Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

От танцевальной пародии к глубокому психологизму: о первом громком успехе Черкасова

Первый номер, обеспечивший славу молодому артисту Николаю Константиновичу Черкасову, – танцевальная пародия на известных артистов немого кино: Чарли Чаплина и дуэт Пата и Паташона. Черкасова в первую очередь помнят по его ролям Александра Невского, Ивана Грозного, Дон Кихота. Артист воплотил на экране сложнейшие образы, которые обогатили советский и мировой кинематограф. Но творческий путь актера мог сложится совершенно иначе, если бы он продолжил работать в том направлении, которое изначально принесло ему успех. Сегодня расскажем о появлении танцевально-акробатического номера «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». Николай Константинович всю жизнь обладал замечательным чувством юмора, а внешне отличался высоким ростом, длинными конечностями и гибкими суставами. Не удивительно, что в первое время он старался привлечь внимание зрителя, рассмешив его. Пародийный номер на артистов немого кино родился как юношеская шутка, которая гармонично перетекла и в первые годы профессиональной актерской карье
Оглавление

Первый номер, обеспечивший славу молодому артисту Николаю Константиновичу Черкасову, – танцевальная пародия на известных артистов немого кино: Чарли Чаплина и дуэт Пата и Паташона.

Николай Константинович Черкасов
Николай Константинович Черкасов

Черкасова в первую очередь помнят по его ролям Александра Невского, Ивана Грозного, Дон Кихота. Артист воплотил на экране сложнейшие образы, которые обогатили советский и мировой кинематограф. Но творческий путь актера мог сложится совершенно иначе, если бы он продолжил работать в том направлении, которое изначально принесло ему успех.

Сегодня расскажем о появлении танцевально-акробатического номера «Пат, Паташон и Чарли Чаплин».

Когда решил «перетанцевать» друзей

Николай Константинович всю жизнь обладал замечательным чувством юмора, а внешне отличался высоким ростом, длинными конечностями и гибкими суставами. Не удивительно, что в первое время он старался привлечь внимание зрителя, рассмешив его.

Пародийный номер на артистов немого кино родился как юношеская шутка, которая гармонично перетекла и в первые годы профессиональной актерской карьеры Черкасова.

А началось все с идеи Черкасова и его приятелей Бориса Чиркова и Петра Березова отправиться в поездку по Средней Азии и Кавказу. К счастью, и проезд для студентов стал бесплатным, а Главполитпросвет одобрил идею гастролей, в которые студенты отправились в 1926 году. Репертуар ребята оживили, танцевальным номером.

В своих воспоминаниях Черкасов писал:

…в перерывах между уроками и на досуге студенты собирались в одной из комнат у рояля и, как говорится, кто во что горазд, импровизировали шутливые сценки и пародии, пели сатирические куплеты и песенки, изощрялись в танцах. Мы шалили от души, с хорошим юмором, с молодым задором, столь свойственным советскому студенчеству. В такой непринужденной обстановке и я веселил своих товарищей, придумывал разного рода забавные танцевальные фигуры, смешные по своей выразительности положения, комические танцы

Именно в такие моменты Черкасов, Чирков и Березов старались переплясать друг друга. На основе этого шуточного соревнования они и создали пародийный танцевально-акробатический номер «Пат, Паташон и Чарли Чаплин».

Пародия на актеров немого кино

Чарли Чаплина изображал Петр Березов, Паташона – Борис Чирков, роль долговязого Пата досталась Черкасову.

«Пат, Паташон и Чарли Чаплин» в исполнении советских артистов
«Пат, Паташон и Чарли Чаплин» в исполнении советских артистов

Сюжет номера Черкасов описал так:

В танце я принимал типичные для Пата положения и позы, невероятно изгибался, обвивал одну ногу другой, сам с собой здоровался, соединяя руки за спиной, обнимал самого себя за спину и танцевал в таком положении якобы с дамой, небрежно и рассеянно перешагивая через головы моих партнеров. По мере того как они танцевали и показывали свои трюки, я все более мрачнел и затем, после паузы, в которой я крайне «нервно» реагировал на их успех, пускался в лихой эксцентрический танец, насыщенный акробатическими движениями

Успех шуточного номера

Номер имел настолько большой успех, что молодых артистов после окончания гастролей начали звать на клубные вечера и даже профессиональную эстраду Ленинграда почти каждый день.

Черкасов был счастлив: номер хвалили товарищи по институту и преподаватели. Именно с шуточным танцем Пата Черкасов выпустился из института, исполняя его при сдаче зачета по актерскому мастерству, с ним же пошел на пробы в Театр юных зрителей, а потом исполнял в одном из первых кинофильмов – «Мой сын». Этот же танец друзья представили и в картине «Киноконцерт», снимавшейся на «Ленфильме». Настоящий хит!

Кадр из фильма картине «Киноконцерт» (Концерт на экране)
Кадр из фильма картине «Киноконцерт» (Концерт на экране)

Возможно, Черкасов так и продолжал бы работать в комедийном амплуа, если бы не Максим Горький и, самое главное, наставник Черкасова – Владимир Васильевич Максимов.

Холодная реакция Горького и наставления Максимова

Когда друзья выступали с этим пародийным номером на эстраде Сада отдыха в Ленинграде, одним из зрителей стал сам Максим Горький. О присутствии великого писателя артистов предупредили заранее. В этот номер они вложили все силы и постарались выдать все, на что были способны. Номер правда удался: аплодисменты в зале не прекращались все выступление, но артисты не могли не заметить ничего не выражающее лицо Горького.

Черкасов вспоминал:

…он ни разу не улыбнулся, и на лице его нельзя было прочесть решительно ничего, что могло бы быть воспринято в качестве одобрения

Хоть «аттракцион» и далее пользовался успехом у народных масс, Черкасов признавался:

…нас самих он все менее удовлетворял: незаметно для себя мы выросли из его тесных рамок
Владимир Васильевич Максимов
Владимир Васильевич Максимов

Отрезвляющими были и слова Владимира Максимова. На волне успеха номера он сразу заявил подопечному:

Вот что, Черкасыч. Если вы решаете идти по пути быстрого успеха, то, конечно, легко приобретете его на эстраде, в мюзик-холле или в цирке, в жанре эксцентрики, может быть даже клоунады… Место вам будет обеспечено… Но вы никогда не получите подлинного наслаждения, того творческого счастья, которое приобретается упорным трудом художника над настоящей значительной темой и ожидает вас в области больших форм драматического искусства!… Конечно, это куда более трудный путь, но именно этим путем шли лучшие представители нашей сцены!

И Максимов оказался прав: начиная с комедийных ролей, Черкасов раскрыл свой талант, взявшись за глубокие психологические картины.

Но очень трогательно, что документальный фильм о творческом пути Николая Константиновича Черкасова, снятый на Ленинградской киностудии, начинается танцем Пата, Паташона и Чарли Чаплина.

Читайте также: