Статья Джека Райана и Ивонн Юэ Ли, перевод предоставлен ООО «ЦПХ».
На протяжении веков золото служило надёжным активом в периоды политической и экономической нестабильности. Его незыблемая ценность и высокая доходность, а также универсальность (на языке золота «говорят» все страны) вселяет чувство безопасности, когда вокруг царит хаос.
Однако не все почитают драгоценный металл. Известный американский предприниматель Уоррен Баффет назвал золото «бесплодным» активом, заявив акционерам Berkshire Hathaway Inc. в письме от 2011 года: «Если вы владеете одной унцией золота, то и по окончании вечности у вас останется всё та же унция».
Тем не менее, участники рынка ищут убежища в золотых слитках на фоне торговой войны президента Дональда Трампа, рекордного уровня госдолга США, вызывающего сомнения по поводу экономический стабильности страны, и растущего посягательства на независимость Федеральной резервной системы. В 2025 году инвесторы активно вкладывались в биржевые инвестиционные фонды (ETF), обеспеченные золотом, и, согласно данным Bloomberg, к началу сентября общий объём их активов достиг максимума с июня 2023 года.
Ажиотаж привел к тому, что в текущем году цены на золото несколько раз обновили исторические рекорды, превысив 3600 долларов за тройскую унцию; в том числе, этому способствовали прогнозы на снижение процентных ставок ФРС США.
Почему золото считается защитным активом?
Для современных инвесторов статус золота как защитного актива связан прежде всего со стабильностью и ликвидностью товара, а не с его внутренней полезностью.
Ценность драгоценного металла традиционно растёт в периоды рыночной нестабильности. Он рассматривается как инструмент защиты от инфляции, когда покупательная способность валют снижается. Сейчас обеспокоенность инфляцией лишь усиливается, поскольку пошлины, введённые на импорт в США, грозят ростом цен в рамках всей мировой экономики.
Инфляция в Соединенных Штатах находится в центре внимания, поскольку Трамп оказывает давление на ФРС, требуя снижения процентных ставок. Золото становится ещё более привлекательным в условиях низких процентных ставок, поскольку альтернативная стоимость его владения ниже по сравнению с активами, по которым выплачиваются проценты.
Доверие к золоту в качестве «безопасной гавани» дополнительно повышается за счёт текущей торговой политики США, которая спровоцировала волну разочарования в отношении таких инструментов защиты от рыночных колебаний, как доллар и государственные облигации.
Золото исторически отрицательно коррелировало с долларом. Поскольку стоимость слитков выражена в долларах, при ослаблении американской валюты драгоценный металл становится дешевле для держателей других валют. В июле доллар достиг трёхлетнего минимума по отношению к другим основным валютам и оставался слабым до конца августа.
Владение золотом глубоко укоренено в культурах Индии и Китая — двух крупнейших мировых рынков этого металла, где ювелирные изделия, слитки и другие золотые изделия передаются из поколения в поколение как символ процветания и безопасности. Индийские домохозяйства владеют примерно 25 000 тонн золота - это более чем в пять раз превышает запасы, находящиеся на хранении в Форт-Ноксе.
Покупатели физического золота, как известно, чувствительны к ценам. Поэтому, когда привлекательность золота для инвесторов на финансовых рынках начинает угасать, покупатели ювелирных изделий и слитков вступают в игру, устанавливая нижний предел цен.
Что было движущей силой роста цен на золото до того, как Трамп вновь вступил в должность?
Стремительный рост цен с начала 2024 года отчасти обусловлен масштабными закупками со стороны центральных банков (в частности – банков развивающихся рынков), стремящихся снизить зависимость от доллара США. Золото помогает диверсифицировать резервы страны и защитить их от обесценивания.
Заморозка средств Банка России, хранящихся за рубежом, подчеркнула уязвимость валютных активов перед санкциями и вызвала бурный рост спроса на золото со стороны мировых центральных банков.
По данным Всемирного совета по золоту, в 2022 - 2024 гг. центральные банки ежегодно приобретали более 1000 тонн золота, в совокупности став владельцами примерно 20% когда-либо добытого золота. С тех пор темпы покупок несколько замедлились на фоне роста цен.
Может ли восходящий тренд развернуться?
После практически непрерывного роста с начала 2024 года может наступить некоторая консолидация или техническая коррекция, когда цены упадут на 10-15%. Также в рамках малореалистичного сценария уменьшение пошлин, введенных Трампом и ослабление международной напряженности могут спровоцировать снижение цен.
Центральные банки стали важнейшей опорой восходящего тренда золота, а это значит, что они в первую очередь способны «уронить» рынок, сокращая долю драгоценного металла в резервах.
Однако нет никаких признаков того, что крупные инвесторы в долгосрочной перспективе рассматривают продажу золота в больших объемах. Центральные банки развитых стран за последние десятилетия продавали очень мало драгоценного металла. Во избежание дестабилизации рынка в 1999 году было заключено первое Соглашение центробанков по золоту, в соответствии с которым страны-участницы договорились ограничивать совокупные продажи слитков.
Каковы особенности инвестирования в физическое золото?
Владение физическим золотом, как правило, не бесплатно - необходимо обеспечить его должные хранение и безопасность.
Кроме того, инвесторы, покупающие золотые слитки и монеты, обычно платят премию к спотовой цене. Цены могут различаться в зависимости от географического положения, и трейдеры пользуются этими арбитражными возможностями.
Наиболее наглядным примером была ситуация в начале 2025 года, когда рынок потрясла информация о том, что США могут ввести пошлины на импорт золотых слитков. Фьючерсы на золото на Нью-Йоркской товарной бирже (COMEX) значительно превысили спотовые цены в Лондоне. Владельцы физического металла со всего мира бросились переправлять его в США, в надежде получить большую премию и заработать сотни миллионов долларов.
Эта арбитражная торговля резко прекратилась в апреле, когда администрация Трампа сообщила, что слитки золота будут освобождены от пошлин. В августе Таможенно-пограничная служба США заявила, что некоторые золотые слитки всё же подпадают под «взаимные пошлины» Трампа, и рынок снова взбудоражился, однако сам президент США быстро опроверг эту информацию.
Золото несложно перевезти, спрятав его в грузовых отсеках коммерческих самолётов. Но на этапе продажи возникнут сложности из-за особенностей размеров слитков – так, например, в Лондоне стандартом являются слитки весом 400 унций, в то время как для контрактов на Comex трейдеры должны поставлять слитки весом 100 унций или 1 килограмм.
Таким образом слитки, отправляемые на склады Comex, сначала должны попасть на аффинажные заводы в Швейцарии, где их переплавляют и отливают уже в нужных размерах, прежде чем отправить в США. Это весьма затруднительно сделать быстро в период ажиотажа, связанного с перераспределением мировых запасов физического золота.