Фильм «Дом у дороги»
Режиссёр: Роуди Херрингтон
Актёр: Патрик Суэйзи
Мировая премьера: 19 мая 1989 года
О чём: Владелец ночного клуба «Дважды два» приглашает на работу известного вышибалу Далтона, чтобы навести порядок в его заведении. Но оказывается, что порядок надо наводить не только в клубе, но и во всём городе.
Цитата: «Знаешь, я думал, ты будешь побольше».
1980-ые годы. Прекрасное время для Голливуда. Кодекс Хейса, ограничивающий снимать всё, что хочется, давно отменили. Пришло огромное количество актёров и актрис, которые наступили на грабли первой популярности и готовятся стать суперзвёздами. Женщинам пока никаких прав не дали, а потому пузатенькие продюсеры и разного пошиба режиссёры могут проявлять мачизм и сексизм в любых объёмах. Никакой повестки, никакой инклюзивности и никакой цензуры. Ни тебе запрета на мат, ни тебе запрета на расчленёнку, а женщины обнажались именно так, как того требовал похотливый мозг сорокалетнего юнца. Это самое великолепное время для качественного и честного кино, которое медленно начнёт затухать во второй половине девяностых. Не зря же, восьмидесятые назвали «Десятилетием декаданса».
Только вот сложно было стать звездой. Особенно звездой с приставкой «супер». Потому что имя режиссёра и морда актёра на постере должны были гарантировать продажи фильмов в кинотеатрах, а потом и на видеокассетах. И если эти ребята два-три раза подряд сгенерить продажи не смогут, то их отправляли покорять телеформат, снимать клипы или депортировали в Европу штамповать «шедевры» там. Но если уж никому не известный парень (или, реже, девушка) выстреливал, то держись! Ему пророчили роль суперзвезды, увеличивали зарплату и иной раз давали возможность порулить процессом, зачастую себе же в ущерб.
В 1987 году такой суперзвездой, неожиданно для себя самого, стал Патрик Суэйзи. Причём, в отличии от многих, Патрик не собирался. Он просто подписался на главную роль в низкобюджетном фильме «Грязные танцы», который прокатчики собирались неделю повозить по кинотеатрам и выкинуть в видеоформат, в котором бы он и потерялся. Но когда фильм вышел неожиданно оказалось, что, во-первых, Суэйзи обалденно танцует; во-вторых, он невероятно сексуален и притягателен; а, в-третьих, экранная химия между ним и исполнительницей главной роли Дженнифер Грей такая, что от смущения краснели даже телевизоры. И тут уже девочки всех возрастов возвели на пьедестал нового кумира, который спустя каких-то четыре года получит статус «Самого сексуального мужчины на свете». Дженнифер Грей это, конечно, не помогло, а вот карьера Патрика Суэйзи, который стал новым романтическим героем, полетела вверх.
Но Патрик не хотел быть романтическим героем. На самом деле, он много чего не хотел. Не хотел мужских трусов с собственным именем на резинке, не хотел туалетной воды с собственным именем на бутылке, не хотел рекламных контрактов и девушек с восхищённым взглядом он тоже не хотел. И это одна из причин его культовости, ибо он один из немногих мужчин-актёров, которые остались верны своему выбору на всю жизнь, а именно, любить одну женщину, увлекаться скаковыми лошадьми, хореографией, балетом и зарабатывать съёмками в кино. А если не было съёмок в кино, он шёл работать плотником. А потому Патрик решил сменить амплуа и подписался на фильм режиссёра Роуди Херрингтона «Дом у дороги».
Но Патрик не был бы Патриком, если бы в своего героя Джеймса Далтона он не привнёс бы…себя. А потому, благодаря специфическому таланту режиссёра и специфическому обаянию актёра, фильм получился тоже…специфический.
Во второй половине восьмидесятых была мода на восточные единоборства в кино. С одной стороны, это обусловлено влиянием Гонконгского кинематографа в лице компании Golden Harvest, которая проталкивала свои фильмы на запад. А, с другой стороны, тренд, заданный внутри США, когда человеку на экране не обязательно было уметь играть, но обязательным было умение бить красиво ногой с разворота. А, поскольку настоящие бойцы не плачут, то и от сюжета в таких фильмах требовался минимум: кучка злодеев, один-два героя, выписанная из порно сексапильная мордашка в бикини и красиво поставленная хореография. А можно было сделать и того проще, выпустить на ринг энное количество мужчин и снимать то, что они умеют делать.
Но Роуди Херрингтон хотел немножко не так. Он хотел красивую хореографию, но, чтобы она была внутри сюжета о простом, казалось бы, профессионале своего дела и профессионале своего тела. И Патрик Суэйзи, умеющий как хорошо играть, так и хорошо двигаться, подошёл на роль главного героя идеально.
Итак, Джеймс Далтон, профессиональный и легендарный вышибала. Если что рост этого вышибалы всего один метр семьдесят восемь сантиметров, вес примерно семьдесят-восемьдесят килограмм, телосложение худощавое. Он имеет степень доктора философии и обладает спокойствием монаха, исповедующего дзен. Его нанимает на работу владелец бара-ресторана «Дважды два», пол которого каждую смену очищают от крови. Далтон берётся за работу, переезжает в новый город и узнаёт, что проблема носит не локальный, а масштабный характер, и что подходить к её решению надо комплексно.
Проблема вырисовывается в виде местного предпринимателя Брэда Уэсли, которого сыграл хороший актёр Бен Газзара, и который с помощью силы и запугиваний держит в своих руках весь город.
Город небольшой. Он состоит из вышеупомянутой забегаловки, рынка подержанных автомобилей, магазина автозапчастей, больницы, амбара для лошадей, да двух жилых домов. И вот это вот небольшое село становится полем битвы между топящим за справедливость Далтоном и жадным Уэсли, который зарабатывает на всём и не согласен отдавать кому-то кусок своего пирога.
И если Бену Газзаре играть тут особенно негде, он вынужден добродушно всем улыбаться и доказывать в каждой своей сцене, что он хозяин этого села и волен делать всё, что пожелает, то Патрик Суэйзи развернулся во всю ширину своего актёрского мастерства. Он отлично двигается, большая часть его реплик наталкивает на размышления, он переживающий друг, романтический герой и во второй половине фильма он сбрасывает с себя маску буддистского спокойствия, чтобы начинать всех убивать!
Не смотря на весь мачизм, сексизм и маскулинность, фильм «Дом у дороги» воспринимается, как ни странно, через женщин и музыку. Какое бы отношение у этой картины не было к дамам, а оно по-настоящему мерзкое, именно женщины становятся причиной практически всех конфликтов.
Определюсь сразу, целевая аудитория фильма – это мужчины любого возраста, которые под баночку пива, сидя в безопасности у себя дома, хотят посмотреть на сиськи и выбивание зубов. И эту потребность фильм восполняет в полном объёме. Секс в подсобке бара? Выполнено. Совсем не нежное лапанье груди? Галочку поставили. Развратный стриптиз под Hoochie coochie man (Бабник) от Мадди Уотерса? В полный рост. Идущая до конца на первом свидании главная героиня? Да вот же она. Платья, миниюбки, вырезы, ручки, ножки, попки – это не кино, это мечта вуайериста.
При этом фильм не проявляет к женщинам ни капли уважения. Их таскают, пинают, увольняют, оскорбляют и даже не скрывают это под маской хоть какого-то благочестия. Более или менее хорошо относятся только к доктору Элизабет Клэй, которую сыграла тогда ещё очень милая Келли Линч и которую называют опасной, потому что она умная. И к официантке Кэрри, в исполнении Кэтлин Уилхойт, которую не раздели, не избили, и даже дали спеть песню под общее одобрение зала. Все остальные дамы – лишь объекты мужского шовинизма.
Но весь парадокс заключается в том, что именно из-за этих объектов, как я уже говорил, и происходят конфликты. Драка в начале фильма из-за женщины. Конфликт между Далтоном и Уэсли думаете из-за города? Нет. Из-за женщины. Даже двух. Увольнения с работы из-за женщины. Большая часть драк в баре «Дважды два» из-за женщин. Даже внутренние переживания главного героя по поводу жестокого убийства в прошлом тоже тянутся корнями к женщине. Прежде чем в кино начинается любая драка, появляется женщина. То есть, фильм в полной мере обыгрывает идею того, что все войны мира начинаются из-за женщин. Поэтому каждый мужчина в этом фильме не просто боец, а романтический герой, правда не отстаивающий интересы дамы, а отстаивающий интересы собственного обладания.
Вторая же призма, через которую нужно воспринимать этот фильм – это, конечно же, саундтрек. Музыкальное наполнение в фильме шикарное и полностью передаёт его атмосферу. Небольшой город, забегаловка, в которой можно потанцевать, бухнуть и получить в глаз. Вокруг ходят реднеки (аналог российских деревенщин) и длинноногие девчонки на высоких каблуках. И всё это под сочный, динамичный, азартный блюз.
Музыка задаёт тон фильму с самого начала. В первой же сцене зритель видит группу The Cruzados, которая исполняет песню Don’t throw stones (Не бросайте камни). И если вы вдруг не знаете, кто такие The Cruzados, то их музыку вы точно слышали, ибо основной участник группы Тито Ларрива в девяностых создаст группу Tito & Tarantula, шикарное исполнение песен которой можно услышать и увидеть в фильме «От заката до рассвета».
В дальнейшем же Далтон приезжает в «Дважды два» и встречает там своего давнего приятеля Коди – слепого музыканта, который нетипично играет на гитаре, положив её на колени. Так вот, Коди сыграл небезызвестный Джефф Хили – канадский музыкант, создавший группу The Jeff Healey Band, и играющий как свои композиции, так и каверы на многих блюз-рок музыкантов.
Группа сходу задаёт ритм фильму, исполняя известную композицию Long tall Sally («Долговязая Салли»), которую записал Литл Ричард, а популяризировали позже Элвис Пресли и The Beatles. К середине фильма можно услышать The roadhouse blues («Блюз придорожного кафе») - кавер на известную песню группы The Doors, которую Джефф Хили исполнил в намеренно более мягкой манере, чем оригинал, дабы сгладить мрачный тон песни и придать ей более танцевальную форму. Самая романтичная и обжигающе страстная сцена фильма происходит под песню Отиса Реддинга These arms of mine («Мои руки») и, конечно же, песня эта про обнимашки. Заканчивает фильм Джефф Хили ритмичной, но нежной песней When the night comes falling from the sky («Когда ночь спускается с небес»).
В конце концов, сам Патрик Суэйзи спел для фильма две песни: Raising heaven (In hell tonight) («Вознёсшийся в небо (В адскую ночь)») и Cliff’s edge («Край утёса»). Правда, они исполнены не столько в блюзовом стиле, сколько в стиле диско.
В итоге, стараниями Роуди Херрингтона и Патрика Суэйзи фильм «Дом у дороги» с трудом можно назвать боевиком. Хотя фильм, безусловно, про драки, но у него крайне нелепый и вычурный конфликт на уровне девятилетних пацанов. Один мальчишка заинтересовал лучшую во дворе девчонку и претендует на песочницу, а второй пытается доказать, что всё это его. Но у фильма есть и романтическая линия, и неплохие диалоги. Благодаря обилию музыки и танцев, фильм можно отнести к мьюзиклам. А благодаря отношению к женщинам и обнажонке на экране, его можно отнести к сексплуатационному кино. Местами это комедия, местами драма.
Тоже самое и с целевой аудиторией. С одной стороны, прекрасно понятно, для кого снимали этот фильм. Но, с другой стороны, Патрик Суэйзи привлёк к фильму внимание женской аудитории. В одной из сцен он даже не постеснялся походить голым. Обилие музыкальных номеров и живые гитары в кадре привлекли внимание меломанов. А если абстрагироваться от сюжета и нелепого главного гада, то получить удовольствие от фильма может любой зритель старше 18 лет.
Но на момент выхода фильма критики его так не оценили, что выписали ему аж целых четыре (или пять) номинаций на «Золотую Малину»: худший фильм, худший сценарий, худший режиссёр и худший злодей. Опционально досталось и Патрику за худшего актёра, но тут не понятно: в одних источниках эта номинация есть, в других её нет.
В кассе картина показала себя неплохо. При бюджете в 17 миллионов, заработать получилось 30 миллионов по миру, и 30 в США.
И забыли бы, скорее всего, про этот фильм, да вот только на домашних носителях он обрёл культовый статус. Умеренно культовый, конечно, но зато по обе стороны Атлантики. И тому три причины. Во-первых, значение кумира для молодёжи тех лет. Во-вторых, общая атмосфера фильма. А, в-третьих, заполучив в руки такой козырь, кабельные каналы всего мира начали пихать кино в любое время, вырезая только сцену под музыку Отиса Реддинга.
Продолжение могло бы случиться, всё-таки кассу фильм собрал приличную, не смотря на фырканье критиков. И может быть, даже, где-то в кулуарах студий такие разговоры велись. Но вы хоть раз видели Патрика Суэйзи в продолжении своих фильмов? У актёра, не смотря на бешенный успех некоторых его картин, не было ни одной франшизы. Он от «Грязных танцев» отказался, от фильма, который сделал его суперзвездой, снявшись в маленькой роли во второй части аж в 2004 году. Что уж говорить о «Доме у дороги»?
Тем не менее, в 2006 году вышел фильм «Придорожное заведение 2: Последний вызов» про сына Далтона Шейна Таннера. Это, вроде как, прямое продолжение, но совсем другая история, в которой Далтон только упоминается. Я этот фильм не смотрел, да и не очень хочется, учитывая оценки: в среднем, 4,5 из 10.
В 2015 году просочилась информация, что снимут ремейк фильма. В режиссёры прочили Ника Кассаветиса, который снял «Джон Кью» и «Дневник памяти». На главную роль, уже инклюзивно, хотели подписать Ронду Роузи. Она, если что, не актриса, а боец UFC. То есть, в этом фильме должны были обижать уже не женщин, а мужчин. Но релиз, запланированный студией MGM, так и не состоялся.
Тем не менее, мысль о бойце UFC в фильме Roadhouse осталась жива, и в 2024 году на мощностях Amazon выпустили-таки ремейк «Дорожного дома». В режиссёрское кресло усадили Дага Лаймана, который подарил нам отличные фильмы про Джейсона Борна. На главную роль взяли Джейка Джилленхола, который так любил артхаусное кино, что теперь снимается во всём подряд, и который играет бывшего бойца UFC Элвуда Далтона. А ему в противники взяли настоящего бойца UFC Конора Макгрегора. И Лайман не смог. В сравнении с оригиналом ремейк не выдерживает никакой конкуренции хотя бы потому, что ни груди, ни попок на весь экран уже нет. Сегодня так делать нельзя. Эх, ушла эпоха…
Ребёнок во мне любит фильм «Дом у дороги». Восемнадцатилетний ребёнок, конечно же. Это неприхотливое зрелище, но красивые женщины, шикарная музыка, общая атмосфера и хореография боёв делают своё дело. Это один из моих любимых фильмов. И я ставлю ему оценку 8,9 из 10. А вам я желаю смотреть только те фильмы, которые вы сами хотите посмотреть.
Кстати, обзор на этот фильм выпущен и в виде подкаста. Послушать можно, перейдя в Телеграм-канал "Звук и Запись": https://t.me/Scorpneon