Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Долгая прогулка»: идеальная экранизация?

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Вчера в Москве состоялась долгожданная премьера «Долгой прогулки» по Стивену Кингу. Я посетил это мероприятие (и даже прогулялся по бегущей дорожке, да) и мне определённо есть что сказать после просмотра. Каждая экранизация Стивена Кинга — это всегда событие. Событие, которое в равной степени может обернуться как восторгом, так и разочарованием. «Долгая прогулка», основанная на одном из его ранних романов, написанных под псевдонимом Ричард Бахман, относится к первой категории. Это не просто очередная попытка перенести на экран короля хоррора, а мощное, многослойное и выверенное до мелочей киновысказывание, которое смело можно поставить в один ряд с такими эталонами, как «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля» и «Останься со мной». Сразу оговорюсь (для тех, кто не читал): это не история о сверхъестественном зле, а суровый, беспощадный социальный триллер, антиутопия, где жестокая метафоричность бьёт куда больнее любого монстра. Режиссёрский замысел точен и яс

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Вчера в Москве состоялась долгожданная премьера «Долгой прогулки» по Стивену Кингу. Я посетил это мероприятие (и даже прогулялся по бегущей дорожке, да) и мне определённо есть что сказать после просмотра.

промо
промо

Каждая экранизация Стивена Кинга — это всегда событие. Событие, которое в равной степени может обернуться как восторгом, так и разочарованием. «Долгая прогулка», основанная на одном из его ранних романов, написанных под псевдонимом Ричард Бахман, относится к первой категории. Это не просто очередная попытка перенести на экран короля хоррора, а мощное, многослойное и выверенное до мелочей киновысказывание, которое смело можно поставить в один ряд с такими эталонами, как «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля» и «Останься со мной».

Сразу оговорюсь (для тех, кто не читал): это не история о сверхъестественном зле, а суровый, беспощадный социальный триллер, антиутопия, где жестокая метафоричность бьёт куда больнее любого монстра. Режиссёрский замысел точен и ясен: это притча о «крысиных бегах» американской мечты, доведенная до своего логического, кровавого абсурда. Молодые люди, добровольно вступившие в изматывающий смертельный марафон за призом, — это мы все, заброшенные в экономическую гонку на выживание, где проигравший платит самую высокую цену.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сила картины — в виртуозном сочетании бескомпромиссной жестокости происходящего и пронзительной, почти хрупкой человечности, которая пробивается сквозь него. Камера, любующаяся мрачной, «ржавой» красотой депрессивных американских ландшафтов, тут же без прикрас показывает нам мозоли, кровь и грязь на асфальте. Этот визуальный контраст работает на полную мощность, подчеркивая главный конфликт: борьбу человеческого духа против бездушной, тоталитарной системы.

Но метафора ничего не стоила бы без живых людей в центре. Бриллиант фильма — это актерский ансамбль, особенно дуэт Купера Хоффмана и Дэвида Джонссона. Хоффман-младший с достоинством несет наследие своего великого отца, демонстрируя не игру, а полное проживание роли. Джонссон же, как верно подмечено в одной из рецензий, — актёр, за которым хочется следить и изучать его мастерство. Химия между ними, их диалоги, зарождающаяся на глазах дружба — тот эмоциональный стержень, который не даёт зрителю очерстветь и отключиться от этого аттракциона жестокости.

кадр из фильма
кадр из фильма

А что по смыслам? Тут с этим тоже полный порядок. Фильм заставляет задуматься о многом: о тоталитаризме, запрете знаний, природе бедности и, конечно, о той цене, которую люди готовы заплатить за успех. И финал, который оставляет зрителя наедине с тягостным вопросом: а что, собственно, ждёт победителя в этой гонке? Заоблачный приз или экзистенциальная пустота?

И, пожалуй, стоит сказать пару слов о сравнении литературного источника и экранизации. Фильм именно такой, каким и должен быть фильм, снятый по книге — какие-то моменты перенесены на экран без изменений, где-то смещены акценты, а какие-то моменты дописаны специально для фильма. Я всегда выступаю против постраничного переноса книги на экран. Просто потому, что у литератора и режиссёра отличаются инструменты, при помощи которых они ведут разговор с читателем/зрителем.

кадр из фильма
кадр из фильма

«Долгая прогулка» — это кино, которое не просто смотрят, а которое переживают. Оно заставляет сопереживать так и долго не отпускает долго после финальных титров (мы с моей Викторией после премьеры почти всю дорогу молчали). Это не просто одна из лучших экранизаций Кинга за последние годы, но и один из самых сильных и важных фильмов года, суровая притча, доказательство того, что большое кино умеет и должно говорить со зрителем о самом главном.

Благодарю за внимание.

P.S. когда я узнал, что Купер Хоффман будет играть главную роль, у меня были сомнения: он не очень похож (по комплекции) на человека, который может выиграть долгую прогулку. Однако его игра оставила мои сомнения в стороне.

Трейлер: