Найти в Дзене

Смертные медальоны, палатки в полях и слезы радости: пензенские поисковики рассказали о своих буднях

Недавно участники отряда «Поиск-Вездеход» вернулись из очередной экспедиции, которая проходила в Рогачевском районе Республики Беларусь. Эта поездка стала для отряда юбилейной, 50-й по счету. Почти неделю поисковики работали в полевых условиях, сантиметр за сантиметром исследовали землю, где летом 1941 года шли кровопролитные бои советских солдат с фашистами. Участники экспедиции — магистрант историко-филологического факультета Дарья Казакова и студент Института физической культуры и спорт Пензенского госуниверситета Дмитрий Игошин рассказали корреспонденту ИА «Пенза-Пресс» Инне Мотиной о поездке, непростой работе поисковиков и своем месте в поисковом движении.

Девиз «Своих на войне не бросаем» у пензенского отряда «Поиск-Вездеход» родился 15 лет назад. В эти слова участники поискового движения вкладывают глубокий смысл: каждый пропавший без вести солдат должен быть найден и похоронен с почестями. И для этого девушки и юноши не жалеют сил.

Вернуть из небытия

22-летний Дмитрий Игошин, несмотря на достаточно юный возраст, поисковик со стажем. Когда мальчику было 13, его привел в отряд отец, опытный поисковик. Сначала паренек согласился поехать с ним в экспедицию ради любопытства. Первый опыт показался подростку не особо интересным. Но потом была вторая и третья экспедиции, и отношение к происходящему у парня изменилось.

«Я постепенно заинтересовался, осмыслил свои действия, стал читать мемуары про Великую Отечественную войну, историческую литературу. Поисковая работа меня затянула. Оказалось, что это очень кропотливый и ответственный труд. А самый волнительный момент для меня, когда поднимаешь из-под земли останки бойцов», – вспоминает Дмитрий.

21-летняя Дарья Казакова пришла в поисковое движение в 11 лет. Девочка поехала вместе с мамой Ларисой Казаковой (председатель регионального отделения «Поисковое движение России». – Прим. ред.) на слет поисковых отрядов в Саранск. Даша участвовала в «визитной карточке» команды Пензенской области на конкурсе, в котором соревнуются делегации из разных областей ПФО.

-2

А в 2016 году она отравилась в свою первую полевую экспедицию в Республику Беларусь. И уже там окончательно прониклась поисковой работой.

Девушка с волнением вспоминает о своей первой значимой находке, которую обнаружила в 2019 году в Карелии.

«Это была сложная экспедиция, стояли белые ночи. В один из вечеров мы поняли, что утром пойдет сильный дождь, а это значит, место раскопок зальет, и работать будет очень неудобно. Тем более местность там болотистая. Тогда мы с ребятами решили работать ночью. Вскоре наша группа обнаружила три именных медальона, один из которых нашла я», — вспоминает Дарья.

Для любого поисковика такие черные капсулы – очень важная находка. Именно в этих сверхпрочных контейнерах должен был храниться вкладыш с именными данными бойца. Но нередко найденные медальоны оказываются пустыми. Поскольку среди красноармейцев ходило поверье: если заполнишь «смертный медальон», то тебя обязательно убьют.

В 1943 году именные медальоны в армии отменили, заменив их воинскими книжками. По словам поисковиков, шанс найти именную вещь бойца, чтобы по ней идентифицировать его останки, составляет примерно 10%.

-3

Героя узнали по медали

В поисковом багаже Дарьи и Дмитрия есть и другие серьезные находки, которые обнаружили в Рогачевском районе Республики Беларусь.

Эти места для пензенских поисковиков – особые. Здесь в июле и августе 1941 года шли ожесточенные бои, которые вела 61 стрелковая дивизия, сформированная в Пензенской области. Тогда наши бойцы попали в окружение, из которого уже не смогли выбраться.

«Сначала мы исследовали участок металлоискателем. А позже, в ходе раскопок, обнаружили останки семи бойцов. Вместе с останками нашли и свернутую медаль с номером. Скорее всего солдат снял ее перед боем и аккуратно положил в карман», — вспоминает Дарья.

После этой находки поисковики позвонили в Пензу, чтобы их коллеги смогли по номеру награды установить личность бойца. Вскоре раздался ответный звонок: удалось выяснить, что медаль «За боевые заслуги» принадлежит Сергею Яковлевичу Благову из Москвы.

«Именно в такие моменты понимаешь, для чего мы работаем. Ты испытываешь море эмоций, которые не описать словами. Самая трогательная минута, когда Лариса Владимировна Казакова звонит родственникам бойцов, чьи имена нам удалось установить. Обычно все поисковики собираются в одной комнате, телефон включен на громкой связи. Мы все с нетерпением ждем, как отреагируют родственники», — рассказывает Дмитрий.

Родные Сергея Яковлевича Благова очень удивились и обрадовались нежданной новости о своем без вести пропавшем дедушке. Его останки торжественно перезахоронили в воинском мемориале в Белоруссии. В ближайшее время родные бойца заберут найденную награду своего деда.

-4

Человек без имени

Чаще всего поисковики находят на месте боев оружие и снаряды. Останки солдат, идентифицировать которых невозможно, хоронят в братской могиле на мемориале, который находится в ближайшем населенном пункте.

По статистике установить именные данные можно у одного из 10 найденных воинов. Остальные защитники Родины так и останутся неизвестными.

«Личность воина можно определить по медальонам, наградам и именным вещам. Документы сохраняются плохо, бумага недолговечна. Иногда мы находим подписанные вещи, например, кружку или портсигар. Однажды мы наткнулись на котелок. На одной его стороне стояли ФИО, год рождения, место, а на другой стороне был нарисован женский портрет», — рассказывает Дарья.
-5

Под дождем и ветром

Сейчас поисковый сезон в самом разгаре. Полевые выезды обычно начинаются в апреле и заканчиваются в октябре, до наступления первых холодов.

Провести отпуск на песчаном пляже или понежиться в отеле на курорте — не для ребят из поискового движения. Палатки в поле, раскопки под пронизывающим ветром, еда на костре… Но на бытовые трудности пензенские поисковики внимания не обращают.

«В полевых условиях проявляется подлинный характер человека. Мы же вместе 24/7. Когда заканчиваются силы, начинается воля. Ты видишь человека насквозь. Условия бывают сложные. У кого-то опускаются руки, кто-то, наоборот, воспрянет духом и идет работать», — говорит Дарья.

Поисковики считают, что экспедиции могут изменить человека даже на бытовом уровне.

«Представьте ситуацию: мы выезжаем на неделю, требуется приготовить обед, а ты не умеешь. Но когда ты дежурный, других вариантов нет. Так что учимся готовить сами. Я, например, сейчас уже могу приготовить гречку, картошку, макароны, лагман, сырный суп. Были бы ингредиенты», — улыбается Дмитрий.
-6

Обычные люди

В отряде «Поиск-Вездеход» собрались люди разных специальностей: преподаватели, специалисты IT, медики, энергетики, архитекторы. Дмитрий закончил медицинский колледж, он — фельдшер. Сейчас в университете осваивает профессию учителя физкультуры.

Дарья — переводчик с английского и немецкого языков, в настоящее время учится в магистратуре.

«Мы — обычные люди и ничем не отличаемся от остальных. Но если приезжаем на поисковые работы, то занимаемся только этим. Ничто нас не должно отвлекать. Мы попадаем в общую среду, где все нацелены на результат. Это особый мир единомышленников», — говорит Дарья.
-7

Проекты и книги

Полевые экспедиции – это только часть многогранной поисковой работы. По окончании сезона участники отряда погружаются в исследования, изучают находки, которые ранее обнаружили на раскопках. В Пензе на улице Литвинова открыт музей регионального отделения «Свидетели бессмертного подвига». В его четырех залах находятся экспозиции, в которых хранятся находки с полей сражений.

А еще ребята обмениваются опытом с коллегами из других регионов, участвуют в слетах поисковых отрядов ПФО, которые ежегодно проводятся в Нижнем Новгороде. Примечательно, что пензенский отряд «Поиск – Вездеход» победил в восьми из 10 таких окружных смотров.

Кроме того, участники отряда реализуют множество проектов и по результатам исследовательской работы выпускают книги. К примеру, «В тылу герои не забыты» — об истории эвакогоспиталей Пензенской области. Ребята посетили все госпитальные захоронения, расположенные на территории региона, исследовали их, занесли в списки фамилии, на месте эвакогоспиталей установили памятные доски.

В рамках другого проекта они изучили истории наших дивизий, которые сражались в Сталинграде. Результатом работы тоже стала книга.

Сейчас участники отряда «Поиск-Вездеход» реализуют проект, посвященный 354 стрелковой дивизии.

Все эти проекты — уникальны, когда заканчивается один, начинается другой.

-8

На будущий год поисковики планируют реализовать проект к 85-летию начала Великой Отечественной войны «Брестская крепость — цитадель памяти».

А нынешней осенью участники отряда «Поиск-Вездеход» собираются в Брестскую область, где в городе Барановичи у них впервые пройдет полевая экспедиция.

Каждый участник поискового отряда знает боевой путь собственных прадедов, которые прошли Великую Отечественную войну. Но есть у каждого участника поискового движения и общая цель – искать и устанавливать имена других, безвестных бойцов. И пока кто-то из этих солдат остается лежать на полях сражений, пензенским поисковикам не будет покоя.

***

За 18 лет работы отряда «Поиск-Вездеход» его участники подняли из земли останки 1100 бойцов. 117 из них удалось идентифицировать. Из них 16 – уроженцы Пензенской области.

Источник статьи и фото: ИА «Пенза-Пресс»