Это статья создана из-за любви к франшизе "Матрица". Здесь к сожалению не будет 4-ой части, в которой бои повторяют элементы из первых частей, хоть и обладают своими особенностями и находками. Однако, сейчас речь пойдёт о трилогии.
Также будет пятибалльная система оценивания, где 1 - бой ради боя (слабая хореография и такая же операторская работа), 2 - бой без страха (здесь не боишься за героя, но постановка лучше), 3 - крепкий уверенный бой (напряжение и динамика передаются через экран), 4 - бой на жизнь (особые детали и элементы создают свою атмосферу, которая заставляет пересмотреть), 5 - тяжёлый эмоциональный эпический бой (сила ударов способна сбить даже зрителя).
1) Тринити против полицейских.
Да, это тоже бой. Ладно, на самом деле это всего лишь начальная сцена, призванная дать зрителю ту частичку необычного мира, и продемонстрировать способности Тринити. Конечно, в темной пустой комнате было бы сложно разобраться с тремя людьми, но девушка справилась. Вообще, у Тринити за всю трилогию, отточенные и доведённые до автоматизма удары. Она профессионал своего дела. И здесь это ярко показано. Ракурсы, slow-mo, свет от выстрелов пистолета, делают эту драку (бой) запоминающейся. Переживал ли я за персонажа - нет - так как я с ней не знаком. Но нам дали понять, что она "не от мира сего", а другие нет. Хотя, это всего лишь начало, что ещё можно было ожидать.
2 из 5. Давай, Тринити, надо встать.
2) Нео против Морфеуса.
Самый первый поединок между двумя главными героями. С одной стороны это симуляция, в которой Морфеус вряд-ли убьет Нео. С другой, он не собирается его просто так отпускать. Ведь избранному нужно за коротенький срок быть в форме. И Морфеус делает всё возможное и невозможное. В этой сцене мне нравится всё - и символизм, и локация. Отличная хореография, с реалистичными ударами. Динамика боя тоже потрясающая. Помимо простого боя - это ещё обучение, развитие новых навыков у Нео. Он каждый раз показывает что-то новое. Из особенностей в этом бою можно выделить - подтрунивание Морфеуса, сальто и развитие скорости у Нео.
3 из 5. Хватит попыток, просто бей!
3) Морфеус против Смита.
Вот здесь уже не просто рядовой поединок, а реально бой с самым сложным противником. Одно дело, когда знаешь, как будет бить противник, и что он может. Другое - встретиться с ним лично. Сразу могу сказать, что у Морфеуса не было шансов. Не знаю почему, но выглядел он слишком слабым. Его попытки размашисто бить в тесной комнате не очень помогли. Другое дело Смит - медленные, но смертоносные удары. Видно, что он имбовый, против него нужны соответствующие техники и приемы. Да, бой не большой, и постановка слабее предыдущих. Я уверен многие данный бой даже не пересматривают. Но, мне он нравится сравнением сил персонажей. Это и один из ключевых моментов фильма, и тяжёлый бой.
4 из 5. Одно лицо на всех?!
4) Тринити и Нео против военных.
Да, перестрелки были и до этого, но там скорее погоня, спасение, нежели крутая сцена, где на максимум выходят все элементы. Военные здесь очень странно себя повели. Во-первых, они частично забывают про Тринити, которая заходит им за спины и атакует. Во-вторых, неуязвимый Нео. Бесспорно, он быстро бежит, и всё разлетается на мелкие куски, но ни одна пуля даже близко не потрепала одёжку? Сомнительно. Сальто, классная музыка, пафос и уничтоженное фойе - несомненно крутые элементы. Меня данная сцена не сильно зацепила. Напряжение понемногу уходит, и на его место встают детали, о которых написал выше. Прикольно.
2 из 5. Выложите все металлические предметы. Ключи, мелочь...
5) Нео против Смита.
Помимо этого боя, хочу ещё отметить уклонение от пуль на крыше здания, и сцену спасения Морфеуса. Они отличные. Боя в них нет. Это крутая сцена и крутая эмоциональная сцена. Вернёмся к бою Нео и Смита. Что сказать, когда все предыдущие элементы картины используются для того, чтобы создать эту сцену - одной похвалы будет недостаточно. Если так прикинуть, то все из тройки (главных героев) сражались со Смитом. Каждому было тяжело, и здесь данное столкновение выглядит, как такая попытка понять кто из них действительно сильнее. Начинается всё с перестрелки, которую сделали так же, как и удар ногой Тринити в самом начале фильма. У каждого свой стиль боя, и свои способности. В этом бою это сильно контрастирует, видно, что борется человек и машина. Причём, это считывается во всём. У Смита, если внимательно следить за ним весь фильм, - одни и те же удары, что и против Морфеуса. Тогда, как у Нео элементы из прошлых боёв, плюс, некие новые техники. Он как-будто всячески пытается пробить атаку Смита, и где-то ему это удаётся. Кульминация в виде некой победы переходит в погоню, а после сцену в коридоре, где уже Нео - машина, а Смит старая версия этой машины.
5 из 5. Убить, вас, наслаждение...Мистер Андерсон!
6) Нео против агентов.
Вот и настала череда второй картины. Честно говоря, самый бесполезный бой вообще. Он резко обрывается, в нём присутствуют элементы, которые используются позже. Даже фраза Нео, о том, что их перепаяли не заставляет переживать за героя, а наоборот, говорит о том, что ему будет легко, раз он смог это прочитать. Короче, недобой какой-то.
1 из 5. Хм, вас перепаяли.
7) Нео против Серафа.
Начну с того, что это повторение боя с Морфеусом из первой части. Похожая обстановка, одежда и движения камеры (например, вид сверху). Всё отсылает на ту сцену. Только, Сераф по-другому двигается. Видно, что здесь есть разница, особенно в том, что он не простой боец. Его манера боя очень схожа с техниками Нео, но работают на ином уровне. Чувствуется, что он силён. И вообще, вот только-только его показали, а он уже как-будто раскрылся. Вот что значит умение подать персонажа. Однако, сам бой - ради боя. Но хоть выглядит свежо и интересно.
2 из 5. Узнать человека можно только в бою.
8) Нео против толпы Смитов.
Это просто имба. Есть те, кто здесь видит компьютерную графику, но на момент выхода фильма - это меня лично не волновало. Понимаете, в фильме про компьютерный мир, говорить о том, что здесь есть компьютерные сцены - ну такое. Я на это вообще смотрю, как некий сбой в матрице - типа перегрузка системы, из-за чего всё выглядит неестественно. Но страх, который внушают Смиты - просто пушка. Здесь столько отточенных ударов, столько сложностей. Такой бой выглядит очень зрелищно. Особенно добавляет музыка, подходящая и дополняющая. Мне кажется, снимать это было настоящим испытанием, так как нужно было очень много чего учитывать - количество Смитов, хореография и смена планов. Когда бой переходит от ближних планов к дальним, то создаётся ощущение дискомфорта. И сам бой долгий, но не теряет в динамике. Тут можно долго разбираться. Однако, основное я затронул.
5 из 5. Не знаю, что он там собирался.
9) Нео против помощников Меровингена.
Ещё одна хорошая битва. Параллельно идёт погоня за мастером и битва с близнецами. Но сейчас, Нео. Какая же это отличная сцена. Вероятнее всего тут проведена работа сравнимая с боем со Смитами. Плюс, что нам демонстрируют разное оружие и владение ими. Нео использует то саи, то палки, то меч. Но в этой сцене не покидает чувство, что он делает это всё на показ. То есть, он обладает телекинезом, но применить его к врагам не может, только к неживым предметам. Вроде, маленький нелогичный элемент, а вроде и закономерный. Зная, что он сможет использовать это против машин. Каждый из помощников выделяется, что придаёт вес этой сцене. Хоть и силы явно не равны, но малюсенький шанс, что Нео проиграет - есть.
4 из 5. Это всего лишь игра...
10) Тринити и Морфеус против близнецов.
Тут ненадолго остановлюсь. Это микро-бой, который переходит в погоню. Тринити не смогла победить, ей не хватило скорости, а вот Морфеусу повезло. Но волнение было, сцены неплохие, так что...
2 из 5. Смотри, как новенькое.
11) Морфеус против агента.
Бой на крыше грузовика - ещё один хороший элемент всей франшизы. И суперские удары Морфеуса, и самурайский меч. А после ещё и эпик со взрывом. Такого, ожидать было невозможно. Хорошо поставлено, и сыграно. Но вероятнее всего, погоня сделала своё дело, и кульминация выглядит как должное. Но это уже какие-то несуразные придирки.
3 из 5. Врежь как следует.
12) Нео и Морфеус против толпы Смитов.
Снова кусочный бой. Но он здесь и не нужен по итогу. Просто препятствие между последними сценами.
1 из 5. Стрелять.
13) Тринити против агента.
Для меня это самый эмоциональный бой. Во-первых, Тринити не супергерой, как Нео. Во-вторых, эта сцена принятия выбора. Здесь бой имеет смысл больше, чем просто драка в подворотне. Он и поставлен хорошо, и исполнен достойно. Нам раскрывает карты Архитектор, попутно агент медленно пытается прикончить Тринити. Сложность колоссальная, а то, к чему ведёт эта сцена - идеально. Да, здесь не много по хореографии и ударам. Но здесь у боя случился сюжет. Так что, в целом достойно.
3 из 5. Я уже вижу начало реакции.
14) Тринити, Морфеус и Сераф против охранников.
Первый бой в третьем фильме должен был чем-то удивлять. Он схож чем-то с пострелушками из первой части. Но авторы решили, что будет ещё круче, если враги будут вверх ногами. Такой подход показался весьма занятным. Только, я почему-то вижу в этом некую фальш. Так как нет смысла в этих вверх тормашками. Сложности это добавляет обеим сторонам. То есть это не преимущество, а наоборот. Короче, круто, но туфта.
2 из 5. Серафим без крыльев.
15) Нео против Бейна.
Ну, тут можно сказать только одно - удивительно. Когда смотрел в первый раз, то меня вывернуло наизнанку. Нео ослеп, ещё и сама сцена жуткая. Тяжёлые сцены, которые трудно принять. И в целом, это единственный бой не в матрице. Всё что угодно можно было ожидать, но только не это.
4 из 5. Слепой мессия.
16) Нео против города Смита.
Да, бой в Зионе - впечатляет, но он слишком мечется между персонажами, и там мало элементов именно с хореографией и с классическим ближним боем. Ожидал, что всё-таки третий бой между заклятыми врагами будет более эпичным, чем предыдущие. Но он просто дал нам расширенную и сложную битву из первой части. Начинается всё стандартно, а вот далее герои начинают летать, бить с такой силой, что дождь отправляют обратно в космос, и сами себя туда же. Хотелось больше необычного, а нам просто увеличили то, что и так имелось. Диалоги помогают, а вот музыка не спасает. Наверное, стоило придумать нечто такое от чего точно все были бы в восторге, и каждая стычка со Смитом была необычной и новой. Это попытались сделать в полёте, в мощных ударах, и финале. Кажется, что здесь как в моменте с Тринити из второй части - больше играет сюжет нежели бой. Но мне это не мешает. Спустя время я понял, что он гораздо более продуман, и сделан именно так как надо.
5 из 5. Почему, мистер Андерсон?
Итог.
Данная трилогия смогла подарить много запоминающийся диалогов, интересных сцен фантастического мира, запоминающихся персонажей. Но больше всего её, наверное, любят за бои, погони и перестрелки. Этим она смогла и зарекомендовать себя и продвинуть жанр. Мне нравятся все фильмы о Матрице. Даже с учётом слабой четвёртой части, я могу понять что ей хотели сказать, и почему она именно такая. Однако, трилогию я люблю за другое. За невероятную историю об избранном. И когда закончу писать статью, я покажу людям то, что вы хотели скрыть. Покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов. Мир без границ. Мир, где возможно всё. О чём написать дальше, решать нам...