Найти в Дзене
Тех Лаб

Интересные факты о фильме «Особенности национальной охоты»

Премьера фильма «Особенности национальной охоты», ставшей настоящим культурным феноменом, состоялась 15 июня 1995 года на престижном сочинском кинофестивале «Кинотавр». Этот триумф ознаменовал взлёт к славе не только самого фильма, но и всех его актёров, мгновенно ставших узнаваемыми лицами на всей территории бывшего Советского Союза.

Более того, крылатые фразы и тосты из этой высокоградусной народной комедии прочно вошли в обиход, став неотъемлемой частью застольных бесед на многочисленных празднествах. Фильм, настолько точно передающий национальный колорит и особенности русского характера, завоевал сердца миллионов зрителей, закрепив за собой статус культовой классики.

-2

История создания фильма оказалась не менее увлекательной, чем сам сюжет. Режиссер Александр Рогожкин, вдохновленный собственными впечатлениями от охотничьей поездки с друзьями, написал сценарий, который изначально назывался "Особенности национальной охоты в осенний период". В основе сюжета лежат жизненные наблюдения и юмористическое преломление реалий российской действительности, до мелочей отображающие характеры и взаимоотношения персонажей.

-3

Подбор актёрского состава проходил довольно быстро, что, впрочем, и неудивительно, учитывая высокое мастерство и талант актеров. Алексей Булдаков и Виктор Бычков, уже работавшие с Рогожкиным в фильме «Ради нескольких строчек», стали органичными и узнаваемыми частью новой картины. Сергей Гусинский, ранее занимавший должность звукорежиссёра у Рогожкина, тоже присоединился к проекту, внося свой профессиональный вклад в создание неповторимой атмосферы фильма.

-4

Выбор актёра на роль финского туриста Вилле Хаапасало стал отдельной историей. Изначально в сценарии планировался немецкий персонаж, однако, задумка совместного российско-финского производства внесла свои коррективы. Директор картины, рассчитывая на привлечение финских инвестиций, поспешно изменил национальность героя, отправив изменённый сценарий финской стороне. Примечательно, что ответ от финской стороны поступил уже после завершения съёмок фильма, и, к удивлению создателей, они выразили своё полное одобрение. Этот эпизод наглядно демонстрирует авантюрный и в какой-то степени рискованный характер всего процесса производства.

-5

Поиск актёра на роль следователя Лёвы Соловейчика, запомнившегося зрителям своим запоминающимся носом, также имел свои особенности. Александр Рогожкин изначально хотел пригласить питерского актёра Александра Лыкова, но из-за занятости последнего, режиссёру пришлось искать нового кандидата. Искомый нос, в итоге, был обнаружен у актёра театра им. Ленсовета Семёна Стругачёва, имевшего на тот момент небольшой опыт съёмок в кино. Стругачёв, не скрывающий своего восторга от участия в проекте, вначале сильно переигрывал, привнося в игру избыток театральности. Однако, после того, как Рогожкин показал ему отснятый материал, Стругачёв осознал существенное различие между театральной сценой и киносъёмками. Этот опыт стал ценным уроком для молодого актёра, помог ему лучше понять специфику киноискусства и отточить своё мастерство.

-6

Образ Лёвы Соловейчика, как оказалось, стал собирательным, в нём режиссёр зашифровал черты двух реальных людей. В нём угадывались как молодой Владимир Жириновский, с его эксцентричностью и эмоциональностью, так и брат самого Стругачёва, отставной полковник уголовного розыска. Эта достоверная детализация и тонкое слияние вымышленных и реальных прототипов подчеркивает мастерство Рогожкина в создании ярких и незабываемых киноперсонажей.

-7

Прототипы нашлись и для других главных героев. Образ генерала Иволгина (в первой части фильма ему оставили фамилию актёра Алексея Булдакова) был вдохновлён личностью генерала Александра Лебедя, а в образе бизнесмена Сергея Олеговича Савенко угадывались черты писателя Эдуарда Лимонова. В фильме Лимонов показан лишь намеками, в то время как Булдаков, внимательно наблюдая за Лебедем, старательно копировал его манеру говорить, смеяться и выражать эмоции.

-8

Встреча Булдакова и Лебедя произошла уже после выхода фильма, и генерал поделился с актёром своим удивлением от поразительного сходства, признавшись, что в некоторых моментах он был доведён до слёз от этой схожести.

-9

Роли двух весёлых доярок, ставших объектом внимания героев фильма, сыграли Зоя Буряк и Саара Хедлунд, жена Вилле Хаапасало, на тот момент начинающая актриса. Их семейная жизнь на момент съёмок была полна романтики и свежести, вскоре у пары родилось двое детей, но, к сожалению, их брак со временем распался. Сейчас Саара Хедлунд проживает в Финляндии и успешно работает психотерапевтом.

-10

Почти все съёмки проходили на живописном берегу озера Проточное, расположенного на границе Ленинградской области и Карелии. Планировалось снимать летом, но задержки с финансированием привели к тому, что съёмки начались лишь в октябре. Съёмочной группе каждый день приходилось начинать с трудоёмкой работы по разбиванию льда, сковавшего поверхность озера.

-11

Особо тяжёлыми для актёров оказались съёмки сцены в бане. Из-за невозможности протопить баню, актёры вынуждены были сидеть в холодном помещении, шлепая друг друга ледяными мокрыми вениками. Чтобы создать иллюзию потоотделения от жары, актёров обмазывали маслом, что, впрочем, не полностью компенсировало дискомфорт от леденящего холода.

-12

Съёмки культовой комедии "Особенности национальной охоты" изобиловали курьезными случаями, которые во многом определили её неповторимый характер. Центральной фигурой одной из сцен должен был стать кабан, но режиссер Александр Рогожкин столкнулся с непреодолимой проблемой: кабаны, как выяснилось, совершенно не поддаются дрессировке. Идея использовать дикого кабана была быстро отброшена из-за очевидных опасностей для съемочной группы.

-13

В качестве замены был выбран медвежонок, Боря, предоставленный уличными фотографами. Это решение, как вскоре стало ясно, стало источником множества неожиданностей. Боря, лишенный снотворного, обладал, мягко говоря, непредсказуемым характером. Он продемонстрировал членам съемочной группы свои острые зубы, несколько раз покусав их. Однако, особую неприязнь медвежонок питал к актеру Семёну Стругачёву, постоянно стараясь его поддеть или укусить. Кульминацией этих "игр" стала сцена "фото с медведем", где Боря, хоть и находился под действием снотворного, проявил свой буйный нрав, огрызаясь и бросаясь на Стругачёва. Эта импровизация, правда, невольно и незапланированно, стала одной из самых запоминающихся сцен фильма.

-14

Интересно, что на остальных актеров, под действием снотворного, медведь практически не реагировал. Исключением стал Виктор Бычков, который, казалось, нашел общий язык с бурым косолапым. Актер общался с Борей, угощал его грибами, и в итоге медвежонок отвечал ему не просто спокойным поведением, а настоящей привязанностью, облизывая своего любимого актера вместо того, чтобы просто сидеть рядом. Такая нежная сцена стала ярким противовесом буйному характеру медведя в других эпизодах.

-15

Ещё одна непростая сцена с коровами была включена в фильм уже на поздних этапах съемок. Для этой сцены съемочная группа отправилась на военный аэродром в Псковской области. Режиссеру понадобилось три коровы, и перед съемками их пришлось подкрашивать, чтобы цвета и формы пятен были как можно более однородными. Одна из коров даже "повисла" в бомболюке самолета, хотя большая часть этого эпизода была сделана с помощью видеомонтажа. Это потребовало дополнительных усилий и креативности от съёмочной группы.

-16

Успех "Особенностей национальной охоты" побудил производителей заказать продолжение истории о Кузьмиче и его компании. Александр Рогожкин написал сценарии для фильмов про рыбалку и зимнюю охоту, которые были одобрены. Однако, Рогожкин не желал повторять успех, сначала отказываясь от съемок продолжения, а затем выдвинув нестандартное условие: съемки на пленку 35 мм и звук Dolby. Он был уверен, что производители не пойдут на такие затраты, и его оставят в покое.

-17

К его удивлению, они согласились. Рогожкин снял еще два фильма, но от четвертой части, "Особенности национальной политики", отказался наотрез, передав эстафету Юрию Конопкину и Дмитрию Месхиеву. История съемок этих фильмов полна анекдотов и непредсказуемых ситуаций, делающих их еще более запоминающимися. И сам процесс съемок стал источником многих забавных историй, которые стали легендами.

-18

В заключение можно сказать, что создание фильма «Особенности национальной охоты в осенний период» было наполнено уникальными историями, преодолением трудностей и яркими впечатлениями, которые послужили залогом его потрясающего успеха. Фильм превосходно передаёт национальный колорит, и его бессмертные фразы прочно вошли в летопись российской культуры, став достоянием многих поколений зрителей.

-19