Найти в Дзене

Студент Новосибирского хореографического училища рассказал о победе в проекте «Большие и маленькие»

Оглавление

Студент 3 курса Новосибирского государственного хореографического училища Илья Милованов стал победителем проекта «Большие и маленькие» телеканала «Россия-Культура». Участие в конкурсе стало для него настоящей возможностью проявить себя. Артист рассказал Горсайту, как он готовился к съёмкам.

В эксклюзивном интервью для Горсайта Илья Милованов поделился своими впечатлениями от участия в проекте и рассказал, как обучение в Новосибирском хореографическом училище помогает ему в достижении целей.

Проект «Большие и маленькие» ориентирован на юные таланты в возрасте от 6 до 18 лет. В жюри пригласили настоящих мастеров: первую солистку Большого театра и лауреата конкурса «Большой балет» Анну Тихомирову, танцовщика и балетмейстера Александра Могилева, заслуженного артиста России Рамиля Мехдиева, а также премьера балетной труппы Большого театра Игоря Цвирко.

Ведущая программы народная артистка Российской Федерации, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова старается создать для всех участников атмосферу поддержки и вдохновения. Благодаря такому подходу проект становится не просто конкурсом, а настоящей школой мастерства для юных танцоров. Каждый из участников получает уникальную возможность учиться у лучших и стремиться к новым высотам в мире балета.

-2

Как «Сириус» помог попасть в проект «Большие и маленькие»

«Идея участвовать в этом проекте появилась у художественного руководителя НГХУ Анны Викторовны Одинцовой, после того как пришло приглашение от телеканала «Россия-Культура» на сайт училища. Она отправила несколько заявок, записи видео с вариациями. По результатам отбора выбрали меня», – поделился Илья Милованов.

Сибиряк обрадовался, когда узнал, что снова встретится с ведущей телепроекта Светланой Юрьевной Захаровой. Они познакомились ещё в образовательном центре «Сириус», где она выступает соучредителем Образовательного центра и художественным руководителем направления «Хореография».

«Летом, когда я перешёл на первый курс, впервые узнал о «Сириусе», зашёл на сайт, изучил информацию и предложил одноклассникам подать заявку на участие в июльской смене. Мы отправили видео: разогрев, упражнения у станка, прыжки и вариации. Однако отобрали только одного из нас, и это был не я. Как выяснилось, допустил ошибку при подаче заявки, указав вместо июля август. Забыл об этом, пока через некоторое время неожиданно не узнал, что моя заявка была одобрена», – рассказал Илья.

-3

Радость от новости быстро сменилась волнением, ведь время поджимало, и Илья едва успевал подготовиться к поездке в «Сириус». В срочном порядке он написал в техподдержку с просьбой продлить сроки.

«После получения положительного ответа я поспешил домой. Вместе с семьёй мы оперативно заполнили все необходимые документы и собрали вещи. Вот так я первый раз попал туда», – отметил студент.

Отбор в «Сириус» проводится среди детей со всей России, и попасть туда непросто. Выбирают самых талантливых и перспективных. Для этого необходимо не только проявлять активность, но и постоянно искать возможности для личного и профессионального роста.

-4

Сыграл любимого персонажа на федеральном канале

В 7 сезоне программы в номинации «Классический танец» Илья выступил с яркой сложной вариацией цирюльника Базиля из балета «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса в хореографии Мариуса Петипа.

«Вместе с заявкой мы отправили три варианта танцевальных композиций. Редакторы программы выбрали этот, что стало для меня приятной неожиданностью, так как именно этот танец самый любимый. Я хорошо его знаю технически, и персонаж Базиля подходит мне по характеру», – пояснил будущий артист балета.

На проекте судьи отметили не только мастерство исполнения, но и способность Ильи передавать образ. В его вариации особенно ярко проявляются мужские качества. Это значительное преимущество, когда участник не только технически точен, но и способен передать эмоциональную глубину.

-5

Завоевал сердца жюри

Проект «Большие и маленькие» отличается тем, что здесь члены жюри не играют роль судей. Они скорее наставники для начинающих танцоров, которые не просто оценивают выступления, а делятся профессиональными советами и оказывают поддержку. Однако в конце каждой программы они всё же должны принять решение и выбрать лучшего исполнителя или коллектив.

Когда Илья приехал на участие в программе, он предполагал, что просто выступит, получит диплом и подарки. Сам факт съёмок в «Больших и маленьких» уже казался ему высокой наградой.

«Мой номер оказался пятым по счёту, что соответствовало середине программы. Друзья уверяли меня, что “Дон Кихот” обязательно победит. Когда я закончил выступление, мы с Андреем Леонидовичем решили, что на этом всё. Я переоделся, собрал вещи и попрощался с друзьями. Мы уже почти покинули помещение, когда нас остановили: "А вы куда? У нас ещё награждение". Я снова надел костюм и пошёл обратно. Хорошо, что грим не успел смыть. На церемонии награждения каждый член жюри высказался, и Светлана Юрьевна назвала меня победителем. Это было неожиданно, мои эмоции на тот момент невозможно передать словами», – рассказал Илья.

Проект снимали на Мосфильме, где нет сцены, стен и кулис. Это пространство создавало дополнительные трудности для молодых артистов. В балете при выполнении вращений танцовщик «берёт точку», что позволяет ему точнее выполнять элементы.

В открытом пространстве легко потерять ориентиры, но Илья продемонстрировал высокий уровень мастерства. Он безупречно выполнил все вращения и прыжки, что свидетельствует о полном владении телом. Это особенно впечатляет, учитывая усталость от четырёхчасовой разницы во времени и продолжительных съёмок.

-6

Идеальный артист

Заслуженный артист России, танцовщик и хореограф Рамиль Мехдиев увидел в Илье Милованове образец идеального артиста. За такую высокую оценку своего таланта сибиряк благодарен своему наставнику – Андрею Беспалову, лауреату премии «Душа танца» журнала «Балет» в категории «Учитель».

«Андрей Леонидович Беспалов ежедневно помогает мне становиться лучше, делясь своими знаниями, вкладывая в обучение силы. Я, в свою очередь, стараюсь оправдать доверие учителя, работая над собой и исправляя ошибки. Мы вместе прорабатываем каждую деталь – от образа до технических аспектов танца. Я вижу, как это приносит видимые результаты», – пояснил победитель проекта «Большие и маленькие».

В младших классах педагогом классического танца у Ильи был Андрей Юрьевич Шаньшин. Именно он заложил в будущем артисте балета основы классического танца.

«А с 5/9 класса нас взял Андрей Леонидович. К сожалению, два месяца я был вынужден наблюдать за занятиями со стороны из-за восстановления после операции. Сидел и смотрел, как он обучает моих одноклассников и решил, что возьму у педагога всё, что он мне может дать. Когда начал потихоньку вставать за станок, понял, что многое потерял, за то время пока ничего не делал. Андрей Леонидович помог мне восстановиться», – сообщил студент НГХУ.

-7

По словам Ильи, серьёзных разногласий, как это обычно бывает, у него с педагогом никогда не было.

«Я просто не мог себе позволить с таким человеком не найти чего-то общего. Ведь если не он, то кто?» – подчеркнул будущий артист балета.

Для детей, которые проводят много времени в училище, такой наставник становится примером для подражания, помогает не только освоить технику исполнения, но и воспитать силу духа и любовь к профессии.

«Когда я была у них на экзамене в прошлом году, то увидела, как Андрей Леонидович общается со своими подопечными. Он из них ещё и людей “делает”, разговаривает с ними по-мужски. Ведь настоящий педагог не только учит ремеслу, а ещё работает над личностью человека, воспитывает характер», – рассказала первая артистка балетной труппы Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, специалист по связям с общественностью НГХУ Анна Быковская.

-8

«Без хороших мозгов в балете трудно»

Илья отметил, что балет требует умственного напряжения. У артистов очень много различного репертуара, который нужно запомнить и чаще всего в сжатые сроки. Ученики хореографических училищ также ежедневно работают с множеством номеров, вариаций и комбинаций.

«Если артист балета не думает о последовательности движений, танец лишается смысла. Репетиции требуют концентрации: необходимо фиксировать в памяти ощущения, когда что-то получилось хорошо или, наоборот, неудачно, чтобы на сцене всё проходило на высшем уровне», – пояснил Илья.

Помимо запоминания, балет требует безупречного исполнения движений. Не менее важна и эмоциональная составляющая выступления. Без выражения чувств танец превращается в механическое действие, лишенное жизни. В голове балетного артиста происходит множество процессов, связанных с координацией и синхронизацией всех этих аспектов.

«Кроме того, сцена обладает уникальным свойством – она забирает около 20% энергии исполнителя. Даже после тщательных репетиций волнение или выплеск адреналина могут внести свои коррективы. В такие моменты контроль над собой становится особенно важен», – подчеркнул победитель проекта «Большие и маленькие».

-9

Любопытство привело в балет

Илья поделился с Горсайтом, как он начал заниматься балетом и почему влюбился в это искусство.

«Балет пришёл в мою жизнь с неожиданного визита педагогов из подготовительного отделения Новосибирского хореографического училища в нашу школу. Они пришли, чтобы отобрать детей и пригласить их на просмотр. Тогда я ещё не совсем понимал, что это значит, но любопытство взяло верх. Хотя меня сразу не заметили, я старался всеми силами привлечь внимание, даже чуть не вскочил на парту», – смеётся сибиряк.

В итоге Илью пригласили на концерт, потом он прошёл отбор и его приняли в подготовительное отделение НГХУ. Целый год он посещал занятия, а летом поступил в училище.

«Характер сыграл роль. Не заметили сразу – сделал всё, чтобы заметили», – отметила Анна Быковская.

Родители всегда говорят Илье: «Если есть возможность, хватайся за неё. Нужно быть активным по жизни».

«Очень важно, как поведут себя родители, какую они окажут поддержку ребёнку. У детей редко бывает, когда они точно знают, чего хотят. Сегодня – футбол, завтра – музыка, лишь бы интересно было. Поддержка родителей играет решающую роль. Даже в процессе обучения в училище, когда каждый день приносит новые эмоциональные испытания, помощь семьи неоценима», – добавила артистка балета.

-10

Погружение в мир танца

Танцевальные предпочтения могут быть столь же разнообразны, как и сами танцы. Сольная партия, дуэтный танец или ансамбль имеют свои особенности и требуют уникальных навыков взаимодействия.

«Мне больше нравятся сольные партии, потому что можно себя полностью показать со всех сторон, продемонстрировать технику и эмоциональную глубину. Это сложная задача, ведь на сцене ты один, и все взгляды прикованы к тебе. Но надо уметь грамотно работать и в массовых номерах. Даже когда ты выполняешь роль живой декорации, тоже нужно подходить к этому профессионально. Кроме того, соло без дуэтного танца не станцуешь. Это всё-таки па-де-де, а значит, надо уметь взаимодействовать с партнёром», – пояснил Илья.

Для начинающих танцовщиков, особенно при работе с партнёршами, процесс взаимодействия может быть нелёгким. Стеснение и неуверенность порой становятся преградой.

«Нам помогают педагоги, учат нас этому взаимодействию, потом всё это мы оттачиваем в репетиционном зале и тогда появляется результат. А если что-то пошло не так на сцене – это провал. Очень важно для артиста балета – умение выкрутиться, не показать зрителю, что что-то не так и продолжить дальше танцевать», – добавил студент НГХУ.

-11

Корреспонденту Горсайта Илья открыл небольшую тайну. В этом году для выпускного спектакля он репетирует па-де-де из балетов «Сильфида» и «Дон Кихот».

«Я осознаю, что по приходу в театр начинать придётся с кордебалета, а уже затем, при достижении определённых успехов, надеюсь, можно будет рассчитывать на сольные выступления», – рассказал победитель проекта «Большие и маленькие».

Мечта Ильи в начале творческой карьеры – исполнить партию Шута из балета «Лебединое озеро». Этот персонаж выделяется множеством прыжков, вращений и задорным характером.

«Он словно весёлый лучик света в этом балете. Также на большой сцене я мечтаю танцевать партию Базиля из “Дон Кихота”. Впервые увидев Владимира Васильева в этой роли, у меня загорелись глаза и забилось сердце – понял, что это моё», – отметил будущий артист балета.

-12

Творческие планы

Этот год для Ильи обещает быть особенно насыщенными и интересным – учёба, подготовка к государственным экзаменам и выпускной спектакль в НОВАТе. В ближайшем будущем его также ожидает участие в различных конкурсах.

«Посмотрим, что из этого получится и какие возможности откроются. Уже в следующем полугодии мы планируем отправиться по театрам, чтобы участвовать в просмотрах. Кроме того, в училище обычно приезжают художественные руководители из разных театров, чтобы найти талантливых артистов для своих трупп. Поэтому сейчас просто продолжаем морально и физически готовиться», – подчеркнул студент НГХУ.

Мечта Ильи – жить в Санкт-Петербурге и трудиться в Михайловском театре.

«У меня там друзья и этот город мне очень подходит по климату. Но сейчас важно сосредоточиться на подготовке и не упускать ни одной возможности для развития. Впереди очень много работы», – заключил студент 3 курса Новосибирского государственного хореографического училища, победитель проекта Илья Милованов.

-13

В подготовке материала Горсайту помог специалист по связям с общественностью НГХУ, артистка балетной труппы Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Анна Быковская.

Фотографии предоставлены победителем проекта «Большие и маленькие» Ильёй Миловановым.