В последнюю неделю количество подписчиков увеличилось. Более 3000. Вроде бы маленькая дата и надо бы радоваться: подписываются, читают.
Но с подписчиками не все так просто, как показывают цифры. Как в фильме "ДМБ".
—Видишь суслика?
— Нет.
— А он есть.
Вроде бы я вижу более 3000, но не всегда ощущаю.
То ли это Дзен, то ли настроение у людей. Может, во мне дело, и это возможно.
За неделю и отписаться успели. Человек 7-8. Предполагаю из-за статьи про церковь. Ну, бывает. Спасибо, что ушли тихо, не объявляя: "Отписка!"
В Петербурге уже не одну неделю небо серое-пресерое, так и давит, как на Раскольникова жара, дворы-колодцы.
А магазины грустные-прегрустные. Новости в ютубе хоть не открывай, экономистов-прогнозистов лучше вовсе не слушать, как не читать советских газет.
И я подумала: раз уже отписалась часть, пусть уже до кучи.
Но лучше сейчас высказаться, чем под НГ, там вроде совсем кукситься не хочется.
Вообще, именно такие статьи мне и приносят подписчиков, а не книги, театр, путешествия.
Может, потому что об этом мало кто пишет? О жизни то есть.
Думаю, даже оптимисты и то уже поняли, что впереди времена ух. И даже лагерь лояльно настроенных все меньше заряжен боевой энергией, так как в итоге холодильник в борьбе с ТВ все же одерживает верх.
***
Молодежь уезжает. И не молодежь тоже. Уже уехали и еще уедут. Никаких перспектив здесь оставаться нет. Нам, кому за 50, придется донашивать то, что есть, но более молодое поколение ни донашивать, ни изнашиваться не хочет.
Иногда попадаются мне статьи, где авторы пишут о фильмах, которые выходят сейчас на экран. Статьи часто заканчиваются негативом.
А как иначе? Мне два года назад хватило "Онегина" Андреасяна. Пошла в целях узнать, что теперь в кино, не удивилась, но с последующими фильмами зареклась. Никаких "лермонтовых", "авиаторов" и тд. И знаете почему? Потому что мы опять вернулись к старому: кто платит, тот и музыку заказывает. Все, что сейчас снимается на деньги заказавшего музыку, как-то не очень хорошо пахнет.
Вижу по театрам, как резко перекроили они свои репертуары. Острое, злободневное, то, что может заставить задуматься, провести параллели, постепенно вытесняется не самым лучшим материалом. Достали классику, о которой успели забыть. Ничего не умею против классики, её тоже можно поставить так, чтоб она звучала сейчас, но ведь это нужно быть талантливым, таким как Додин, как Бутусов.
Да, остались и Додин, и Могучий, но кто ж им даст, да и захотят ли они сами ставить себя под удар?
Главреж и худрук — это не единица, это целый коллектив. Им не только о себе надо думать. О людях.
Актерам нужна работа. Что они могут делать? Только играть. Ищут способы, ищут темы.
Но все равно меня не покидает чувство, что мы, как в СССР, варимся в своей кастрюле, иногда приоткрывая крышку глянуть, что там творится, в этой наруже.
Недавно Александр Генис говорил, что Нью-Йорк захватила волна культурных мероприятий. Правда, некоторые считают, что отъехавшие там никому не нужны, но оказывается, что там они нужнее.
К нам никто не приезжает, мировые премьеры обходят стороной. БКЗ "Октябрьский" не знает, что ему предложить. Где взять оркестр Гленна Миллера, где взять ирландский балет? Посмотрела афишу: "Березка", Хабенский, Успенская, Ваенга, Погудин, Стоянов, казачий хор. И внезапно —
Д. Козловский со спектаклем "Франк". Хочу дождаться, состоится ли, прямо не верится. Жду, когда жалобщики начнут обзванивать надлежащие инстанции.
Когда-то были в центре мировых культурных событий, теперь же варимся в своем супе.
Предвижу возгласы зашедших сюда случайно: нам никто не нужен, пусть катятся колбаской. Предвижу, что это пишут люди, которым искусство, наука, путешествия до лампочки, им бы, если верить отрывным календарям, еду, рыбалку, астрологический прогноз, дачу, юморок и священника. Всё.
Как распирает от удовольствия лагерь согласных, как радуются они, что больше не будет развращать умы историк Тамара, политолог Екатерина, что не будет надоедать своими застарелыми песенками певичка Алла, а уж романы писателя Бориса и раньше-то, оказывается, не читали, а уж теперь... Все эти, по их мнению, псевдописатели, псевдорежиссеры, актёры погорелого театра, пусть, пусть, уехали и без них воздух чище.
Как будто раньше они не читали этих писателей, не смотрели спектакли этих режиссеров? Или, правда, не читали, не смотрели, не слушали? В России всегда ненавидели талант только потому, что у них есть то, чего нет у меня.
У петербургского журналиста Кирилла есть цикл фильмов под названием "Кого потеряла Россия". Их имена, может, быть не так известны большей части населения, так как об этом не рассказывают по ТВ, а вот посмотреть или послушать кого-то другого, почитать об этом, да зачем? Однако эти имена достаточно известные и значимые. А ведь все они могли принести пользу своей стране. Не дали.
Народ продолжает жить мифом, что вне родины никто не может состояться, что уехавшие там уже ничего не поставят, не напишут, не создадут, хотя этот миф давно развенчан. Таких доказательств много.
В общем, пока те думают о свежем воздухе без предателей, я думаю, кого мы потеряли и кого ещё потеряем?
Я не буду перечислять имена деятелей культуры, науки, это кажется настолько очевидным, настолько резонансным на фоне обиваюших пороги "Красного и белого", но неуехавших россиян.
Грустно оттого, что, если творческий человек лоялен, ему можно снимать бездарное кино, ему можно вообще все. Но самые умные и талантливые сейчас оказались в оппозиции. И даже если кто и остался, он либо молчит, либо... молчит, другого варианта нет.
Но ещё больше грустно оттого, что уехал культурный, подающий надежды генофонд.
Прежде всего, талантливая молодёжь в сфере IT. Да и в других сферах. Если раньше хоть за какие-то перспективы можно было зацепиться, то теперь от них только пшик остался. Нет причин тут планировать своё будущее.
Сферы образования, медицины трещат по швам. Очень страшно уже давно обращаться к врачам. А дальше?
Нет, это всё же серое-пресерое небо. Даже Датский Декабрь и хюгге иногда не спасает, как представишь, что за поворотом.
И, может, кому-то удобнее быть с большинством. А моё мнение все время расходится с этим большинством, но, поверьте, это не эпатаж. Это просто такое моё мнение.
Конечно, вы можете возразить, что после 1917 года страна не вымерла и сейчас не погибнет. Но мы смотрим на это из сегодня. Может, и через 100 лет кто-то перестанет расстраиваться и жизнь наладится.
Но я живу здесь и сейчас. И от этого серое небо становится ещё более серым. И ни намёка на солнце и свет.
Завтра снова вернусь в хюгге, к радости в мелочах, но сегодня так.