Найти в Дзене
Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ

Образование в Российской Империи

В дореволюционной России всё было хорошо, скажет вам какой-нибудь рефлексирующий монархист. Монархистам каким-то образом удаётся не замечать измученных 16 часовым рабочим днем рабочих (официально не более 11,5 часов после революции 1905-07гг, но исполнялось на практике сами понимаете как), не знавших ни отпусков ни выходных, нет полностью бесправных батраков, работающих за одну лишь еду. Нет поголовной безграмотности, отсталых даже для своего времени земских больниц, регулярного голода, на который господа не обращают внимания так как "бабы ещё нарожают". Не судите монархиста строго - закрывая глаза он видит романтичную эпоху, «русское экономическое чудо», высокий уровень свобод. Для него дореволюционная Россия - это батюшка-царь Николай II совсем не Кровавый, это град на холме, Шамбала, Беловодье, Лемурия и Атлантида вместе взятые. В той "России" все были счастливы, все благоденствовали. А потом в этот рай пришли злые по природе большевики и беспричинно испортили его предкам всю малину

В дореволюционной России всё было хорошо, скажет вам какой-нибудь рефлексирующий монархист. Монархистам каким-то образом удаётся не замечать измученных 16 часовым рабочим днем рабочих (официально не более 11,5 часов после революции 1905-07гг, но исполнялось на практике сами понимаете как), не знавших ни отпусков ни выходных, нет полностью бесправных батраков, работающих за одну лишь еду. Нет поголовной безграмотности, отсталых даже для своего времени земских больниц, регулярного голода, на который господа не обращают внимания так как "бабы ещё нарожают". Не судите монархиста строго - закрывая глаза он видит романтичную эпоху, «русское экономическое чудо», высокий уровень свобод. Для него дореволюционная Россия - это батюшка-царь Николай II совсем не Кровавый, это град на холме, Шамбала, Беловодье, Лемурия и Атлантида вместе взятые. В той "России" все были счастливы, все благоденствовали. А потом в этот рай пришли злые по природе большевики и беспричинно испортили его предкам всю малину (а бывает что и предки у монархиста не какие-нибудь помещики или сахарозаводчики, а конюхи, прачки и крестьяне). Однако пытаться переубедить монархиста с опорой на факты и статистику в том что монархия себя изжила - это то же самое что покуситься на его метафизическую Шамбалу.

Рассмотрим кратко как в действительности (а не в параллельных мирах) обстояло дело с образованием в РИ.

Так как общественное устройство Российской империи было сословным, то и разные сословия имели доступ к разному уровню образования (кажется это и стремятся возродить наши либерал-монархисты?). Конечно, дореволюционная наука знала имена многих выдающихся ученых - Лобачевского, Менделеева, Павлова и др., но сейчас мы рассматриваем систему образования для всех, особенно для низших, слоёв общества.

Дореволюционная школа
Дореволюционная школа

По переписи 1897 года (кстати в ней я нашла любопытные сведения о своих предках) в России условно грамотных женщин было 12%, а всего в РИ грамотными являлось около 20% населения. Число, вероятно, близкое к уровню образования домонгольской Руси, если судить по новгородским берестяным грамотам. Считается что за время правления Николая II было построено более 65 тысяч школ, то есть их количество увеличилось до 123 745 школ Из них 40530 школ ведомства православного исповедания, 2414 - других ведомств и только 80801 относились к ведомству Министерства народного просвещения. Получается что до Николая II в стране было всего около 15 тысяч школ от Министерства НП. Но собака порылась в деталях: львиная доля этих школ давали одно или двухклассное образование. При этом к 1914 году в целом по Российской империи в начальной школе училось около 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет. Поэтому долю грамотного населения на тот период даже в 30% можно считать завышенной, так как старшее поколение, нивелировавшее статистику, было менее грамотным (не говоря уже о 40-60% якобы грамотных, которых неизвестно откуда берут наши либерал-монархисты).

Такие одно- и двухклассные школы в основном финансировались местными земствами и сельскими общинами. В одноклассных школах преподавали Закон Божий, русский язык с чистописанием и арифметику (и всё - ты уже грамотный, теперь иди паши землю). В двухклассных дополнительно немного изучали историю, географию, церковное пение и черчение.

Таким школам полагался один учитель Закона Божьего (как правило это был священник из ближайшей церкви) и ещё один учитель на все остальные предметы. У ребенка, которого научили лишь кое-как читать, писать, считать и знать наизусть несколько молитв почти не было перспектив образовательного и, тем более, научного развития.

Кадр из х/ф "Сельская учительница" 1947г.
Кадр из х/ф "Сельская учительница" 1947г.

То есть к грамотным относили всех кто умел читать хотя бы по слогам. И вот количество этих сельских школ наши либералы-монархисты сравнивают с количеством советских качественно иных школ. А "грамотного" человека из дореволюционной России с советским образованным человеком.

Другими словами образование в РИ было сильно сегрегированным: начальное образование для низших слоёв населения без дальнейших перспектив и среднее и высшее для соответственно средних и высших слоёв.

В других европейских странах с то время была схожая система образования. Однако количество начальных школ в России относительно числа жителей было в три раза меньше, чем в среднем по странам Западной Европы (Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия, Бельгия,
Италия, Испания, Болгария, Венгрия, Румыния и Сербия). Приблизительно в такой же пропорции отставала Россия от усредненной Европы по количеству учителей. При этом отставание от самых прогрессивных стран было ещё больше - не менее чем в 4 раза.

Впрочем по объективным причинам тратить много на образование царское правительство не могло - перед ПМВ у России был колоссальный госдолг. Тем не менее Дума, созданная на волне революции 1905-07гг, добивается увеличения государственного финансирования Министерства народного просвещения (благодаря чему и наметился прогресс по снижению безграмотности). Но вот закон о всеобщем обязательном начальном образовании был отклонён.

Ко времени правления консервативного Александра III в отношении доступности образования в обществе сложилось два противоположных мнения: 1 - за элитарный характер образования, нацеленного на воспитание чиновников как опоры государства; 2 - за демократизацию и доступность образования для всех слоёв общества.

При Александре III возобладало первое мнение и министром просвещения И. Д. Деляновым был издан циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», согласно которому директорам гимназий и прогимназий рекомендовалось при приёме детей в учебные заведения оградить гимназии от обучения в них детей из низших слоёв общества, к которым относились кучера, лакеи, прачки, повара, мелкие лавочники. Были закрыты некоторые "сомнительные" учебные заведения, в том числе и женские медицинские курсы. Впрочем циркуляр допускал обучение гениальных детей уровня Ломоносова в исключительных случаях. А вот более либеральный Николай II склонялся ко второму мнению и он назначил министром просвещения Игнатьева П.Н., ставившего целью увеличение числа доступных образовательных заведений. Впрочем Николай II выступал лишь за увеличение профессионального, а не научного образования:

«Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений,
а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но
что с неё вполне достаточно существующих университетов. Принять эту
резолюцию за руководящее мое указание» - наложил он резолюцию перед совещанием с Советом Министров в апреле 1912 г.
Училище при бумаго-ткацкой мануфактуре братьев Горбуновых. с. Колобово Ковровского уезда Владимирской губернии, 1913г.
Училище при бумаго-ткацкой мануфактуре братьев Горбуновых. с. Колобово Ковровского уезда Владимирской губернии, 1913г.

Среднее образование в основном можно было получить лишь в городах, где были классические гимназии: мужские с 8-летним образованием и женские с 7-летней облегченной программой. Только лишь окончившие мужскую гимназию имели право поступления в университеты.

Мужская классическая гимназия, конец XIX века
Мужская классическая гимназия, конец XIX века

В реальных 7-летних училищах готовили к получению технического образования. В последнем классе здесь готовили к поступлению в высшие учебные заведения с механико-технологическим и химико-технологическим уклонами. При этом в университеты выпускники реальных училищ не допускались.

Мужские и женские прогимназии имели 4-х или 6-летний курс обучения с облегченными по сравнению с классическими гимназиями программами.

Учителей и учительниц для начального, а иногда и среднего образования в ВУЗах не готовили. При гимназиях могли организовываться дополнительные педагогические классы с одногодичным или двухгодичным курсом обучения, готовившие выпускников и выпускниц к педагогической деятельности.

Отдельно стоит упомянуть женское образование. Екатерина II положила ему основу, открыв знаменитый Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Урок географии в Смольном институте
Урок географии в Смольном институте

Но даже больше чем Смольный котировалось женское образование, которое можно было получить в гимназиях и институте благородных девиц ведомства императрицы Марии (открыт в 1797 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны), учебные планы которых приближались к программам гимназий Министерства народного просвещения. До 1917 года в заведениях императрицы Марии одновременно могло учиться более 10 тысяч девиц.

Помимо этих двух со временем открывались новые "Женские институты"- закрытые средние женские учебных заведения с полным пансионом, предназначавшиеся исключительно для девочек из более высоких сословий.

"Пансион благородных манер" из  х/ф"За двумя зайцами", 1961г.
"Пансион благородных манер" из х/ф"За двумя зайцами", 1961г.

Помимо этого дочери священнослужителей могли учиться в Епархиальных училищах при женских монастырях. Находились такие училища в ведении Синода. Их выпускницы в основном шли работать гувернантками и сельскими учительницами.

Гимнастика в епархиальном училище. 1911г
Гимнастика в епархиальном училище. 1911г

В 1860-е годы появились первые вольнослушательницы в университетах, а в 1869 году открылись первые высшие женские курсы: 2 курса в СПб и одни в Москве.

И хотя эти женские курсы не являлись полноценной заменой высшему образованию, но даже в таком виде они вызывали у власти периодические позывы избавится от них. После революции 1905-07 года некоторые ВУЗы начали допускать женщин на смешанные курсы для студентов и студенток.

Новая советская система образования не стала исправлять старую дореволюционную, а создала концептуально новую на основе идей немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Гумбольдт предлагал отказаться от подстраивание образования под профессию или сословие и призывал развивать способности к самостоятельности и абстрактному мышлению, так, чтобы человек в непредсказуемой ситуации мог бы выбрать наиболее разумный вариант. Эти же идеи выдвигали другой немецкий философ - Иоганн Готлиб Фихте и швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Новая система также базировалась на достижениях выдающегося русского педагога Константина Дмитриевич Ушинского (1823 - 1870), призывавшего в своё время как к демократизации образования, так и к систематическому обучению учащихся логике мышления. Не даром с 1947 по 1959 годы в СССР в школьной программе присутствовала логика.

В своё время Кеннеди был напуган не столько советским оружием, сколько советским образованием. Уровень такого же образования Российская Империя, погрязшая в сословных ограничениях, вероятно достигла бы аккурат к 2200 году.

Советская школа, 1929 год
Советская школа, 1929 год

Если понравилась статья - ставьте "палец вверх", подписывайтесь и комментируйте!