Найти в Дзене
IQша

7 ошибок родителей, которые мешают ребёнку учиться

Учёба ребёнка показывает, как устроена семья. Мы мечтаем видеть его с горящими глазами, уверенным, открывающим новое с радостью.ниям. Но часто именно родители, сами того не замечая, мешают этому. Ребёнок пришёл из школы, поел, немного поиграл, вроде отдохнул. И только сел лепить из пластилина, как мама говорит: «Ну всё, хватит играть, иди за уроки». Он нехотя открывает тетрадь, но пластилиновых дракон в воображении еще никуда не улетел. Результат — ни удовольствия от игры, ни толку от учёбы. «Вот смотри, твой сосед по парте уже во всю примеры решает, а ты что? Чем занят на уроке?!» Сравнение — это как холодный душ: моментально сбивает желание стараться. Ребёнок должен знать, что его ценят за то, кто он есть, а не за то, как он выглядит на фоне других. Эх, оценки. Наверняка каждому из нас приходилось слышать от родителей неприятные слова за полученные в школе невысокие оценки. «Мог бы и постараться!», «А что повторять материал перед контрольной не нужно было…?!» или такое (моё любимое)
Оглавление

Учёба ребёнка показывает, как устроена семья. Мы мечтаем видеть его с горящими глазами, уверенным, открывающим новое с радостью.ниям. Но часто именно родители, сами того не замечая, мешают этому.

freepik.ru
freepik.ru

Ошибка 1. «Садись за уроки! Хватит играть!»

Ребёнок пришёл из школы, поел, немного поиграл, вроде отдохнул. И только сел лепить из пластилина, как мама говорит: «Ну всё, хватит играть, иди за уроки». Он нехотя открывает тетрадь, но пластилиновых дракон в воображении еще никуда не улетел. Результат — ни удовольствия от игры, ни толку от учёбы.

Ошибка 2. Сравнения с другими

«Вот смотри, твой сосед по парте уже во всю примеры решает, а ты что? Чем занят на уроке?!»

Сравнение — это как холодный душ: моментально сбивает желание стараться. Ребёнок должен знать, что его ценят за то, кто он есть, а не за то, как он выглядит на фоне других.

Ошибка 3. Только оценки важны

Эх, оценки. Наверняка каждому из нас приходилось слышать от родителей неприятные слова за полученные в школе невысокие оценки.

«Мог бы и постараться!», «А что повторять материал перед контрольной не нужно было…?!» или такое (моё любимое) «Ты считаешь это нормально?!»

Если мы учим ребенка гонять только за пятёрками, ребёнок учится бояться ошибок, не хочет учиться. А ведь именно ошибки — главный учитель.

Ошибка 4. Учёба без отдыха

Одна знакомая рассказывала: её сын сидит над тетрадкой по три часа. «Он вроде пишет, но через минуту стирает, потом снова пишет…»

Детский мозг не может работать без пауз. Иногда нужно всего пять минут — побегать по комнате, попрыгать, порисовать динозавра — и снова возвращается концентрация.

Ошибка 5. Подмена помощи выполнением

Кто из нас не решал задачу за ребёнка, чтобы наконец лечь спать? «Ну всё, давай я сама!» — и домашка готова.

Но так мы учим детей не учиться, а сдаваться. Помощь должна быть направляющей: подсказкой, вопросом, поддержкой.

Ошибка 6. Игнорирование интересов

Ребёнок с детства обожает рисовать. Он может часами сидеть над листом бумаги, придумывать персонажей, раскладывать цвета так, как будто у него внутри живёт целая палитра. Глаза загораются от одного слова «альбом».

Но родители решают, что это «несерьёзно». «Художники бедствуют, а переводчики и юристы зарабатывают. Рисование — для души, а учиться нужно на престижное». И вот уже ребёнок вместо студии изо сидит на дополнительных занятиях по английскому, зубрит правила и выполняет тесты.

Он старается, чтобы оправдать ожидания семьи. Заканчивает школу, получает диплом переводчика — всё, как хотели родители. Только счастья и вдохновения там нет.

И в какой-то момент он всё равно возвращается к тому, что любил всегда. Находит работу в частной мастерской, берётся за иллюстрации книг, делает дизайн для детских игр. И именно это приносит ему радость и силы.

Вывод простой: интерес ребёнка — это не каприз и не «глупость». Это часто его будущий путь. Игнорируя его, мы лишаем детей энергии и мотивации, а поддерживая — даём шанс расти в гармонии и находить своё место в жизни.

Ошибка 7. Отсутствие личного примера

Дети редко делают то, что мы им говорим. Зато они прекрасно копируют то, что мы делаем.

— Если мама каждый вечер говорит: «Иди почитай книгу», а сама пролистывает ленту в телефоне, ребёнок чувствует подвох. Для него книга превращается в наказание, а телефон — в удовольствие.

— Если папа твердит: «Учёба — это важно», но при этом вечера проводит за сериалами, ребёнок слышит одно, но видит другое. И делает вывод: взрослые учиться не хотят, значит, и ему не стоит.

— Если родители спорят, что «спорт нужен», но сами ни разу не сделали зарядку и не вышли на пробежку, ребёнок не поверит словам.

А ведь всё работает наоборот. Стоит вечером выключить телевизор и взять книгу — ребёнок тянется за своей. Если мама в воскресенье садится разгадывать кроссворд или учить иностранные слова, ребёнок видит: учёба — это часть жизни, а не школьная повинность.

И если вдруг вы узнали себя в этих ошибках — это не повод для чувства вины. Это возможность остановиться и попробовать иначе. Ведь родительство — тоже обучение. И мы вместе с детьми учимся быть терпеливыми, внимательными и любящими.