Роскошный кабинет князя Юсупова Младшего, созданный в середине XIX столетия, являл собой удивительное сочетание рабочего пространства и обширной библиотеки, настоящее хранилище знаний и свидетельство богатства и просвещенности одного из знатнейших российских родов.
Двухъярусные книжные шкафы из массива дуба, подлинные произведения столярного искусства, недвусмысленно указывают на предназначение этого помещения. Они, тяжелые и внушительные, словно молчаливые стражи, хранили часть грандиозного книжного собрания Юсуповых, одного из самых богатых и ценных в Российской империи, насчитывавшего около 55 тысяч томов. Это была библиотека, содержащая редчайшие и бесценные издания, собрание, которое можно сравнить лишь с лучшими европейскими библиотеками того времени.
Сегодня самые ценные экземпляры этого уникального собрания распределены по крупнейшим хранилищам России: Эрмитажу, библиотеке Российской академии наук и Российской национальной библиотеке. Представьте себе: в этих стенах когда-то покоились книги, прошедшие сквозь века, свидетели истории, носящие на своих страницах отпечаток времени. Например, Юсуповы владели невообразимо ценной первопечатной Библией на пергаменте, изданной в 1462 году – подлинным сокровищем, доказательством не только богатства, но и тонкого вкуса владельцев. В кабинете царила особая атмосфера, атмосфера глубокого погружения в мир знаний. Книги, рядами выстроенные в массивных дубовых шкафах, словно живая стена, окружали рабочее место князя, заполняя три стены комнаты до потолка. Только передняя стена оставалась свободной, представляя собой своеобразный противовес этому величественному книжному массиву.
Особое внимание заслуживает пара двухъярусных шкафов, расположенных слева. Массивные книжные шкафы из дуба, созданы в 1858-1860 годах по эскизам известного архитектора И. Монигетти. Эти шкафы, украшенные балюстрадой и удобной лестницей, были не просто местом для хранения книг, но и важной частью интерьера, подчеркивающей его стиль и элегантность. Их конструкция была продумана до мельчайших деталей: для удобства доступа к книгам на верхнем ярусе был предусмотрен выдвижная лестница, позволявшая подняться на небольшую, но удобную площадку. Кажется, что сам воздух в кабинете был пропитан ароматом старой бумаги и кожи, а тишина прерывалась лишь шелестом страниц, перелистываемых князем в поиске нужной информации, или мягким скрипом выдвижной лестницы. Это был не просто кабинет, а святилище знаний, хранитель истории и культуры, место, где прошлое встречалось с настоящим.
Второй этаж роскошной библиотеки князя Юсупова, словно изысканный балкон, опоясан изящной бронзовой балюстрадой. Однако истинное очарование этого места кроется не в элегантности архитектуры, а в тщательно скрытой тайне – потайной комнате-сейфе. Неосведомлённый глаз никогда бы не заподозрил ничего необычного за обычными книжными полками и шкафами, занимающими всю западную стену. Только знающий секрет смог бы обнаружить скромную, почти незаметную дверцу, скрытую за обманчиво обычным обликом библиотеки.
За этой дверью скрывается небольшое, но невероятно ценное помещение – личный архив и хранилище сокровищ князя. В этом тайном убежище хранились не только важные документы и бумаги, составляющие личный архив, но и бесценные предметы искусства и драгоценности. Среди них – настоящая жемчужина коллекции, приобретённая за баснословную сумму: коллекция неизвестных писем Александра Сергеевича Пушкина, представляющая огромный интерес для исследователей жизни и творчества великого поэта. Однако письма – лишь часть сокровищ, хранимых в этом укромном месте. Князь Юсупов, как известно, был страстным коллекционером драгоценных камней.
Часть его коллекции, добытая на принадлежащих ему уральских рудниках, гордо соседствовала с приобретенными за границей уникальными экземплярами. Именно здесь, в этом скрытом от посторонних глаз хранилище, покоились легендарные драгоценности: жемчужина "Пелегрина", сверкающая своей исключительной красотой и историей; ослепительный бриллиант "Полярная звезда", завораживающий своей чистотой и игрой света; изысканные серьги, некогда принадлежавшие королеве Франции Марии-Антуанетте – свидетели эпохи великолепия и трагедии; а также жемчужная и алмазная диадемы, украшавшие голову королевы Неаполитанской.
Всё это богатство, сохраняемое в строжайшей тайне, являло собой не просто коллекцию драгоценностей, а фрагмент истории, запечатлённый в камне и металле. Каждая вещь хранила в себе историю, имя, легенду, составляя вместе бесценное наследие, сокрытое за неприметной дверцей в библиотеке князя Юсупова. Рабочий кабинет во дворце, предмет особой гордости его владельцев, поражал роскошью и изысканностью каждой детали. Центральным же элементом помещения, безусловно, является огромный письменный стол князя – массивный, вероятно, из драгоценных пород дерева, с инкрустациями или изящной резьбой. На столе, словно на пьедестале, стоит портрет князя в роскошной раме, напоминая о его присутствии и власти.
Стена за рабочим столом, свободная от громоздких шкафов, занята камином. Камин, выполненный из "мясной" яшмы, – разновидности этого прекрасного камня, – был произведением искусства середины XIX века, подлинным шедевром российских мастеров. Над камином, подчеркивая его изящество, находится рама - изысканное произведение, изготовленное из папье-маше, также датируемое серединой XIX века. На камине красуются часы из черного мрамора и малахита – еще одно свидетельство изысканного вкуса и богатства владельцев. Эти часы, привезенные из Франции, отсчитывали время с особым достоинством и торжественностью.
В рамке, как драгоценные трофеи, развешаны экземпляры холодного оружия. Их блестящие клинки, отражающие свет от полированной поверхности, застыли на стене, словно в молчаливом ожидании битвы. Величественность обстановки подчеркивает расположенный выше фамильный герб Юсуповых. На алом фоне выполнены сверкающие серебряные звезды, словно рассыпанные по ночному небу, и серебряная Луна, символизирующая родовую силу и благородство. Герб гордо держат два льва, стоящих на мощных задних лапах – символы храбрости и мощи рода Юсуповых. Над ними возвышается княжеская шапка, дополняя композицию и подчеркивая высокий статус владельцев дворца.
При Юсуповых богатство интерьера подчеркивали застекленные витрины с коллекциями монет и медалей – свидетельство увлечения князя нумизматикой. Каждая монета, каждая медаль, несомненно, имели свою историю, свою ценность, составляя уникальное наследие. Живопись плафона, выполненная художником О. Руйи в середине XIX века, создавала гармоничное целое с остальными элементами интерьера. Вся обстановка кабинета, от малейшей детали до крупных элементов, свидетельствовала о богатстве, изысканном вкусе и стремлении к сохранению семейных традиций и наследия рода Юсуповых.
Как вы думаете, что может находиться рядом с рабочим кабинетом? Конечно же, место для отдыха! История бильярдной в Юсуповском дворце на Мойке – это захватывающий рассказ о влиянии моды, архитектурных инновациях и тонком вкусе аристократии. Всё началось с французского короля Людовика XIV, чья любовь к бильярду распространилась по европейским дворам, достигнув и царского двора Петра I. Эта игра, быстро завоевавшая популярность среди русской знати, стала неотъемлемой частью жизни аристократов. Бильярдные комнаты, изначально появляющиеся в императорских резиденциях, вскоре стали непременным атрибутом роскошных домов дворян. В XIX веке они часто оформлялись как мужские салоны – комфортабельные пространства для отдыха, задушевных бесед и, конечно же, игры в бильярд, создавая атмосферу умиротворения и исключительной приватности, место встречи близких друзей.
Бильярдная в Юсуповском дворце, спроектированная талантливым архитектором И.А. Монигетти в период с 1858 по 1860 годы, представляет собой истинное произведение искусства. Задумка Монигетти была поистине гениальна: он объединил Кабинет князя и Мавританскую гостиную, превратив существовавший между ними внутренний дворик-колодец в просторную и светлую бильярдную. Решение было смелым и нестандартным, поскольку помещение лишилось естественного освещения. Чтобы решить эту проблему, архитектор устроил в центре потолка большой световой фонарь – прозрачную крышу, которая обеспечивала достаточное количество дневного света. Архитектурное решение Монигетти основано на изысканном декорировании. Богато украшенный арочный проем разделил бильярдную на две асимметричные части.
Меньшая часть завершается полукруглой экседрой, где установлен элегантный мраморный камин, добавляющий помещению уют и тепло. В конце XIX века, следуя вновь вошедшей в моду любви к цветному стеклу, одна из стен кабинета была украшена витражами, скорее всего, выполненными по эскизам архитектора А.А. Степанова. Эти витражи добавляют пространству неповторимую игру света и цвета, превращая его в волшебный уголок. Однако, настоящей изюминкой бильярдной является смелый акустический эксперимент Монигетти. В свод бильярдной были вмонтированы специальные полые сосуды – голосники. Эта конструктивная особенность не только облегчала свод, но и придавала помещению уникальные акустические свойства.
Представьте себе удивление гостей, которые, находясь в одной комнате, могли слышать свои собственные голоса, а также звук ударов шаров о бильярдный стол, с разной интенсивностью и по-разному, в зависимости от расположения в помещении. Эта необычная особенность делает бильярдную в Юсуповском дворце не просто игровую комнату, а удивительное пространство, сочетающее в себе архитектурное совершенство, изысканный дизайн и загадочные акустические эффекты. Это место, где история, искусство и инновации гармонично сливаются воедино, оставляя незабываемое впечатление на всех, кто хоть раз побывал в его стенах. Талант Монигетти создал не просто бильярдную, а истинное произведение архитектурного искусства, достойное своего времени и завораживающее посетителей и по сей день.
Бильярдная, известная также под романтическим названием "Турецкий кабинет", представляет собой завораживающее пространство, погружающее посетителя в атмосферу роскоши и таинственности прошлых веков. Центральное место в интерьере занимает роскошный диван с кожаной обивкой, глубокого, насыщенного цвета, напоминающий о комфорте и уюте восточных диванных комнат, где проводились долгие беседы и тайные встречи. Над диваном, словно драгоценная корона, сияет люстра из патинированной бронзы. Ее изысканный орнамент, исполненный в технике цветной эмали, приковывает взгляд сложной игрой света и оттенков, рассказывая немую историю мастерства и времени.
Стены комнаты, искусно расписанные под сиенский мрамор, придают помещению особую глубину и ощущение прохлады, мягко рассеивая свет и создавая иллюзию бесконечности. Внимательный глаз заметит подлинную подставку для киев, хранящую следы многочисленных партий бильярда, проведенных здесь в разные эпохи. Рядом можно увидеть несколько оставшихся бильярдных шаров из слоновой кости – немые свидетели веселых и, возможно, заключительных партий за старинным столом. Благодаря тщательной реставрации 2018 года, витражи бильярдной засияли обновлённым блеском, раскрывая свою первозданную красоту и яркость красок, словно вновь рожденные из глубины веков.
Под старинным бильярдным столом, скрытая от глаз непосвященных, находится дверца в полу, ведущая в люк. Этот тайный ход позволял быстро и незаметно доставлять все необходимое для хозяев из подвальных этажей дворца, обеспечивая им максимальный комфорт и конфиденциальность. Именно в этом месте, в 20-е годы XX века, был обнаружен один из знаменитых тайников дворца, хранивших секреты и ценности его владельцев. Две копии портретов, исполненные в стиле великого Рембрандта Харменса ван Рейна, украшают стены бильярдной. Эти портреты, хотя и являются копиями картин середины XVII века, обладают особой историей. Оригиналы принадлежали князьям Юсуповым, которые с гордостью называли их "нашими" Рембрандтами.
После революции Феликс Юсупов вывез их во Францию. Там, в период финансовых трудностей, они были заложены с правом выкупа. Однако Юсупова обманули, отказав ему в возможности вернуть бесценные полотна. Последовавший судебный процесс в Америке, против американского коллекционера, имел неожиданный ход. Юсупов выиграл первое слушание, но по результатам второго слушания картины были безвозвратно утрачены семьёй. Сегодня "наши" Рембрандты украшают Вашингтонскую художественную галерею, а на оборотной стороне произведений можно увидеть надпись "Юсупов", напоминая о трагической истории их потери и неизбывной тоске по родным шедеврам. Эта немая надпись словно шепот прошлого, проникающий через века и отражающийся в блеске патинированной бронзы люстры и в глубоком глянце кожаного дивана.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.