Без единого провода над головой — и это в самом центре Москвы.
Новый трамвайный маршрут № 90 уже стал must-ride для тех, кто ездит между «Сокольниками», Чистыми прудами, Площадью трёх вокзалов и Павелецким.
Что запустили
10 сентября в Москве открыли первую в России трамвайную линию без контактной сети. Бесконтактный участок проходит по проспекту Академика Сахарова — около 2–2,1 км трамвай едет на автономном ходу. Маршрут № 90 связывает ст. м. «Сокольники» и Павелецкий вокзал. Запуск сделал мэр Сергей Собянин.
Номер «90» выбрали не случайно — в честь 90-летия Московского метро.
Сколько вагонов и как часто ходят
На линию выпустили 20 односекционных трамваев «Львенок-Москва». Интервал движения — около 5 минут(в часы пик — чаще). За первую неделю новый маршрут в среднем перевозит ~15 000 поездок в день.
Как работает «трамвай без проводов»
- На контактной сети трамвай накапливает энергию.
- Перед въездом на участок «чистого неба» водитель опускает пантограф, а на следующей остановке — поднимает. Это делается за секунды и не растягивает поездку.
- Запас автономного хода — более 4 км, то есть с запасом покрывает весь проспект Сахарова.
Внутри — российская разработка «ПК Транспортные системы»: модель 71-911ЕМ «Львенок-Москва» с инновационной системой автономного хода (суперконденсаторы и тяговые батареи снижают пиковые нагрузки на сеть даже под проводами). Контракт — 100 вагонов для города с поставкой до конца 2026 года, базирование — депо им. Апакова; производство — Тверь, Санкт-Петербург (НЗЭТ), Энгельс.
Что внутри вагонов
- 41 сидячее место, общая вместимость — 110+ пассажиров.
- Низкий пол у всех дверей, аппарель, зона для МГН.
- Климат-контроль, мультимедийные экраны, USB-зарядки, адресное открытие дверей.
- Комплекс видеонаблюдения и системы помощи водителю (контроль усталости и др.).
Кому это выгодно уже сегодня
Маршрут № 90 дал короткие и логичные пересадки: теперь он соединяет четыре ж/д вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский и Павелецкий) и 16 станций метро и МЦД. По расчётам Транспортного комплекса, линия охватывает около 300 тыс. жителей и рабочих мест. А на самом проспекте Сахарова новая связь улучшила доступность для 40 тыс. сотрудников многочисленных учреждений.
«Чистое небо» и тихие рельсы
Бесконтактный участок выполнен по принципу clean sky — без проводов над улицей. Плюс — бесшовная укладка пути, которая снижает шум и вибрации. Для исторического центра это важная деталь: меньше визуального «шума», комфортнее горожанам и бизнесу.
Маршрут в цифрах (коротко)
- № 90 «Сокольники» — Павелецкий вокзал.
- 2–2,1 км автономного хода по проспекту Академика Сахарова.
- 20 новых трамваев «Львенок-Москва».
- >4 км автономный запас.
- ~5 мин интервал.
- 4 вокзала + 16 станций метро/МЦД в единой связке.
Что дальше
С запуском «Львят» город завершает полное обновление трамвайного парка к концу 2026 года — новые вагоны постепенно приходят на маршруты центра и радиальных направлений.
Полезно знать пассажиру
- Валидаторы работают как в метро/МЦД — приложите карту или «Тройку».
- На автономном участке поездка идёт обычно: опускание/подъём пантографа происходит на остановке и в расписание не вмешивается.
Иллюстрации (кадры из салона и с линии)
- Фото 1, 6. Внешний вид вагона на проспекте Сахарова, участок «чистого неба» (пантограф опущен).
- Фото 2. Кабина вагоновожатого: три дисплея систем управления и обзор через панорамное стекло.
- Фото 3–5. Интерьер: низкий пол, сиденья, поручни, кнопки адресного открытия дверей, пиктограммы для пассажиров.
Почему это важно
Новый трамвай на автономном ходу — это не «ещё один маршрут», а инфраструктурный апгрейд центра: меньше проводов и шума, больше удобных пересадок и понятных связей «метро — МЦД — вокзалы».
Пишите в комментариях: каким был ваш самый быстрый путь на № 90 и где ещё городу пригодился бы «чистый» трамвай?
-----------------------------------------------------------------------------------
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники: Правительство Москвы, ведущие российские масс-медиа.
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!