Настоящее городское развитие начинается там, где культурные проекты возникают рядом с инфраструктурными, а государство, бизнес и общество ведут постоянный диалог.
Уфа
Восточный выезд
Когда город растёт, в нём появляются не только новые районы и маршруты, но и новые смыслы.
В марте 2024 года в Уфе был открыт Восточный выезд — масштабный проект, состоящий из нескольких сложных инфраструктурных объектов: тоннель, мостовой переход через реку Уфа, эстакаду и автомобильную дорогу с развязками.
Выезд связывает федеральную трассу М-5 «Урал» с проспектом Салавата Юлаева. Его протяжённость — более 13 км, а подземный тоннель уходит на глубину 60 метров.
Построенный с помощью «Фабрики проектного финансирования» ВЭБа, этот выезд стал важной транспортной артерией для всей столицы Башкортостана.
Социокультурный проект «Развязка. Нам по пути»
После открытия выезда — в августе 2024-го — стартовал и социокультурный проект «Развязка. Нам по пути» — история города, рассказанная через аудиогиды и музыку, документальное кино и современное искусство.
Здесь инфраструктура становится частью культурного ландшафта.
Уфа переосмысляет себя через движение, и делает это вместе с ВЭБом, городом и его сообществами.
Уже на старте «Развязки» в её создании участвовали более 60 представителей креативных индустрий города, сейчас эта цифра измеряется в сотнях.
Проект состоит из нескольких частей:
• аудиогид по трем уникальным маршрутам, который отражает инфраструктурные изменения города;
• документальный фильм «Дорога из дома», где главные герои — жители города;
• музыкальный сборник с композициями уфимских музыкантов;
• выставка «Из пещеры»;
• арт-объект — коллаж из детских рисунков, цитат о любви к родному городу.
18 марта в Уфе прошёл премьерный показ документального фильма «Дорога из дома», который был снят в рамках «Развязки».
Фильм рассказывает истории уфимцев, чьи маршруты связаны с Восточным выездом — как это направление объединяет поколения горожан и какое у него будущее.
Нижний Новгород
Если в Уфе символом обновления городской инфраструктуры и креативной сферы стал новый выезд, то в Нижнем Новгороде эта роль принадлежит трамваю.
Программа модернизации городского транспорта, поддержанная ВЭБом, уже меняет повседневную реальность для сотен тысяч нижегородцев.
В город поставлено 77 новых трамваев «МиНиН», 65 из которых вышли на маршруты, а всего до конца 2026 года в Нижний Новгород планируется поставить 170 машин.
Вместе с этим идёт масштабная реконструкция путей, подстанций и депо — системная модернизация всей трамвайной сети. Средняя скорость трамваев вырастет почти на 45%, а пассажиропоток к 2028 году — на 82,5%, до 45,1 млн пассажиров.
Программа обновления городского общественного транспорта меняет к лучшему жизнь более 7 млн людей в 9 регионах страны. Проект в Нижнем Новгороде — самый масштабный.
Вместе с ВЭБом и другими институтами развития регион делает ставку на рост — не только инфраструктурный, но и экономический.
Например, в феврале прошла бизнес-миссия ВЭБа, АСИ и РЭЦ (Группа ВЭБ): представители госкорпораций предложили местным компаниям и брендам поддержку для выхода на экспорт, а также обсудили совместные проекты с Горьковским автомобильным заводом.
А ещё в центре внимания — студенты и городское сообщество. Делегация ВЭБа и партнёров осмотрела строящийся при поддержке ВЭБа межвузовский IT-кампус и подвела итоги деловой игры «Твой город», в которой молодёжь предлагала свои решения насущных городских проблем.
Получается целостная картина: транспорт, бизнес, образование, культура — всё включается в один процесс трансформации.
Участие ВЭБа
Всего на сегодняшний день ВЭБ вложил в проекты инфраструктуры для жизни около ₽ 1 трлн. В портфель ВЭБа входят проекты городского развития, которые охватывают 97 городов.
Но главное — эти усилия не заканчиваются на строительстве объектов, они формируют новые городские пространства, где инфраструктура и культура, бизнес и общество неразрывно связаны.