До 5 октября в Галерее на Шаболовке работает выставка «Природа природы», где принимают участие 30 современных художников. Их работы объединяет обращение к природе, как к источнику вдохновения, и переосмысление идей художников-авангардистов.
Художник-керамист Елена Петько принимает участие в наших выставках не впервые. Наше предыдущее интервью можно прочитать здесь.
Год спустя мы поговорили с Еленой о её новой работе «Баланс», представленной в Галерее на Шаболовке, а также о самых значительных проектах и о природе.
Ваш проект, представленный на выставке «Природа природы», называется «Баланс». Поддержание баланса в жизни важно для вас? Расскажите, как удаётся его сохранить?
Думаю, что поддерживать баланс в жизни, во всех её сферах, это подсознательное желание человека в принципе. Кажется, что каждый из нас пытается найти некое серединное состояние, при котором не будет перекоса в ту или иную сторону, иначе ощутимо начинает страдать опустошённая или заброшенная сторона, и, как следствие, страдаем мы сами.
Я не из тех, кто преуспел в этом вопросе, к сожалению, но честно стараюсь. Поняла, что могу к этому стремиться в тихой умственной и практической творческой работе, которая помогает мне выстраивать в своей жизни относительный порядок, при котором я могу приблизиться к тому самому балансу. Это очень индивидуально, мне кажется.
Находите ли вы в природе источник вдохновения? Если да, расскажите, какие именно природные явления вам ближе?
В природе вдохновляет всё, важно чаще останавливаться и наблюдать.
Хорошо, когда в работе удаётся ориентироваться на абсолютные достоинства природного формообразования, соединив их в процессе творения с уважением к вечным ценностям национальной и общекультурной традиции, и не терять при этом ощущение сегодняшнего времени. Так, полагаю, могут рождаться глубокие, интересные, актуальные проекты.
Глубинный трепет из природных явлений вызывает то, что даёт мне чувство осознания человеческой слабости перед чем-то высшим. Ураган, шторм, горные вершины, бесконечная линия морского горизонта. Стихийное и неизмеримое в природе в некотором смысле отрезвляет, и позволяет не терять ощущение реальности и своей быстротечности в этом мире.
Как возникла идея создания проекта «Баланс»?
Я часто начинаю делать новый керамический проект с чашки. Для меня чашка – это больше, чем предмет посуды. С неё начинается день, она, как дипломат из бытового мира, первая «протягивает ручку» человеку. Пока с утра крутишь её в руках и выстраиваешь в голове план на обозримое будущее, или в спокойствии за чаем размышляешь над смыслами, невольно находишься в тактильном диалоге с предметом. Я поняла, что хочу делать этот диалог более значительным, наполненным и вдохновляющим. Поэтому для меня чашка – это маленький портал к подсознанию того, у кого она в руках. Я уверена, что этот простой бытовой предмет может транслировать много больше, чем понятную функцию и красоту.
Так и с проектом «Баланс» – всё началось с чашки. Через неё хочется напоминать о необходимости находиться в гармонии с самим с собой, удерживая равновесие внутри себя, и, конечно, гармонично синхронизироваться с окружающим миром, который всегда готов тебя поддержать. И здесь архиважным мне кажется то, как мы предметно существуем в природном контексте. Всё искусственное, что мы создаём (архитектура, скульптура, дизайн), воплощается в определённой пространственной среде и неизбежно взаимодействует с ней. И то, как проходит это взаимодействие, в итоге имеет большое влияние на наше будущее. В проекте я постаралась передать все эти размышления через универсальный язык формы, линии, материала, цвета.
Чашки, которые являются частью проекта, имеют округлое дно, и на первый взгляд кажутся неустойчивыми, но тем не менее они стоят. Расскажите, как удалось добиться такой формы?
Это как раз про наблюдение за тем, что предлагает природа, плюс лёгкая коррекция геометрии для достижения желаемого результата. Техническая разработка деревянной модели, снятие гипсовой формы, эксперименты с толщиной стенок изделия, подбор глазури, определение границы глазурного слоя, обжиги. Результат получился такой, как ожидалось. Кстати, при наполнении чашка становится ещё более устойчивой из-за утяжеления нижнего сектора объёма. Но для верности захотелось сделать подставку, которая в итоге своей контрастной фактурой и прозаической стихийной формой запечатала идею взаимодействия природного и искусственно созданного как законченную.
Что первично: образ работы (как она будет выглядеть) или концепция?
Я бы не определяла никакое из этих понятий, как первичное, только если это не работа на заказ с обозначенным техническим заданием. В случае с заказом или заявленной темой концепция, как правило, диктует, каким будет образ. Когда работает художник в свободном режиме, как я ощущаю, ситуация с первичностью всегда гибкая. Бывает, что в процессе рождаются смыслы, а бывает, что сначала очерчивается неотвязчивая идея. Случается также, что многие работы, создаваясь с определённым замыслом, вдруг счастливо могут встроиться своим художественным образом совсем в другой концептуальный контекст, и оказаться там неожиданно очень уместными.
Какие еще интересные проекты удалось осуществить в этом году?
Проекты очень разные, каждый из них интересен по-своему.
Например, продолжаю работать над архитектурной серией – сделала АРХИВАЗЫ. Это не совсем вазы в привычном понимании, а скорее небольшая игровая площадка для творческих экспериментов. Приходится продумывать ракурс, композицию, подбирать цветочный материал – разминать, так сказать, креативную жилу.
Сейчас готовлюсь к выставке «Трын*Трава. Современный русский стиль». Она про поиски русского кода через современные предметы интерьера. Очень интересный проект, за ним давно наблюдаю, и в этот раз я в составе участников.
Подаюсь также на другие конкурсы и выставки. Процесс не останавливается.
Выставка «Природа природы» обращается к менее известной грани русского авангарда. Той, что вдохновлена природой и научными открытиями.
А для вас авангард – это про что?
В первую очередь, как мне кажется, это про революционную новизну, в её широком междисциплинарном понятии. Когда в творческом высказывании есть свежесть, кровеносная убедительность, поиск через многочисленные эксперименты — когда считывается неугомонность зуда перемен. Думаю, что это необходимая ступень в историческом развитии искусства и жизни тоже. Смахивается пыль времени, идёт очищение от заезженности образов и смыслов, уходит рутинное восприятие всего творческого в целом. И, как следствие, такая встряска влияет на восприятие того, что нас окружает. Своего рода глобальное комплексное воздействие ИСКУССТВОМ на сознание человека, который вынужден реагировать, так как оставаться равнодушным такому вызову очень сложно.
Кто из деятелей искусства эпохи авангарда (литераторов, художников, режиссёров театра и кино) вам наиболее близок?
Возможно, я не буду оригинальна, назвав имена суперзвёзд предметного и беспредметного искусства ХХ века: Татлин, Малевич, Суэтин, Эль Лисицкий, Родченко. Они для меня базис и бесспорный ориентир. Архитекторы – конструктивисты (Мельников, Веснины, Голосов, Леонидов, Ле Корбюзье, Гропиус, Мис ван дер Роэ) – это также моя большая энциклопедия идей и бесконечного вдохновения. Интересны и их литературные труды. С театром и кино у меня более сложные отношения, своеобразно воспринимаю динамическое и игровое искусство. Не исключено, что ещё предстоит для себя многое открыть.
Кто из художников-керамистов нравится больше всего?
В мире керамики очень много интересного! Назову несколько вдохновляющих имён, они работают в разных техниках, транслируют разные смыслы: Betty Woodman, Ruan Hoffmann, Paola Paronetto, Yvonne Maréchal, David Binns, Shoso Michikawa. Это только чтобы эскизно обрисовать круг того, что цепляет и даёт мне импульс к вдумчивому поиску в работе с материалом сегодня. Есть ещё множество имён из плеяды известных дизайнеров и архитекторов, кто работал или работает в коллаборации с керамистами, воплощая свои идеи. Здесь я прибываю в полном восторге, так как это, как правило, про что-то умное, деликатное или дерзкое, и точно всегда новое, отражающее объективный портрет времени.
Какой совет дали бы начинающему художнику?
Хулиганить и ошибаться, пробовать новое, не бояться и никогда не останавливаться. Рост происходит только в непрерывном движении внутри выбранного пути. Очень важно при этом жадно смотреть вокруг, впитывать и учиться. Чем я сама постоянно и занимаюсь. Ценен сам процесс. И тогда внятный результат не заставит себя ждать.
Фото: Ксения Заболотных
Увидеть работу Елены Петько «Баланс» можно до 5 октября на выставке «Природа природы» в Галерее на Шаболовке.
Больше новостей в Телеграм-канале Галереи на Шаболовке.