Найти в Дзене
Логопед и Я

Это не лень: Пять признаков, что ваш ребенок может быть дислексиком.

Оглавление

Вы замечаете, что ваш ребенок, такой сообразительный и любознательный в быту, с трудом осваивает чтение и письмо. Учитель жалуется на невнимательность, в тетрадях – сплошные красные чернила, а домашние уроки превращаются в ежевечернюю битву. Первая реакция многих родителей – списать все на лень, недостаток старания или избалованность. Но что, если причина не в характере, а в особенностях работы мозга? Дислексия – это избирательное нарушение способности к обучению, которое не имеет ничего общего с интеллектом.

Главная проблема дислексии – не сами по себе ошибки, а их специфический, стойкий и нелогичный с точки зрения обычного человека характер. Ребенок может сегодня знать правило назубок, а завтра сделать в этом же слове грубейшую ошибку. Его нельзя просто «заставить быть внимательнее» – его мозг обрабатывает письменную информацию иначе. Вот пять ключевых признаков, которые должны стать для вас сигналом к более глубокому изучению вопроса.

1. Трудности с фонематическим слухом.

Это самый ранний и фундаментальный признак. Ребенку с дислексией сложно на слух различить похожие звуки (например, «б-п», «д-т», «с-з»). Из-за этого он может путать не только звуки в речи, но и буквы на письме. Ему тяжело разбивать слова на слоги и сливать отдельные звуки в целое слово. Просьба назвать слово на букву «К» или придумать рифму к простому слову может вызвать у него серьезные затруднения.

2. «Угадывающее» чтение.

Ребенок не читает слово целиком, а пытается угадать его по первой букве, по общему смыслу текста или по картинке. Он может заменять слова на близкие по значению или по внешнему виду (например, читать «собака» вместо «щенок» или «дерево» вместо «деревня»). Чтение становится медленным, прерывистым, с потестрой строки. При этом он может прекрасно понимать смысл услышанной истории, но не сможет ее самостоятельно прочитать бегло и без ошибок.

3. Стойкие и странные ошибки на письме.

Это не просто описки. Ошибки носят системный характер:
❗️Зеркальное письмо: Написание букв (З, Я, Э) и даже цифр (3, 7, 9) в обратную сторону.
❗️Пропуски букв и слогов, особенно гласных, которые не несут смысловой нагрузки.
❗️Слитное написание предлогов и раздельное – приставок.
❗️Неусвоение правил, которые, казалось бы, уже выучены. Ребенок может знать правило «жи-ши» наизусть, но в диктанте все равно написать «жывет».

4. Проблемы с ориентацией и последовательностью.

Дислексия часто проявляется не только в чтении. Ребенку трудно запомнить последовательности: дни недели, месяцы, алфавит, таблицу умножения. Он может путать «лево» и «право», плохо ориентироваться по часам со стрелками. В более старшем возрасте возникают трудности с планированием своего времени и выполнением многошаговых инструкций.

5. Быстрое утомление и нежелание учиться.

Представьте, что каждый раз, садясь за уроки, вам приходится разгадывать сложный шифр. Именно так чувствует себя ребенок с дислексией. Чтение и письмо требуют от него колоссальных умственных усилий. Поэтому он быстро устает, становится рассеянным, начинает избегать любой деятельности, связанной с текстом. Это не лень, это истощение и психологическая защита от постоянного стресса и неудач.

Что делать, если вы узнали своего ребенка?

Самое важное – отказаться от обвинений и упреков. Ребенок не виноват. Следующий шаг – обратиться к специалистам: логопеду, имеющему опыт работы с дислексией, и нейропсихологу. Они проведут комплексную диагностику и определят точные причины трудностей. Чем раньше вы это сделаете, тем эффективнее будет коррекция.

Помните, дислексия – это не приговор, а особенность. Многие гениальные люди – Стивен Спилберг, Ричард Брэнсон, Кира Найтли – были дислексиками.

Ваша поддержка, понимание и своевременная помощь помогут ребенку раскрыть свои таланты и научиться успешно обходить свои трудности.

И помните! Ваш малыш уникален, и ваша поддержка — самый важный фактор его прогресса! Подписывайтесь на наш канал в Дзен, Рутуб и Телеграмм