Россия — страна огромных расстояний, протяжённых границ и суровой природы.
Развивать здесь транспортную инфраструктуру — значит создавать условия для развития регионов и обеспечивать связь между людьми. Именно на это работает ВЭБ, поддерживая проекты и технологии, которые связаны как с водным, так и с наземным транспортом.
Подробнее о них — рассказали в статье.
Водные транспортные проекты: порты нового поколения
Несмотря на тысячелетнюю историю, судоходство остаётся важным и перспективным способом доставки грузов, особенно если учесть, что Россия обладает самым протяжённым морским побережьем в мире и почти 100 тысячами километров судоходных рек.
Порт «Лавна»
На севере страны — в Мурманской области — при участии ВЭБа завершается строительство порта «Лавна».
Уже готовы два причала и дамба, которые являются частью комплекса по перегрузке угля. Его будущая мощность — 18 млн тонн угля в год на I этапе развития.
Значение «Лавны» выходит за рамки одной отрасли: порт задуман как крупный грузовой центр для торговли между Европой и Азией — с перспективой освоения арктических месторождений.
Порт «Ванино»
В Хабаровском крае при поддержке ВЭБа развивается порт «Ванино», который входит в десятку крупнейших морских портов России. Там строятся новые причалы, терминалы и внедряются цифровые системы управления грузопотоками.
В итоге растут объёмы, снижаются логистические издержки, а регион получает надёжную опору для экспорта в страны АТР: Китай, Японию, Южную Корею и др.
Морской порт «Суходол»
В Приморье в 2024 году был запущен морской порт «Суходол». ВЭБ участвует в его финансировании, но порт — это лишь начало: вокруг него будет создан мультимодальный комплекс, включающий контейнерный терминал, рыбный кластер и производственные зоны.
В ближайшем будущем порт создаст около 7,5 тысяч новых рабочих мест. Он будет доступен для промышленных предприятий Дальнего Востока и станет транспортным узлом для перевалки угля, сжиженного газа и различных грузов.
Наземные транспортные проекты: трамваи и электромобили
Трамваи
Повседневная жизнь тесно связана с наземным транспортом — и здесь ВЭБ делает ставку на устойчивое развитие, экологичность и технологии — от модернизации трамвайных сетей до поддержки электромобилей.
Всего при поддержке ВЭБа в российские города поставлено 318 трамваев, а в программе модернизации участвуют 9 городов: Нижний Новгород, Волгоград, Липецк, Пермь, Ростов-на-Дону, Краснодар, Курск, Ярославль и Саратов.
При этом обновление трамвайной инфраструктуры касается не только транспорта, но и благоустройства улиц, новых остановок и освещения.
Там, где раньше были дребезжащие вагоны и разбитые рельсы, теперь формируется комфортная, экологичная городская среда.
Например, в Нижнем Новгороде при поддержке ВЭБа в город поставлено 77 современных трамваев «МиНиН», из которых 65 уже курсируют по улицам. Проект охватывает полную модернизацию инфраструктуры: обновляются пути, тяговые подстанции и депо.
Всего до 2026 года будет поставлено 170 вагонов и реконструировано свыше 149 километров путей — это один из крупнейших проектов в истории отечественного электротранспорта.
Электромобили
Но городская мобильность — не единственная цель.
Для междугородних поездок на электромобилях к 2030 году в России появится около 500 электрохабов — станций быстрой зарядки.
Проект также реализуется при участии ВЭБа. Первый такой хаб уже работает в Санкт-Петербурге и позволяет одновременно заряжать до 10 машин разных типов.
В будущем подобные станции будут расположены в мегаполисах и вдоль федеральных трасс — М-4 «Дон», М-11 «Нева» и М-12 «Восток», с расстоянием друг от друга не более 100 километров.
Проект может изменить само восприятие электромобиля — с городского экзотического решения на полноценное средство путешествий.
При поддержке резидентов Сколково (Группа ВЭБ) развиваются и технологии для электромобилей, например:
• Сколковский резидент «Яблочков» совместно с учёными ИТМО разработал первую в России систему беспроводной зарядки электротранспорта — прототип позволяет зарядить аккумулятор электромобиля за 6–7 часов с эффективностью 95%.
• Резидент Сколково «БэттериЛАБ» создаёт для электромобилей систему защиты и предотвращения возгорания батарей. Уже запущено опытно-промышленное производство.
Инфраструктура
В 2024 году при участии ВЭБа открылся Восточный выезд из Уфы — крупнейший транспортный проект Башкортостана.
Он соединяет федеральную трассу М-5 с проспектом Салавата Юлаева, включает в себя тоннель глубиной более 60 метров, мост, эстакаду и новые дорожные развязки. Общая протяжённость — 13 километров, четыре полосы движения.
Восточный выезд — это системный инфраструктурный проект, который разгружает город, ускоряет логистику и повышает безопасность дорожного движения.
Страна, на территории которой действует 11 часовых поясов, требует особого подхода к инфраструктуре.
Здесь каждый построенный порт и каждая трамвайная сеть — часть большой системы. И эта система активно развивается при поддержке ВЭБа — на земле и воде, в мегаполисах и на дальних берегах.
Больше интересных статей о проектах развития в России читайте в нашем канале в Дзене.