В 1980 году начались съемки фильма по книге Стивена Кинга под названием "Сияние". Фильма, который из года в год признают одним из самых страшных фильмов за всю историю кинематографа. Режиссер Стенли Кубрик до съемок "Сияния" долгое время искал подходящую книгу, для того, что бы сделать фильм. По рассказам очевидцев и людей сотрудничавших в то время с Кубриком, каждые полчаса-час из кабинета режиссёра доносились громкие звуки — приступая к чтению очередного произведения, Кубрик после нескольких десятков страниц швырял книги о стену. В один прекрасный момент, ругательства и звуки ударов книг об стену прекратились. Испуганная секретарша попыталась связаться с Кубриком с помощью интеркома, но ответа так и не дождалась. Девушка тут же решила, что режиссеру, на фоне эмоционального перенапряжения, стало плохо с сердцем, она вбежала в кабинет, где и обнаружила Кубрика, читающего "Сияние". Режиссер помахал перед носом опешившей девушки книгой и произнес: "Это то, что нужно". В этот же день, ранним утром, Кубрик набрал Кинга, который был в скверном расположении духа, мучаясь похмельем, от выпитого накануне. Писатель был шокирован, выслушивая речь Стенли в отношении его книги и последующим предложением экранизации произведения. Да и о чем можно говорить, ведь на момент начала съемок "Сияния" Кубрик был режиссером, который уже сделал себе имя. А вот Стивен Кинг был лишь молодым писателем, известность которого только зарождалась. Сам Кубрик скажет позже, что увидел в романе Кинга игру мысли, которая его просто очаровала, он захотел передать распад личности главного героя, показать его лабиринты разума, порождающие чудовищ и призраков. Идея была для режиссера очень интересной, к тому же, несмотря на свою репутацию и известность, его последний фильм оказался весьма и весьма "не впечатляющим". После картины под названием "Барри Линдон" режиссеру срочно нужна была реабилитация в виде гротескной, вдохновляющей работы.
Стивену Кингу польстило внимание именитого режиссера, но он быстро разочаровался и не ожидал от выхода фильма ничего хорошего. Кубрик сократил количество мистики, в которую не верил, но, которая была визитной карточкой Стивена Кинга (по сюжету, призраки в фильме — это по большей части плод фантазии семьи Торранс). И абсолютно изменил финал: в книге отель сгорает, а Джек погибает в огне и дает возможность своей семье спастись, в фильме же, отель остается на своем месте, поджидать новые жертвы, а главный герой замерзает, что совершенно не соответствовало задумке писателя об "искупительной жертве Джека". Ввиду, как позже отметил Кубрик, непримиримых разногласий и разное видение сюжета фильма, режиссер отстранил Кинга от работы над сценарием и стал работать с любимой романисткой Дайаной Джонсон. Совместно с ней он убирает из сценария важные для писателя психологические моменты, и перестраивает сюжет согласно своему видению.
Еще одним поводом для недовольства Кинга был и остается вопрос выбора актеров на роль главных героев. В книге писателя Венди, была стереотипной жизнерадостной и беззаботной блондинкой, у которой, тем не менее, оказался крепкий стержень внутри и стальной характер. В экранизации Кубрика, сама уже внешность актрисы Шелли Дюваль говорила об обратном: страдании, слабости, подчинении и зависимости. Что же касается Джека Николсона, то свое отрицательное отношение к актеру в этой роли писатель объяснил тем, что внешность и сформировавшаяся манера игры актера говорили о том, что он априори не мог попасть в придуманный писателем типаж Джека Торронса. Стивен Кинг отмечал, что по сюжету Торранс - это человек, который борется за свое психическое здоровье, но, в конце концов, теряет его в конце фильма. А при взгляде на Джека Николсона, зритель уже понимает, что "ненормальность" там на врожденном уровне, с ним не нужно, что-то делать, что бы свести с ума, весь его вид, манеры, внешность говорит о том, что он уже сумасшедший. Фильм не рассказывает нам трагедию, он сам по себе уже трагедия, с самого его начала. Кинг пытался донести свою мысль до Кубрика, о том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма безумный вид. Как мы понимаем, Кубрик к словам Кинга не счел нужным прислушаться.
Кубрик изъявил желание снимать фильм в хронологическом порядке. Учитывая различные декорации, подготовленные для фильма, и действие, постоянно перемещающееся из одной декорации в другую, абсолютно все съёмочные площадки и декорации, сделанные для картины, должны были быть доступны для съёмок в любое время. Поэтому все павильоны студии были заняты только декорациями "Сияния". Съемки длились 51 неделю вместо запланированных 17. Они стартовали в мае 1978 года и завершились в апреле 1979-го. Из-за того, что процесс создания "Сияния" значительно затянулся, Уоррен Битти и Стивен Спилберг были вынуждены отложить съемки кинокартин "Красные" и "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега".
Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм "Голова-ластик". По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая сожительствовала с актером Джеком Николсоном на момент съемок "Сияния", Николсон приходил со съёмочной площадки, как "выжатый лимон", не видел ничего вокруг, просто валился в кровать и засыпал беспробудным сном.
Актрисе Шелли Дюваль, можно сказать, что и вовсе доставалось больше всех. Кубрик намеренно доводил ее до состояния "на грани нервного срыва". По его мнению, так она очень достоверно смотрелась в кадре. Режиссер подговорил всю съемочную группу, что бы с актрисой никто не здоровался, не общался и уж тем более, не вздумал ей говорить что-то хорошее или хвалить ее. Сам Кубрик постоянно критиковал игру Дюваль. Зачастую он срывался на нее, крича, что та бездарность, ничего не может, не может как следует отыграть сцену и тратит его время и время съемочной группы в целом. А в сцене, где Венди запирает Джека в складе с продуктами, с актрисой едва не случился обморок от перенапряжения. Как и тяжело далась сцена на лестнице, где Венди отмахивается от мужа бейсбольной битой. Всего, для того, что бы отснять сцену понадобилось целых 127 дублей. Это официальный рекорд, занесенный в книгу рекордов Гиннесса. Позднее Дюваль согласилась, что Кубрик сделал всё возможное, чтобы добиться от неё максимально правдоподобной актёрской игры, и она нисколько не винит его за использованные методы. А сам Кубрик, также, позднее, будет хвалить игру актрисы.
При съемках остальных сцен Кубрик был так же "дотошен" и заставлял все переснимать раз за разом! Взять хотя бы кадр, который стал самым узнаваемым за всю историю кинематографа, тот самый, где Джек заглядывает через дверь, проломленную топором. Знаменитую сцену снимали три дня. За это время "ушло" около 60-ти дверей, которые были сломаны актером. А для того, чтобы снять кадр, где теннисный мячик подкатывается к игрушкам Дэнни, потребовалось 50 дублей. Аналогично чуть не вышло со сценой убийства Дика Хэллоранна, в которой Кубрик хотел отснять 70 дублей, но после сорокового дубля Джек Николсон уговорил его проявить уважение к 69-летнему Скэтмену Крозерсу, который был на грани истерики.
В декорациях зала "Колорадо", где по сюжету работает Джек, из-за постоянной высокой температуры, производимой осветительными приборами, которые изображали солнечный свет за окнами, случился пожар. К счастью, к тому времени почти все сцены в нём были сняты. И, хотя этого совсем не видно в кадре, но декораторам, восстанавливавшим декорацию зала после пожара, пришлось чуть-чуть опустить потолок.
Одной из самых жутких сцен в фильме, по праву считается сцена с "реками крови" около лифта. На момент выхода фильма, известная организация под названием MPAA вынесла постановление о том, что присутствия крови в трейлерах и кадрах фильмов, которые не имеют возрастных рейтингов, запрещено. А официальный трейлер картины как раз таки содержал в себе знаменитую сцену. Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что на экране ржавая вода, а не кровь. Съемки самой сцены растянулись на целый год, прежде чем режиссеру все понравилось. По его словам, при взгляде на экран, не остается сомнений в том, что это кровь.
Внешние виды "Оверлока" снимали на натуре у настоящего отеля под названием "Тимберлайн-Лодж". Отель находится в США, штат Орегон, прямо у подножия вулкана Худ. Внутри самого отеля съемки не производились, все внутренние интерьеры были отсняты в английском графстве Хартфордшир, где на студии были выстроены декорации помещений. Были выстроены зал, кухня, склад, комнаты, коридоры отеля и лестницы. Декорации зала "Колорадо", рабочего места Джека, основаны на интерьере отеля под названием "Авани", расположенного в Йосемитском национальном парке штата Калифорния, США. Реальный зал ненамного отличается от снятого в фильме: отсутствует лестница и другое расположение камина. Однако, люстры и окна отеля до сих пор сохраняются почти идентичными тем, что в фильме. Вестибюль "Авани" послужил основой вестибюля «Оверлока» с красными колоннами. На заднем дворе студии была построена самая масштабная декорация: фрагмент фасада "Лодж" и площадку с лабиринтом, отсутствующим в реальном отеле. Все сцены, которые по сюжету происходят около отеля, сняты именно здесь. На строительство декораций снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола. Сам лабиринт был построен в натуральную величину и в нем не составляло труда действительно заблудится.
Самым маленьким членом съемочной группы был актер Дэнни Ллойд, сыгравший роль мальчика с уникальной способностью "сиять". Для Дэнни это был первый опыт участия в съемках фильма. Сам юный актер пребывал в полной уверенности, что снимается в драме, а не в фильме ужасов. При съемках некоторых сцен, как например та, в которой Венди кричит на Джека и уходит из зала Колорадо, Стенли Кубрик и вовсе использовал вместо мальчика манекен. Правду актёр узнал лишь несколько лет спустя, когда ему показали "Сияние", и то, в очень сильно урезанном виде, а версию без купюр он впервые посмотрел лишь в 17, спустя 11 лет после съёмок. К слову, "Сияние" остался единственным главным фильмом актера. Лишь в 2019 году Дэнни сыграл небольшую эпизодическую роль в фильме "Доктор Сон", который является продолжением "Сияния", в знак уважения к своей культовой роли Дэнни Торронса. Сегодня Ллойд живет обычной жизнью: женат, имеет четверых детей и преподает биологию в одном из колледжей штата Кентукки, избегает публичности. Сам актер признается, что съемки в "Сиянии" в столь юном возрасте были для него интересным опытом и тепло отзывается о режиссере Стенли Кубрике.
Во время съёмок сами актёры иногда подавали идеи для тех или иных сцен. Так одной из них стала сцена, где Джек бросает мяч об стену. В сценарии это описывалось просто, как "Джек не работает". Знаменитая фраза Джека "а вот и Джонни" тоже импровизация Николсона, он просто хотел развлечь съёмочную группу, напомнив им одно популярное в то время шоу, ведущий которого начинал передачу именно этой фразой. Кубрик, однако, оценил идею и фраза осталась в фильме. Еще одна идея пришла от самого юного актера съёмочной группы - Дэнни Ллойда. Именно он придумал, что будет шевелить указательным пальцем каждый раз, когда говорит с Тони.
Фото, которое мы видим в финальной сцене фильма - подлинное, с единственным отличием: голову Джека Николсона "вставили" вместо головы другого человека, изображенного на фотографии. Хотя первоначально у Кубрика была другая задумка: собрать массовку и сделать фотографию, но все же он решил, что лучше будет смотреться подлинная.
Дорогие друзья, благодарю вас за внимание, надеюсь на то, что вам было интересно и вы узнали что то новое из моей статьи. Если понравилось, пожалуйста, поставьте лайк публикации, а так же обязательно подписывайтесь на канал.
Читайте по теме: