Свидетельства прошлого в Санкт-Петербурге не только на фасадах, в названиях улиц, мостах и памятниках, но и под землей. Каждый метр ниже нулевой отметки скрывает историю на десятки и даже сотни лет. Для строителей это, в целом, привычная картина — редкая стройка в исторических районах не сопровождается какими-нибудь интересными находками предметов быта прошлого.
В сентябре произошел очередной подобный случай. На пересечении Малого проспекта и 24-й линии Васильевского острова, на строительной площадке клубного квартала «Ассамблея», при откопке котлована под фундамент на поверхность была поднята небольшая невредимая стеклянная бутылка, флакон.
Письма потомкам внутри не было, да и вообще ничего не было, кроме земли. На бутылке рельефный двуглавый орел и две рельефные надписи: «A. RALLET&Co» сверху и «MOSCOU» снизу. И это сразу говорит о многом. Название — о том, что флакон произведен ведущим мировым парфюмерным предприятием. Указание Москвы говорит о месте происхождения, а такое написание названия столицы свидетельствует о французских корнях предприятия. Наличие герба говорит, что флакону, как минимум, 108 лет, как максимум — 170 (далее расскажем, как мы это определили).
И с этим флаконом связана целая история передовой парфюмерии в Российской Империи и более того, даже знаменитой Chanel. Ну чем не отличный повод рассказать эту историю? Сейчас и расскажем!
Это флакон из-под продукции парфюмерной фабрикой «А. Ралле и Ко». Компания была основана в 1843 году в Москве французом Альфонсо Ралле, и начинала с производства свечей. Бизнес развивался, ассортимент вырос и уже к 1855 году фабрика производила духи, одеколоны, мыло, пудру для лица, помады для волос и губ.
В том же году Ралле получил престижнейшее звание — «Поставщик Двора Его Императорского Величества». А это уже давало право наносить на упаковку и рекламу герб Российской Империи. Поэтому максимально возможный возраст найденного флакона теоретически может быть 170 лет.
К 1856 году здоровье начало подводить Альфонсо и он решил продать свое производство двум компаньонам, однако оставался одним из крупнейших производителей парфюмерии на территории Российской Империи. Духи созданные в «Товариществе А. Ралле и Ко» соревновались с европейскими и нередко побеждали на международных промышленных выставках.
К 1900 году фабрика «А. Ралле и Ко», кроме завоевания лидирующих позиций на российском рынке духов, мыла и косметики, стала официальным поставщиком для монарших дворов еще и Персии и Черногории.
Аромат коронации и зимние духи
Перед Первой мировой войной фабрика выпускала 70 видов духов, 120 видов одеколонов, 360 сортов мыла, 60 видов кремов и 30 вариантов средств для ухода за зубами. Среди этих наименований выходили и духи не имеющие аналогов в мире. Еще во времена Альфонсо был придуман аромат — «Парфюм де фурор». Эти духи предназначались для морозной погоды. Аромат наносили на кожу или меховую отделку одежды. Очень быстро эти духи стали популярны у дам из высшего общества.
«Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» производила ароматы, приуроченный к событиям. В 1896 году появились духи «В честь коронации», а после большого костюмированного бала в Зимнем дворце — набор «Парфюмерия русских бояр».
Ароматы выпускались и в честь исторических дат. В 1912 году фабрика представила духи «Букет Наполеона», приуроченные к 100-летию Отечественной войны 1812 года, а в 1913-м — парфюм «Букет Екатерины» в честь 300-летия династии Романовых.
Парфюмерная звезда
В 1898 году произошла еще одно яркое, как показала дальнейшая история, событие. В «А. Ралле и Ко» устроился работать сын одного из директоров фирмы — Эрнест Бо. Сначала юный парфюмер учился у Адольфа Лемерсье. Это известное имя в дореволюционной парфюмерной индустрии, а в 1900-х годах Лемерсье работал техническим директором в товариществе «Ралле и Ко». К Эрнесту Бо слава пришла уже в начале XX века, когда он создал аромат «Царский вереск». В 1912 году парфюмер представил тот самый «Букет Наполеона», о котором упоминалось ранее.
Затем началась Первая мировая война, в которой Эрнест Бо принял участие. После нее последовала Гражданская война, где Эрнест выступал на стороне белых. И в 1919 году Бо эмигрировал во Францию.
После национализации российских активов Ралле в 1917 году, компания была восстановлена во Франции. В 1920 году Эрнест Бо, остававшийся техническим директором предприятия, создал серию духов для Коко Шанель. Среди них — Chanel No 5, ставший мировой классикой XX века.
Национализация и смена производства
В 1917 история «А. Ралле и Ко» в России закончилась, но началась другая. После национализации фабрики ее название было изменено, а выпуск духов прекращен. Новое предприятие получило наименование «Мыльная и парфюмерная фабрика № 7» и сосредоточилось на производстве средств гигиены.
Новое название было не очень благозвучным, поэтому руководство фабрики обратилось с петицией в Совет народных комиссаров. Так в 1922 году предприятие получило название — «Свобода».
Вскоре производство расширилось: появились новые цеха, где наряду с мылом начали выпускать косметическую продукцию. В 1930 году был открыт цех по варке крема, а уже через пять лет здесь создали уникальный продукт — крем «Люкс» на основе обратной эмульсии.
В 1937 году «Люкс» получил Гран-при на Международной промышленной выставке в Париже и с тех пор название крема не менялось.
Во время Великой Отечественной войны предприятие вновь сосредоточилось на производстве мыла. Для фронта было изготовлено свыше трех миллионов кусков.
А что сегодня?
После развала Советского Союза фабрика продолжила существовать. Сегодня — это одно из крупнейших косметических производств в России. У фабрики три основных направления: мыловарение, выпуск косметики, а также производство зубных паст и шампуней.
Вот так один маленький предмет из прошлого напомнил о целой индустрии и предприятии, которое прошло через революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну, трудные 90-е и при этом сохранила свое место в жизни людей, продолжая выпускать продукцию для повседневного ухода и гигиены.