай накапливает энергию.
  • Перед въездом на участок «чистого неба» водитель опускает пантограф, а на следующей остановке — поднимает. Это делается за секунды и не растягивает поездку.
  • Запас автономного хода — более 4 км, то есть с запасом покрывает весь проспект Сахарова.

Внутри — российская разработка «ПК Транспортные системы»: модель 71-911ЕМ «Львенок-Москва» с инновационной системой автономного хода (суперконденсаторы и тяговые батареи снижают пиковые нагрузки на сеть даже под проводами). Контракт — 100 вагонов для города с поставкой до конца 2026 года, базирование — депо им. Апакова; производство — Тверь, Санкт-Петербург (НЗЭТ), Энгельс.

Что внутри вагонов

  • 41 сидячее место, общая вместимость — 110+ пассажиров.
  • Низкий пол у всех дверей, аппарель, зона для МГН.
  • Климат-контроль, мультимедийные экраны, USB-зарядки, адресное открытие дверей.
  • Комплекс видеонаблюдения и системы помощи водителю (контроль усталости и др.).

Кому это выгодно уже сегодня

Маршрут № 90 дал короткие и логичные пересадки: теперь он соединяет четыре ж/д вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский и Павелецкий) и 16 станций метро и МЦД. По расчётам Транспортного комплекса, линия охватывает около 300 тыс. жителей и рабочих мест. А на самом проспекте Сахарова новая связь улучшила доступность для 40 тыс. сотрудников многочисленных учреждений.

«Чистое небо» и тихие рельсы

Бесконтактный участок выполнен по принципу clean sky — без проводов над улицей. Плюс — бесшовная укладка пути, которая снижает шум и вибрации. Для исторического центра это важная деталь: меньше визуального «шума», комфортнее горожанам и бизнесу.

Маршрут в цифрах (коротко)

  • № 90 «Сокольники» — Павелецкий вокзал.
  • 2–2,1 км автономного хода по проспекту Академика Сахарова.
  • 20 новых трамваев «Львенок-Москва».
  • >4 км автономный запас.
  • ~5 мин интервал.
  • 4 вокзала + 16 станций метро/МЦД в единой связке.

Что дальше

С запуском «Львят» город завершает полное обновление трамвайного парка к концу 2026 года — новые вагоны постепенно приходят на маршруты центра и радиальных направлений.

Полезно знать пассажиру

  • Валидаторы работают как в метро/МЦД — приложите карту или «Тройку».
  • На автономном участке поездка идёт обычно: опускание/подъём пантографа происходит на остановке и в расписание не вмешивается.

Иллюстрации (кадры из салона и с линии)

  • Фото 1, 6. Внешний вид вагона на проспекте Сахарова, участок «чистого неба» (пантограф опущен).
  • Фото 2. Кабина вагоновожатого: три дисплея систем управления и обзор через панорамное стекло.
  • Фото 3–5. Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров.
📷 1.1: Внешний вид вагона на проспекте Сахарова, участок «чистого неба» (пантограф опущен) | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.1: Внешний вид вагона на проспекте Сахарова, участок «чистого неба» (пантограф опущен) | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.2: Кабина вагоновожатого: три дисплея систем управления и обзор через панорамное стекло | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.2: Кабина вагоновожатого: три дисплея систем управления и обзор через панорамное стекло | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.3: Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.3: Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.4: Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.4: Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.5: Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.5: Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.6: Внешний вид вагона на проспекте Сахарова, участок «чистого неба» (пантограф опущен) | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru
📷 1.6: Внешний вид вагона на проспекте Сахарова, участок «чистого неба» (пантограф опущен) | пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mos.ru

Почему это важно

Новый трамвай на автономном ходу — это не «ещё один маршрут», а инфраструктурный апгрейд центра: меньше проводов и шума, больше удобных пересадок и понятных связей «метро — МЦД — вокзалы».

Пишите в комментариях: каким был ваш самый быстрый путь на № 90 и где ещё городу пригодился бы «чистый» трамвай?

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники: Правительство Москвы, ведущие российские масс-медиа.

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема Московского трамвая, рекомендуем подборку: Московский трамвай