Знаете, у девушек бывает такое настроение, когда им хочется то ли новое платьишко, то ли стукнуть кого. Может я неправильный какой-то, но мне новое платье не хочется никогда. А вот стукнуть...хм. Признаюсь - иногда накатывает острая необходимость на кого-то нарычать, кого-то кусить. Или вообще съесть. Да.
Потому решил включить кино про зомби. Поисковик уверенно предложил Незнакомцев. Аннотация не менее уверенно обещала мистику и ужас ужасный. Я сомневался, но в списке актёров увидел Ли Дон Ука. О-па! Он же вроде где-то Кумихо играл. А Кумихо кто? Лисы. А что Лисы делают? Кусаются. Ну вот всё и срослось. Значит, можно смело включать посоветованную дораму. Товарищ Ли имеет же опыт в славном деле "кусь".
Я и включил. Спойлер: мистики, зомби и лис не обнаружилось.
В дораме показан тот случай, когда не стоит идти против знаков судьбы, да ещё упорно продираясь через колючую проволоку. Не в прямом смысле через проволоку, конечно. Но...
В Сеул на заработки приезжает совсем небогатый (чтобы не сказать "бедный") парень. Конечно, он ищет место для ночлега. Он очень стеснён в средствах, поэтому увидев объявление о сдаче комнаты, равной по цене стоимости ремонта ноутбука, решает поехать присмотреться к жилищу. Вот тут-то Судьба изо всех сил старается остановить симпатичного юношу от этого шага. Ведь Она - дама мудрая и прекрасно понимает, где обычно водится бесплатный сыр.
Но Чон У не останавливает ни высокая плата за проезд до комнаты мечты, ни последующий долгий путь пешком в горку да по ступенькам (по многим сотням ступенек). Ага. Несколько часов бедняге пришлось тащиться до желанного общежития на своих двоих. В придачу изо всех своих же последних сил волоча тяжёлый чемодан, у которого крайне кстати отвалились колёсики.
А когда он (я про Чон У, а не про чемодан) вконец уставший, измученный жарой, жаждой и голодом, прибывает на место, то первым делом натыкается на неприветливых будущих соседей, которые явно ему не рады. Более того, как-то странно на него смотрят и ведут себя тоже странно. В общем, явно с кукушкой у них не лады. Скорее всего, ей места не хватило в этом тесном здании.
А комнаты тут и правда крошечные - даже в полный рост вытянуться не получится. Ну хоть стол и кровать есть. Бонусом ещё есть плесень, ржавчина, повсеместная грязь. Зато нет ремонта, личного санузла и кондиционера.
А атмосфера? Ооо, прекрасная. Предыдущий арендатор комнаты парня добровольно покинул этот бренный мир. Один из соседей носит на ноге отслеживающий полицейский браслет, увлекается просмотром неприличных фильмов на высокой громкости и всегда держит за спиной что-нибудь колющее. Другой сосед возможно связан с корейской (или какой-то ещё) мафией. Третий же вообще непонятно что делает в обществе - по нему заведение с мягкими стенами горькими слезами плачет.
Но невысокая стоимость побеждает всё. Чон У уверенной, но немного дрожащей рукой распаковывает чемодан. А как могло быть иначе? Ведь здесь в соседней комнате уже много лет живёт тот, кому очень нужен друг, товарищ, соратник, родственная душа, соучастник...одиноко ему, в общем. И скучно. Отчаянно скучно. В общежитии Он руководит всеми жильцами, они его боятся, но беспрекословно слушаются. Захочет господин Со прохожего умыкнуть и в общежитии спрятать - жильцы идут и выполняют его волю. Потом, конечно, от следов избавляются. Не станет же лично господин Со ручки пачкать. Его в людях только зубы интересуют. Он их у человека забирает, а остальное уже не важно.
Господин Со вообще-то отличный зубной врач. Пациенты его любят, даже полицейских он лечит. Днём. В светлое время суток он производит впечатление утончённого, умного интеллигента. Но вечерами возвращается в общежитие и становится совсем другим. Чон У ему сразу приглянулся. Он показался господину Со абсолютной копией себя. Разумеется, ему страшно захотелось "подружиться" с парнем и его якобы злодейскими задатками.
Чон У не был счастлив подобному повороту событий. Да чего уж там, он откровенно испугался. Буквально через несколько дней пребывания в общежитии он стал предпринимать попытки оттуда съехать (читай "сбежать, теряя тапки"). Просил помощи у друга, звонил своей девушке, искал другое жильё. Но близкие советовали не выдумывать всякое, предлагали потерпеть. Не верили, в общем. Не верили не подозревая, что тем самым игнорируют основную мысль дорамы.
Ага. Эта самая основная мысль не только несколько раз озвучивалась главным отрицательным персонажем, но и в названии альтернативном заключена. "Ад - это не место. Ад это окружающие тебя люди". Стало вам страшно? Нет? А зря. Никогда не знаешь, кто живёт рядом с тобой. На самом ли деле весёлая тётушка-хохотушка-болтушка добрая женщина? Вдруг она обманывает других тётушек и прикарманивает себе их сбережения? Вдруг она помогла уйти в лучший мир своему законному мужу, толпе доверявших ей старушек и целому выводку лягушек?
А хмурый сосед? Почему он бурит вас взглядом? О чём он думает? А мысли не хмурого соседа лучше совсем не пытаться угадывать.
На самом деле, для себя я вынес ещё идею, которая с особой тщательностью выдвигалась в эфир эпизод за эпизодом. Работа - зло. Потому что там тебя обижают коллеги и начальство. Каждый день. Так здорово у авторов получилось нести в люди сей момент, что я почти поверил, будто и у меня трудовые будни проходят подобным образом. Я, конечно, хожу на работу не дружбу дружить с боссом, а за зарплатой. Однако, хорошие отношения с вышестоящими и взаимопонимание с коллегами довольно важный аспект, влияющий на настроение и производительность труда. Разве нет?
Так вот, кроме названного, больше ничего глубинного в дораме не обнаружилось. Если честно, Незнакомцы показались несколько простыми. Суть стала понятна со второй серии. Злодеи себя раскрыли, их мотивы, в принципе, тоже прояснились. А я всё ждал, когда же случится что-нибудь этакое, которое поменяет направление повествования. Когда уже вот-это-поворот грянет? Не дождался. Ровный последовательный рассказ о том, как один зубной врач пытался на свою сторону Чон У перетянуть. Причём, не отрываясь от основной дневной работы и от ночного хобби, в которое с их превеликим удовольствием вовлечены другие жильцы общежития.
Временами было жутковато, временами отталкивающе, иногда хотелось выключить. Но это, кстати, скорее плюс. Команда авторов постаралась на славу. Декорации, звуковое сопровождение, образы отрицательных персонажей, работа оператора и гримёров - высший класс. Просто кино про не совсем здоровых на головушку людей на постоянной основе ни за что ни про что причиняющих себе подобным отнюдь не добро - тема не моя.
Провисы в логике были, но как-то не сильно выделялись. Хотя...Ну вот как, например, пропажа действующего детектива может оставить равнодушными его коллег? Или почему девушка-полицейская любую находку на улице/в сточной канаве/в лесу сразу соотносила с расследуемым делом? Разве бывает так, чтобы улики килограммами на улице разбрасывали исключительно преступники? Подозреваю, если бы все злодеи были до такой степени неаккуратны, то жанр "детектив" исчез бы вовсе.
Словом, для любителей фильмов с нагнетанием обстановки и фильмов про душегубов с проблемами в голове, Незнакомцы рекомендуются. Тем, кому близки настоящие правильные детективы или поклонникам чего-нибудь "умно-размышлительного", наверное, не зайдёт. Потому что догадаться, чем примерно дело кончится, можно практически сразу.
Японцы, кстати, так вдохновились, что в 2024 году сняли своих полнометражных Незнакомцев. Тут без комментариев. Мне кажется, японское общежитие это нечто фееричное по уровню напряжения и разных ужасов ужасных. Японцы, как известно, люди творческие, креативные и мастерски умеют нагнать жути. Я не рискнул даже с постерами ознакомиться. И так что-то сплю плохо в последнее время.
Как бы то ни было, тема со злыми зубными врачами, согласитесь, на самом деле пугает. Плюс темнота, чувство, что сходишь с ума, и что любимые тебя не хотят понять и услышать. В Незнакомцах оно всё толково использовано. И оно никого не оставит равнодушным. Отдельное спасибо авторам за экономное использование красной краски; отсутствие сцен с громко вопящими людьми, которые попались в лапки жильцов; и отсутствие же кадров, наглядно демонстрирующих богатый внутренний мир человека.
Южная Корея, 2019
10 серий по 60 минут