Приветствую всех на канале Просто Михалны!
В предыдущих сериях я рассказывала о том, как два немолодых и не очень спортивных авантюриста провели 12 дней в долине Актру, пытаясь стать альпинистами.
Все истории об этом я собрала в одну подборку:
Итак, смена закончилась, нам предстояло собрать вещички и наутро покинуть наш высокогорный приют - альплагерь Актру.
Я накануне рассортировала вещи на три группы
1) точно не понадобится до самого дома
2) может понадобиться при ночёвке в палатке
3) точно понадобится в дороге.
Дело в том, что большую часть участников смены внизу в Кызылташе ждал автобус до Новосибирска, а мы приехали на своей машине и твердо решили не упустить шанс посмотреть на что-нибудь еще красивое!
А еще мне очень не хотелось повторять марафон-автопробег, который муж устроил по дороге из дома в Кызылташ - 950 км и 14 часов в дороге.
Поэтому я твердо настраивала мужа на ночёвку где-нибудь на полпути к дому! Убеждала, что в районе Катуни куча турбаз и гостевых домов, уж где-нибудь да найдётся местечко для нетребовательных путешественников на одну ночь!
А даже, если и не найдётся, то палатка, коврики, спальники есть - мы вполне автономны, и любая свободная поляна может стать местом для ночёвки. Или просто разложить сидения а машине и лечь спать, благо размеры позволяют.
Утро выдалось туманное, но почти без дождя. После завтрака согласно спискам, начали грузиться в "Уралы" и "Камазы". Ух и суета сует! Еще раз похвалила себя и мужа за то, что хоть на заезд подсуетились и добирались комфортно и спокойно.
А тут набились, как сельди в банку и потрюхали вниз, в Курайскую степь.
Кто-то спрашивал, почему до базы на своей машине не поехали?
Ответ на этом видео:
Причина проста - мост в 8 километрах от лагеря. А вернее, его отсутствие.
То есть он как бы есть, но проехать по нему невозможно. Уралы, Камазы, специально подготовленные УАЗы справляются, остальные - нет.
Почему не приведут мост в порядок? Да потому, что это лишит источника дохода местных жителей.
Два посёлка, Курай и Кызылташ, живут практически одними туристами. Почти в каждом дворе - лифтованные машины со специальной резиной. За денежку (довольно приличную) отвезут в Актру хоть из Курая, хоть с Перевалки.
Потихоньку, с боку на бок переваливаясь, спустились до Курайской степи. Часа за два примерно...
Все время оглядывались на удаляющиеся снежные вершины, и уже не верилось, неужели мы там были?
Вот там, где стоишь на снегу выше облаков? Мы там были, да?
В Кызылташе попрощались со своей группой, побежали на нижнюю базу забирать своего застоявшегося железного коня.
И поехали дальше... В противоположную от дома сторону, почти на границу с Монголией, в урочище Кызыл Чин.
Зачем?
А там, говорят, Марс есть! Да не один, а аж три штуки. Вот и решили мы по-быстрому на Марс слетать. В альпинисты не вышли, вдруг марсопроходцами заделаемся?
И опять извилистая лента дороги, связь то есть, то нет. Но проехать сверток к марсианским горам довольно сложно. Ориентир - мост и поселок Ортолык.
Поехав поселок, надо километров 7 трястись по весьма неровной дороге, с торчащими из земли камнями. В августе вокруг все жёлтое:
Из-за дефицита времени мы решили посетить ближающую смотровую площадку - Марс-1.
Трудно поверить, но эти необычные красные горы примерно 90 млн лет назад были морским дном!
Многообразие желто-красных оттенков объясняется наличием различных горных пород, выходящих наружу. Окрашенная в красный глина, строматолитовые известняки и алевриты, а также гравий с песком и щебнем создают удивительные слоистые картины. Каждый из этих слоев имеет толщину от 30 см до 5 м.
Процесс вымывания глины создает причудливые трещины со сглаженными краями, напоминающими лапы какого-то гигантского кота.
В выходные на Марсе-1 народу видимо-невидимо! Привозят организованные группы, пересаживая из больших автобусов в буханки до места. Многие едут своим ходом, благо дорога, хоть и зубодробильная, но не топкая. Стоянка под горой заполнена была целиком.
Чтобы сделать фото без кучи людей в кадре, пришлось сойти с натоптанных троп и пойти какими-то козьими:
Хотя все равно кто-то на заднем плане засветился.
Муж, кстати, со мной наверх не пошёл. Сказал, что ему и снизу всё прекрасно видно, и вообще "уберите горы, я уже на них находился". Любоваться Алтайским Марсом он предпочел из кафе под горой. А я так не могу, мне надо обязательно полазать, потрогать, посмотреть с разных точек. Зря я, что ли, трекинговые кроссовки в дорогу надела?
И, пользуюсь тем, что сцепление с грунтом хорошее, полазила там, куда народ в шлепках, босоножках и кедах лезть не решался.
Кстати, окрестности Марса вполне цивилизованы - есть парковка, детская площадка, кафе и очень приличный туалет. Через овраг, отсекающий площадку от горы, выстроен подвесной мост. И даже живая музыка, хотя мне она показалась лишней в таком интересном месте.
Въезд на территорию платный - 300 руб. с человека. Не знаю, насколько законно взымание этих денег, но то, что место поддерживается в чистоте и удобства имеются, меня радует.
Примерно час я скакала по марсианским пригоркам, пока муж не посемафорил, что пора в путь. Мы ведь еще кое-что красивое посмотреть хотим, а дорога длинная, да не прямая.
Поэтому бросили прощальный взгляд на бывшее дно морское и поехали обратно к Чуйскому тракту.
Еще 50 км, и мы доехали бы до Монголии. Но Монголия в планах не числилась.
Кто угадает, куда мы двинулись дальше?
Пишите в комментариях!
Кстати, все в курсе, что у меня есть Телеграм канал?
Приходите, я там чаще пишу короткие сообщения, особенно, когда нет времени на большие статьи.