Найти в Дзене

Возрождение усадьбы Строгановых: история одного призвания

Бывают места, врезающиеся в сердце с первого взгляда. Они привлекают тихим, но настойчивым зовом, который уже не заглушить. Таким местом для нас стала заброшенная усадьба Строгановых в Псковской области. Здесь время застыло в покосившихся колоннах и пустых глазницах окон. Когда-то здесь кипела жизнь: величественный графский дом, шумные балы, знаменитый конезавод. Целый мир, созданный могуществом и волей его хозяев - двух могущественных фамилий — Строгановых и Васильчиковых. Да, именно граф Григорий Александрович Строганов взял в жены княжну Анну Сергеевну Васильчикову. Этот брак не только объединил два колоссальных состояния, но и благотворно отразился на процветании усадьбы! Теперь над этим миром — тишина, которую нарушает лишь скрип вековых деревьев. Повсюду шрамы утрат: черные ожоги пожарищ, залы, открытые небу. Кажется, еще немного — и последние следы великолепия канут в небытие. Но это место не мертво — оно дремлет, храня в камнях память и терпеливо ожидая своего часа. Когд

Бывают места, врезающиеся в сердце с первого взгляда. Они привлекают тихим, но настойчивым зовом, который уже не заглушить. Таким местом для нас стала заброшенная усадьба Строгановых в Псковской области.

Здесь время застыло в покосившихся колоннах и пустых глазницах окон. Когда-то здесь кипела жизнь: величественный графский дом, шумные балы, знаменитый конезавод. Целый мир, созданный могуществом и волей его хозяев - двух могущественных фамилий — Строгановых и Васильчиковых.

Церковь Всемилостивого Спаса. Первая половина XIX века.
Церковь Всемилостивого Спаса. Первая половина XIX века.

Да, именно граф Григорий Александрович Строганов взял в жены княжну Анну Сергеевну Васильчикову. Этот брак не только объединил два колоссальных состояния, но и благотворно отразился на процветании усадьбы!

Теперь над этим миром — тишина, которую нарушает лишь скрип вековых деревьев. Повсюду шрамы утрат: черные ожоги пожарищ, залы, открытые небу. Кажется, еще немного — и последние следы великолепия канут в небытие. Но это место не мертво — оно дремлет, храня в камнях память и терпеливо ожидая своего часа.

Когда мы впервые приехали сюда осенью 2022 года, нас посетило ощущение, что это место само выбрало нас. Сквозь руины проступала былая красота, гармония и любовь. Стало ясно: наша задача — не просто восстановить стены, а вернуть душу.

Дом петербургской прислуги на территрии усадебного комлекса
Дом петербургской прислуги на территрии усадебного комлекса

Восстановление усадьбы — это не реставрация. Это восстановление связи времен. Мы возвращаем себе право наследовать не только руины, но и величие. Каждый новый кирпич — это шаг к созданию нового культурного центра, где оживет парк и под древними сводами вновь зародится жизнь.

Дом графини на территории усадебного комплекса. Вторая половина XIX века.
Дом графини на территории усадебного комплекса. Вторая половина XIX века.

Мы видим его не музеем, а живой резиденцией для художников и мыслителей, где традиции оживут в руках современных мастеров. Это наша коллективная ответственность перед прошлым и будущим. Мы возвращаем себе место силы, которое уже не отпустит тех, кто откликнется на его зов.