Найти в Дзене
ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ

[16-18.09.2025] Школьный этап ВСОШ по Литературе 2025-2026 г. по г. Москва | Разбираем Задания и СВЕРЯЕМ С ОТВЕТАМИ 5 - 6 КЛАСС

1. Перед вами иллюстрации к одному произведению.
Укажите название этого произведения без кавычек. Ответ: Снежная королева 2. Укажите фамилию автора. Ответ: Ганс Кристиан Андерсен 3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета. Ответ: 2431 4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный. 1. Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила её под большой лопушиный лист – там дождик не мог достать её. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной холодной зиме. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку
  1. ➡️ Олимпиада по литературе 5 класс школьный этап 2025

1. Перед вами иллюстрации к одному произведению.
Укажите название этого произведения без кавычек.

Ответ: Снежная королева

-2

2. Укажите фамилию автора.

Ответ: Ганс Кристиан Андерсен

3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.

Ответ: 2431

4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.

1. Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила её под большой лопушиный лист – там дождик не мог достать её. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной холодной зиме. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку.

2. Подлетела к царскому крыльцу золочёная карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Берёт она Ивана‑царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

3. Степан хорошее обеспечение семье оставил. Дом справный, лошадь, корова, обзаведение полное. Настасья баба работящая, робятишки пословные, не охтимнеченьки живут. Год живут, два живут, три живут. Ну, забеднели всё-таки. Где же одной женщине с малолетками хозяйство управить! Тоже ведь и копейку добыть где-то надо. На соль хоть. Тут родня и давай Настасье в уши напевать:
– Продай шкатулку-то! На что она тебе? Что впусте добру лежать! Всё едино и Танюшка, как вырастет, носить не будет. Вон там штучки какие! Только барам да купцам впору покупать. С нашим‑то ремьем не наденешь эко место. А люди деньги бы дали. Разоставок тебе.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

4. Говорят калики перехожие:
«Будешь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана:
Бейся-ратися со всяким богатырём
И со всею поляницею удалою;
А только не выходи драться
С Святогором-богатырём:
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном-богатырём:
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым:
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи ещё на Вольгу Всеславьича:
Он не силою возьмёт,
Так хитростью-мудростью».

5. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же?
Выдь и покажися,
С нами честно подружися.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами. Список настоящих имён писателей: Алексей Пешков, Сэмуэл Клеменс, Аркадий Голиков, Николай Корнейчуков, Чарльз Лютвидж Доджсон.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Выберите фрагменты произведений, в которых этот компонент присутствует.

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видишь их. Это слёзы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.

Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста – ясна сокола. Шла она чистым полем, шла тёмным лесом, высокими горами. Птички весёлыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса тёмные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть; волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались. Износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Александр Александрович Блок (1880–1921)

Ветер принес издалёка
(1) Ветер принёс издалёка
(2) Песни весенней намёк,
(3) Где-то светло и глубоко
(4) Неба открылся клочок.
(5) В этой бездонной лазури,
(6) В сумерках близкой весны
(7) Плакали зимние бури,
(8) Реяли звёздные сны.
(9) Робко, темно и глубоко
(10) Плакали струны мои.
(11) Ветер принес издалёка
(12) Звучные песни твои.
1901 г.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
дактиль
анапест
амфибрахий
хорей

8. Как называется художественный приём (троп), использованный в строке 7?
(7) Плакали зимние бури,
метонимия
метафора
олицетворение
гипербола

9. Укажите строку, в которой встречаются три эпитета.
(1) Ветер принёс издалёка
(2) Песни весенней намёк,
(3) Где-то светло и глубоко
(4) Неба открылся клочок.
(5) В этой бездонной лазури,
(6) В сумерках близкой весны
(7) Плакали зимние бури,
(8) Реяли звёздные сны.
(9) Робко, темно и глубоко
(10) Плакали струны мои.
(11) Ветер принес издалёка
(12) Звучные песни твои.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

10. Как называется рифма в чётных строках?
мужская
женская
холостая
дактилическая

11. В какой строке содержится метафора со значением «синее небо»?
(1) Ветер принёс издалёка
(2) Песни весенней намёк,
(3) Где-то светло и глубоко
(4) Неба открылся клочок.
(5) В этой бездонной лазури,
(6) В сумерках близкой весны
(7) Плакали зимние бури,
(8) Реяли звёздные сны.
(9) Робко, темно и глубоко
(10) Плакали струны мои.
(11) Ветер принес издалёка
(12) Звучные песни твои.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

12. Как называется стилистическая фигура (приём) в строке 2?
градация
эпифора
инверсия
анафора

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

Олимпиада по литературе 6 класс школьный этап 2025

1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.

Ответ: Дубровский

-3
-4

2. Укажите фамилию автора.

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.

1. Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня, белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена раскрасавица,
А приду домой, всё ругается.
А приду домой, всё ругается.

2. «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой.
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

3. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

4. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву».

5. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо‑юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился… Чудо‑юдо коня – по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам! – Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.

Список настоящих имён писателей: Алексей Пешков, Джон Чейни, Аркадий Голиков, Александр Гриневский, Андрей Климентов.

-5

6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых этот компонент присутствует.

А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невесёлый. Пошел он раз, тятенька говорил, – пошёл он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошёл он в лес по орехи, да и заблудился; зашёл – Бог знает куды зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, – нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, – присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху, смеётся… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – всё, братцы мои, видно. Вот зовёт она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, – а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…

Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовёт. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у неё зелёные, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на неё Гаврила, да и стал её спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он всё невесёлый ходит.

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путём внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса.

Позавтракав и сложив в нарты несложное лагерное снаряжение, путники повернулись спиной к радушному костру и зашагали вперёд, навстречу темноте. Воздух сразу огласился жалобным воем, со всех сторон раздавались голоса, перекликавшиеся между собой в ночном мраке. Разговор умолк. Около девяти часов начало светать. В полдень южный край неба окрасился в розовый цвет, и на нём чётко выступила линия горизонта, отделяя выпуклой чертой северный край от стран полуденного солнца. Но розовая окраска скоро исчезла. Серый дневной свет держался до трёх часов, затем и он угас, уступив место тёмной полярной ночи, окутавшей своим покровом безмолвную пустынную землю.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Яков Петрович Полонский (1819–1898)
Развалину башни, жилище орла…
(1) Развалину башни, жилище орла,
(2) Седая скала высоко подняла,
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
(5) И долго та башня уныло глядит
(6) В глухое ущелье, где ветер свистит;
(7) И слушает башня – и слышится ей
(8) Весёлое ржанье и топот коней.
(9) И смотрит седая скала в глубину,
(10) Где ветер качает и гонит волну,
(11) И видит – в обманчивом блеске волны
(12) Шумят и мелькают трофеи войны.
1845 г.

Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
дактиль
хорей
амфибрахий
анапест

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

8. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строках 3–4?
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
гипербола
метафора
сравнение
метонимия

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

10. Назовите строфу, которой написано стихотворение. Используйте термин французского происхождения. Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

11. Как называется вид рифмы, использованной в стихотворении?
женская
мужская
дактилическая
холостая

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)

12. В каких строках содержится метафорический эпитет со значением «древний, старый»?

13. Какой троп присутствует в строке 7?
(7) И слушает башня – и слышится ей
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

14. Какая фигура речи использована в строках 3, 5, 7, 9, 11? Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Получить ответ на задание тут (отсюда и брались задания)