Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

От Готта до Shamana. Как развивалось Интервидение СССР и что будет впереди

Оглавление

Музыкальный конкурс «Интервидение» родился как советский ответ знаменитому «Евровидению» в разгар холодной войны. После Второй мировой вещательный мир Европы раскололся: западные страны создали Европейский вещательный союз (ЕВС) с конкурсом «Евровидение», а СССР и союзники объединились в Международную организацию радиовещания и телевидения (OIRT).

В 1965 году OIRT провёл первый конкурс «Интервидение — Золотой ключ» в рамках фестиваля «Злата Прага». Участвовали исполнители из социалистических стран – СССР, Чехословакии, Венгрии, Польши, Югославии, и уже на дебютном фестивале победил чехословацкий певец Карел Готт.

В последующие годы первыми лауреатами становились звёзды Восточной Европы, такие как болгарская эстрадная дива Лили Иванова (1966) и чешская певица Ева Пиларова (1967). В 1968 году конкурс прошёл в Карловых Варах, где триумфовал вновь Карел Готт; именно тогда к «Интервидению» впервые присоединились представители и некоторых западных стран – ФРГ, Австрии и Бельгии.

Несмотря на успех первых выпусков, политика быстро вмешалась и после событий Пражской весны 1968 года и ввода войск в Чехословакию культурный проект «Интервидения» заморозили на долгие девять лет. С 1969 по 1976 годы конкурс не проводился вовсе. Однако идея социалистической эстрадной витрины не исчезла – ей предстояло возродиться в новом формате в конце 1970-х.

Иванов Г., председатель Совета "Интервидения", выступает на 38-й сессии Совета, 27-30 мая 1969 года / Автор фото: Коска О. / Государственный исторический музей, Москва / goskatalog.ru
Иванов Г., председатель Совета "Интервидения", выступает на 38-й сессии Совета, 27-30 мая 1969 года / Автор фото: Коска О. / Государственный исторический музей, Москва / goskatalog.ru

Сопотские триумфы 1970-х: свет софитов и железный занавес

Второе рождение «Интервидения» состоялось в 1977 году на сцене легендарной «Лесной оперы» в польском курортном Сопоте. Здесь конкурс объединяли с уже популярным Сопотским международным фестивалем песни, который с 1961 года собирал артистов и зрителей со всего мира.

Теперь география участников расширилась: помимо СССР, Польши, ГДР, Чехословакии, Венгрии и других стран Восточного блока, на сцену вышли исполнители из Финляндии, Испании, Румынии, даже далёкой Кубы.

В 1977 году в первой «сопотской» редакции участвовало 11 стран, включая, например, Испанию и Кубу – небывалое разнообразие для социалистического фестиваля. Организаторы подчёркивали международный размах и даже придумали свою музыкальную заставку, чтобы зрители не путали его с «Евровидением».

Плакат «Лауреат Международного конкурса Интервидения Сопот-77 композитор В.Мигуля» / Волгоградский областной краеведческий музей / goskatalog.ru
Плакат «Лауреат Международного конкурса Интервидения Сопот-77 композитор В.Мигуля» / Волгоградский областной краеведческий музей / goskatalog.ru

Сопотский период стал временем расцвета конкурса. Уже в 1978 году Гран-при разделили сразу два исполнителя: молодой голос советской эстрады Алла Пугачёва и чехословацкий певец Вацлав Нецкарж. Пугачёва взорвала зал дерзкой песней «Всё могут короли», и её победа стала символом целой эпохи, доказательством того, что и за железным занавесом существует яркая поп-культура.

Хит Пугачёвой разошёлся по всему СССР и другим странам соцлагеря. В следующем 1979 году триумфатором стал польский рок-исполнитель Чеслав Немен, а на сцену «Интервидения» впервые пригласили суперзвезду с Запада – немецкую диско-группу Boney M.

Их зажигательное выступление на фестивале произвело фурор и фактически прорвало «железный занавес» в мире поп-музыки. За Boney M последовали другие гости из несоциалистических стран: на сопотской сцене звучали голоса артистов из Нидерландов, Португалии, а в 1980 году зрители увидели живое выступление американской диско-дивы Глории Гейнор.

Кола Бельды - заслуженный артист Якутской АССР, лауреат международного фестиваля песни в Сопоте, 1975 год / Фото В. Германа и В. Хетагурова / Государственный исторический музей Южного Урала / goskatalog.ru
Кола Бельды - заслуженный артист Якутской АССР, лауреат международного фестиваля песни в Сопоте, 1975 год / Фото В. Германа и В. Хетагурова / Государственный исторический музей Южного Урала / goskatalog.ru

1980 год стал кульминационным и… последним аккордом той эпохи «Интервидения». В финале 1980-го впервые соревновалась даже команда из Нидерландов, а победа досталась сразу трём исполнителям – советскому певцу Николаю Гнатюку, чехословацкой поп-звезде Марике Гомбитовой и финской певице Марион Рунг.

Спустя десятилетия Марион Рунг вспоминала, что «Интервидение» казалось ей гораздо более масштабным событием, чем «Евровидение». Эти слова подтверждают, каким престижным виделся конкурс для участников по обе стороны занавеса.

За кулисами: голосование лампочками и политика на сцене

На просторах интернета гуляет немало мифов, связанных с «Интервидением». Один из самых популярных рассказывает, будто в отличие от «Евровидения», у социалистического конкурса не было возможности честно подсчитать симпатии зрителей: телефоны в домах в СССР и Восточной Европе были редкостью, поэтому народное голосование по звонкам считалось невозможным.

И вот якобы придумали курьёзный способ — зрителям предлагали включать свет, если песня понравилась, и выключать, если нет. Польские энергетики фиксировали скачки нагрузки и на их основе начисляли баллы. Так родилась легенда о «голосовании лампочками» яркая, но вымышленная.

На самом деле и «Евровидение», и «Интервидение» в те годы оценивались исключительно жюри. Лишь с 1997 года на «Евровидении» начали вводить элементы народного голосования, а с 2004-го оно окончательно стало основным форматом. Поэтому история с лампочками не более чем красивая городская легенда, приправившая историю конкурса колоритом.

«Интервидение» изначально задумывалось как витрина социалистической эстрады, и репертуар участников старался соответствовать культурной политике тех лет. В газетах подчёркивали дружбу народов и «идейное содержание» песен.

Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября, 1977 год / Автор фото: Грановский Наум Самойлович / Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва / goskatalog.ru
Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября, 1977 год / Автор фото: Грановский Наум Самойлович / Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва / goskatalog.ru

Например, советская пресса высоко оценила победную песню Льва Лещенко «За того парня» на сопотском фестивале 1972 года – патриотическая баллада прекрасно вписалась в каноны соцреализма. И мне лично это песня тоже очень нравится.

Тем не менее «Интервидение» оставалось прежде всего праздником музыки. Для миллионов телезрителей соцблока оно стало «окном в мир»: на экранах впервые можно было увидеть мировых звёзд , от греческого тенора Демиса Руссоса до поп-группы Boney M.

Эти выступления за кулисами нередко сопровождались дипломатическими усилиями – каждое появление западной знаменитости требовало согласования на высшем уровне, становясь маленькой победой культурной дипломатии.

Политические бури конца 1970-х сказались на судьбе конкурса. Рост общественного напряжения в Польше и зарождение независимого профсоюза «Солидарность», которое власти соцлагеря сочли контрреволюцией, привели к тому, что после 1980 года «Интервидение» фактически приказало долго жить.

Многие уверены, что именно польские события поспособствовали кончине конкурса. Как отметили журналисты, к 1980-му шоу уже выдыхалось: ни однообразная сценография, ни официозные ведущие, ни даже приглашённые звёзды больше не приковывали массового внимания. После четырёх блестящих сезонов фестиваль ушёл со сцены. В 1981–82 годах его не проводили.

А позже польские организаторы возродили мероприятие под старым названием – Международный фестиваль песни в Сопоте. С распадом социалистического блока в 1990-е сама сеть OIRT прекратила существование, и память о «Интервидении» постепенно стала достоянием истории.

Путь к возрождению: от забвения до новых идей

Несмотря на длительное забвение, легенда «Интервидения» не раз пыталась возродиться. В 2008 году в Сочи прошёл конкурс «Пять звезд. Интервидение», где соревновались молодые исполнители из 11 постсоветских республик – от России и Украины до Таджикистана. Победила тогда таджикская певица Тахмина Ниязова. Планировалось продолжить этот формат в 2009 году, даже называли Душанбе местом проведения, но фестиваль так и не состоялся.

Идея большого международного конкурса вне рамок ЕВС вновь всплыла осенью 2009-го, когда будучи тогда премьер-министром Владимир Путин предложил провести аналог «Евровидения» в рамках ШОС – с участием России, Китая и стран Центральной Азии. Однако тогда задумку не поддержали.

Лишь через десятилетие, когда геополитические реалии изменились, разговоры о возвращении «Интервидения» зазвучали всерьёз. В 2022 году, после прекращения членства российских вещателей в ЕВС, необходимость альтернативной площадки стала очевидной. На культурном форуме в Петербурге в ноябре 2023 года была презентована концепция нового конкурса.

Правительство РФ одобрило финансирование проекта – 600 млн руб., изначально планируя премьеру на 2024 год в Санкт-Петербурге. Впрочем, позже сроки сдвинулись, и местом проведения выбрали столицу.

Уже 3 февраля 2025 года президент России подписал указ о проведении конкурса «Интервидение» в Москве и Подмосковье. Так легендарный бренд спустя десятилетия официально возвращался на большую сцену.

«Интервидение-2025»: новый формат и международный размах

Спустя 45 лет после последнего соцсоревнования песен Москва готова снова принять «Интервидение» – на совершенно новом уровне. Финал конкурса назначен на 20 сентября 2025 года на ультрасовременной площадке «Live Arena» в Одинцовском районе, рассчитанной на 11 тысяч зрителей. Шоу объявлено поистине глобальным: участвуют 23 страны ближнего и дальнего зарубежья, от традиционных союзников до неожиданных гостей.

Например, на московскую сцену выйдут артисты не только из России, Беларуси, Китая и Казахстана, но и из Бразилии, Венесуэлы, Египта, Кении, Саудовской Аравии и даже США. Российскую команду возглавит популярный певец SHAMAN (Ярослав Дронов) – заслуженный артист РФ, выбранный представлять страну по итогам народного опроса, будет выступать он под номером 9.

В числе конкурсантов значатся и другие именитые исполнители: Сербию представит этно-рок группа Balkanopolis во главе со Слободаном Тркуля, известным смелым смешением фольклора с рок-звучанием, а вот США должны были отправить в Москву калифорнийского певца Брэндона Ховарда, прозванного «сыном короля поп-музыки» за сходство с Майклом Джексоном, но в итоге его заменили, совсем на днях, на певицу VASSY.

Новый формат заметно отличается от старого «Интервидения». Прежде всего, конкурс более не ограничен социалистическим лагерем – его сцена открыта миру. Организаторы позиционируют «Интервидение-2025» как площадку единения культур и «музыкальный мост» между странами Востока и Запада.

По официальной концепции, цель фестиваля – познакомить зрителей с культурой и традициями разных народов, расширить диалог и продвигать универсальные ценности через музыку. В отличие от эпохи соцреализма, сегодня нет идеологических рамок: участники могут выступать в любом жанре (хотя предпочтителен поп с этническими мотивами) и на любом языке.

Например, кыргызское трио Nomad споёт лирическую балладу на родном языке, тогда как белорусская певица Настя Кравченко выбрала песню на русском.

Изменилась и система определения победителя. Если в 1970-е зрителям приходилось голосовать выключателями, то теперь никаких «лампочек» – итоги решит профессиональное международное жюри. Это сделано для прозрачности и исключения политизированного голосования, подчёркивают организаторы. Если что это шутка, как я писал выше никто и никогда лампочками не голосовал.

Порядок выступления артистов / intervision.world
Порядок выступления артистов / intervision.world

Прямую трансляцию гала-концерта будут вести Первый канал и крупнейшие телеканалы стран-участниц, а также онлайн-платформы, что обеспечит многомиллионную аудиторию. Бюджет и призы нового конкурса на порядок выше прежних.

Главный победитель получит не только почётный трофей – Кубок Интервидения, – но и внушительный денежный приз (около 30 млн рублей). Такой масштаб призван привлечь артистов мирового уровня и подчеркнуть серьёзность намерений России возродить бренд «Интервидения» на международной сцене.

Необычно видеть рядом флаги стран, которые раньше вряд ли встретились бы на одной сцене. Символично, что среди конкурсантов «Интервидения-2025» есть как ветераны движения неприсоединения (например, Куба, Индия), так и представитель США – страны, никогда не участвовавшей даже в «Евровидении».

Организаторы отмечают небывалый интерес: по словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в мире ощущается «подъём и энтузиазм» перед новым конкурсом – люди устали от того, что культура становится «сферой раздора», и рады возвращению праздника музыки вне политических конфликтов.

Возрождённое шоу даже прорекламировали на знаменитом экране Times Square в Нью-Йорке, демонстрируя глобальные амбиции проекта.

Реклама «Интервидения» на экране Times Square в США
Реклама «Интервидения» на экране Times Square в США

Полвека назад «Интервидение» было больше, чем просто музыкальный фестиваль – это был барометр эпохи, отражавший соперничество систем и надежды на диалог. Его новая страница, пишущаяся в Москве, стремится переосмыслить тот дух для XXI века.

Контраст между сценой 1970-х, где чувствовался привкус соцреализма и официальной идеологии, и современной высокотехнологичной ареной разителен. Но общая нить остаётся: вера в то, что музыка способна строить мосты там, где политика возводит стены.

Возвращение «Интервидения» – это смелый культурный эксперимент и ностальгический реверанс прошлому одновременно. Зрители увидят, оправдает ли легендарный конкурс свой второй шанс и сможет ли он вновь зажечь сердца, как это бывало в его лучшие годы.

А вы будете смотреть новое «Интервидение»?