Найти в Дзене

Bussing-13R – яркая «гармошка» ФРГ

Всем привет!

Сочлененные автобусы начали набирать популярность в послевоенное время: Европа еще оправлялась от разрухи, но пассажирский поток в городах нарастал очень интенсивно, и одиночных машин стало не хватать. Поэтому сразу несколько фирм стали работать над созданием шасси, на которых стали базироваться сочлененные машины. Среди них и фирма Bussing из ФРГ, создавшая шасси, на котором стал базироваться автобус Bussing-13R.

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

История нашего героя началась в середине 50х гг. В то время фирма Bussingуже имела опыт создания сочлененных машин – еще в 1952 г. было создано первое соответствующее шасси, а кузов для него изготовила фирма Karl Kassbohrer. Опыт вышел удачным, поэтому партнерство двух фирм продолжилось, и вскоре в производственной программе появилась новая, еще более вместительная, «гармошка». При этом, как и всегда, многие агрегаты были унифицированы – снижение себестоимости производства никто не отменял.

Конструктивно автобус получился типичным и для завода-производителя, и для своего времени. Дизайн полностью соответствовал тогдашней моде – ходовая часть с бездисковыми колесами, отсутствие острых углов, простая светотехника и минимум хрома уже стали обычным делом. Оставалось характерным и расположение мотора в базе под полом салона – это уже была фишка Bussing. Сам же по себе мотор не был выдающимся: его объем – 11 л, а мощность – 185 л. с., что для сочлененной машины мало. Зато салон автобуса полностью соответствовал специфике применения – в нем 41 сидячее место, причем слева сиденья двух-, а справа одноместные, и лишь на колесных арках с обеих сторон двухместные диваны. Всего же в автобусе могло ехать 175 пассажиров – по тем временам очень много.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

В серию Bussing-13R пошел в 1959 г., при этом, как и предполагалось, главный производитель отвечал за шасси и внутренние агрегаты, а кузов устанавливали на Karl Kassbohrer. Сам же автобус нашел применение на длинных маршрутах во многих городах ФРГ, и даже несмотря на малую мощность мотора, успешно справлялся с этой работой. Техника с течением времени почти не менялась, лишь кузов один раз претерпел косметические изменения – решетка радиатора расширялась, а во второй секции добавлялась дополнительная дверь для пассажиров. Варьировалась и формула дверей – в основном они были спереди двухстворчатыми, а остальные с четырьмя створками, но иногда все двери бывали складными двустворчатыми. Однако при таком раскладе комфорт немного пострадал – заходить в салон стало неудобно.

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Все же просуществовала модель недолго – уже в 1960 г. наметилась программа по наращиваю партнерства с совсем другим кузовным заводом – Krauss Maffei, который не производил кузова для «гармошек». В том же 1960 г. производство сочлененных 13R свернули, и с той поры фирма не возвращалась к теме подобной техники – большую популярность стали набирать автобусы MAN и Mercedes-Benz. Лишь уже выпущенные автобусы продолжали использоваться по прямому назначению до 70х гг., после чего были списаны.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Bussing-13R – важный для городов автобус, внесший вклад в модернизацию и развитие городских перевозок в ФРГ. В дальнейшем же тема сочлененных машин не была забыта, просто эту нишу заняли совсем другие производители.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!