Я 33 года работал в отечественной оборонке и энергетике на Калужском турбинном заводе. Застал советскую школу производства. Выйдя на пенсию, перешел работать в Калужский музей истории космонавтики. Заинтересовался: как работал Сергей Павлович Королев? Как мы в разрушенной стране смогли опередить американцев, выходивших из мировых войн разбогатевшими?
Мы привыкли видеть Королева среди космонавтов, в президиумах. Но кроме того, что был крупнейшим ученым и организатором ракетно-космической отрасли – он был производственником до мозга костей. В 1947 году принял третий отдел артиллерийского завода в городке Калининград и построил империю.
Итак, основные принципы работы Королева.
1. СТАВКА НА ЛЮДЕЙ
Он завоевывал себе сторонников на всю жизнь. Окружал себя людьми с горящими глазами. (При этом людей в окружении старался не менять).
Поясню на примерах.
Как Королев привлек к своей работе создателя новой науки - космической медицины Владимира Ивановича Яздовского?
Представьте: работает человек начальником отдела по производству авиационных скафандров в КБ Туполева. Авторитет, хорошая зарплата… Вдруг появляется незнакомый человек и говорит: «Бросай все! Пойдем делать новую науку!» Первая реакция любого человека: «Кто ты такой? Я тебя не знаю!» (Королев был засекречен. Когда за запуск первого спутника Нобелевский комитет хотел дать премию (Нобелевскую!) создателю спутника и попросил Хрущева назвать имя конструктора, Хрущев отшутился: «Создатель спутника – весь советский народ».) Как же поступил Королев, чтобы заставить человека бросить все и ринуться на создание новой науки?
Из книги Владимира Яздовского « На тропах Вселенной»:
«Однажды вечером у меня дома раздался телефонный звонок. Энергичный мужской голос коротко представился: «Королев», и за одну-две минуты я дал согласие встретиться с ним завтра, после обеда, в Петровско-Разумовском парке неподалеку от Академии имени Жуковского. Не помню сейчас точной даты, но шел 1948 год, была уже глубокая осень: листья с деревьев облетели, и вторая половина дня утопала обычно в серенькой измороси. В этом предсумеречном свете передо мной неожиданно — хотя ждал же! — возникла крепкая, плотная фигура в темном пальто и шляпе. Последовало крепкое рукопожатие, Сергей Павлович взял меня под руку и повел в глубь аллеи, безо всяких предисловий обращаясь ко мне на «ты». «Сейчас мы с тобой погуляем и все обговорим! — начал он весело, будто радуясь моему недоумению. — Не удивляйся, тебя рекомендует сам Андрей Николаевич Туполев. А для меня дороже его мнения нет. Я и сам у него учился, знаю, чего стоит похвала Туполева. Едва я сказал, что мне нужен медик, который был бы на «ты» с техникой, он сразу тебя вспомнил».
…однажды, как всегда неожиданно, явился шумный, энергичный Королев и повез меня к министру обороны СССР Александру Михайловичу Василевскому, маршалу Советского Союза. В машине я высказал свои опасения: как же, мол, так, минуя все инстанции, сразу — к министру?! Сергей Павлович рассмеялся, успокоил меня, опять обнадежил, что все будет хорошо.
Александр Михайлович ждал нас, принял очень радушно, шутил. Королев в тон ему начал меня «подначивать»: «Не решается, дескать, подполковник сменить свою любимую авиационную медицину на космическую, риска боится». А.М.Василевский в деловом дружеском тоне приводил массу доводов «за», обещал помочь с финансированием и просил обращаться в случае любых трудностей лично к нему.
…Когда таким же образом он повез меня к президенту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Вавилову, я почувствовал себя прямо-таки героем детектива. В самом деле, скромно тружусь в своей лаборатории, начальство института ничего не подозревает, а я наношу визит за визитом, один значительнее другого, участвую в обсуждении задач новой отрасли науки — и все это в абсолютном секрете!
Сергей Иванович встретил нас с Королевым как долгожданных гостей, осведомился о здоровье, выразил уверенность, что мы с Сергеем Павловичем уже обо всем договорились — видимо, слышал о моих колебаниях. Разговор был длинный и очень обстоятельный. Знаменитый академик говорил, что его крайне интересуют прямые исследования при подъеме оптической и вообще физической аппаратуры на ракетах.
Все складывалось как нельзя лучше. Учитывая, что моя работа должна быть тесно связана с деятельностью разных подразделений коллектива, руководимого Королевым, мы решили и вопрос о финансировании экспериментов. Сергей Павлович согласился взять лабораторию на свое финансовое обеспечение.
Полная поддержка Министерства обороны и Академии наук СССР в то время значили очень много».
Воспоминания конструктора вертолетов Игоря Александровича Эрлиха из книги «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»:
«…Мне все больше и больше становился симпатичен этот человек. Я уже сумел оценить его демократичность в разговоре и полное отсутствие заботы о собственном престиже, по крайней мере, в разговоре наедине. Почему я заставляю его тратить столько времени на уговоры? Что мешает мне принять его предложение?
Королев положил трубку, посмотрел на меня, подумал, улыбнулся хорошей улыбкой и сказал:
- Я исчерпал все свои аргументы. Как вас дальше уговаривать - не знаю. Знаю, что нам очень нужна роторная посадка, и: верю, что вам она по силам. Научите меня, что я должен сделать, чтобы вы пришли к нам и взялись за это дело.
- Сейчас я занимаюсь делом, которым смогу заниматься всю жизнь,- возразил я.- А к вам должен прийти на выполнение разовой работы. Что я буду делать, когда роторная посадка будет закончена? Искать себе работу на вертолетном заводе, где мое место уже будет занято? Налаживать испорченные отношения в министерстве и выслушивать вежливые упреки в том, что я отстал от развития настоящего вертолетостроения? Кроме того, разве у вас в КБ и вашем министерстве все думают о важности роторной посадки так же, как вы? Наверняка, найдется множество людей, занимающих высокое место в вашей иерархии, которые сочтут это дело никчемным с вытекающими отсюда последствиями.
Сергей Павлович как-то сник и сказал грустно:
- Во многом вы правы. Для вас есть доводы и "за" и "против". Но для нашего дела есть только "за", и роторная посадка не разовая работа. Она очень перспективна. Ее хватит на всю вашу жизнь и на мою тем более. Мне пятьдесят шесть лет уже. Вот что действительно нужно сделать,- продолжал он,- обеспечить особенную поддержку вашей работе, по крайней мере на первых порах, пока к ней не привыкли. Я сам вам буду помогать, и вы будете иметь контакт со мной, как только захотите.
"И это многих дополнительно восстановит против меня и роторной посадки",- подумал я.
Кто знает точно, как рождаются решения в его собственном сознании? Я - не знаю.
Но хорошо помню, что как раз в этот момент разговора я понял, что пойду к Королеву и сделаю ему его роторную посадку, а там - будь что будет. Пойду, бросив интересное и любимое дело. Пойду, хоть это не очень-то разумно и, скорее всего, совсем неперспективно для моей судьбы. Пойду, несмотря на то, что мне предстоит преодолеть множество трудностей вживания в большой, сложный, именитый и самолюбивый коллектив, о чем, кстати, до той минуты я как-то не задумывался. Пойду на каторжную работу с мучительными поисками нужных решений, с огорчениями и неудачами.
Почему же тогда пойду?
Потому что за все шестнадцать лет моей конструкторской работы (теперь, когда пишутся эти строки, можно сказать: за тридцать четыре года) меня никто и никогда не просил сделать что-нибудь так, как просил Сергей Павлович. Да не только так, а в половину, в десятую долю от того, как делал этот человек,- инициатор и руководитель многих действительно исторических свершений.
До него мне приказывали или поручали, обязывали или заставляли выполнять какие-то работы, исходившие сверху или со стороны. А Сергей Павлович меня искренне просил, страстно и самозабвенно упрашивал сделать ему роторный спуск, роторную посадку. И не потому, что его самого обязали заниматься таким спуском, что ему это дело "было записано". Он просто видел свой долг в том, чтобы "нас не обогнали", чтобы мы - он сам, я, наш народ, наша страна - шли впереди всех в освоении космоса. Просил же он именно меня только потому, что, по его представлению, в сложившихся обстоятельствах кратчайший реальный путь к роторной посадке заключался в привлечении меня к ее осуществлению. Ему были нужны мой конструкторский опыт, мои конструкторские способности, мой конструкторский труд».
Из воспоминаний Георгия Михайловича Гречко, который изначально пришел работать к Королеву инженером (отрывок из книги «Космонавт №34»):
«Я с гордостью называю себя королевцем.
Наше общение началось неординарно. Я рядовой инженер, каких у Королева сотни. Только начал работу в КБ и вдруг, через месяц или два, меня вызывает Главный конструктор. Я слышал о его крутом нраве, и сначала мне стало не по себе.
А потом я подумал: работаю здесь без году неделя, я же еще ничего ни плохого, ни хорошего не сделал… Но волнение все равно осталось. Являюсь в назначенное время. Он выходит из-за стола, садится рядом и начинает со мной разговаривать, как будто у него нет более важных дел.
Спрашивал, какие предметы я любил в институте, что читал по специальности, где жил, где рос… Он не торопился, не смотрел на часы, а просто разговаривал с человеком, стараясь понять, кто к нему пришел на работу. Для него было важно чем живут люди, о чем они думают, чего хотят, с чем приходят. Потом перешел на театр, музыку, литературу. Я довольно подробно рассказал о своих пристрастиях. Из меня наивность и до сих пор не выбили, но тогда я был особо наивным. Мне почему-то казалось, что это нормально – то, что Королев со мной так беседует.
И только потом, после его смерти, я понял, какой он был потрясающий человек. Потому что, когда меня принимали в отряд космонавтов, никто не спрашивал, какие я книжки читаю, какую музыку слушаю, в какие хожу театры и какие люблю фильмы. Все больше интересовались моими медицинскими анализами… Почему же он тратил время на обстоятельный разговор со мной – с одним из сотен молодых инженеров? Королеву нужно было знать, сможет ли в будущем он опереться на этого человека. На мой взгляд, мы именно поэтому опережали американцев».
Георгий Владимирович Авербух. Воспоминания. Из книги «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«Сергей Павлович не жалел времени на задушевные разговоры. После двухчасовой беседы я стал убежденным патриотом ракетно-навигационных приборов...»
2. ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ РАБОТЕ И РАБОТЕ СВОИХ СОТРУДНИКОВ. ВСЕГДА БЫТЬ ТАМ, ГДЕ ТРУДНО, НЕ ГНУШАТЬСЯ МЕЛКИМИ ВОПРОСАМИ.
Иван Петрович Фирсов. Воспоминания.
«До самых последних дней своей жизни, как бы ни был Сергей Павлович занят, он находил время для непосредственного, живого контакта с сотрудниками. Его всегда видели там, где проходил основной "вал" работ. При проектных завязках Сергей Павлович "сидит" у проектантов, начался этап конструкторских разработок - он частый гость конструкторов. Завод приступил к изготовлению - его постоянно можно встретить в цехах, нередко даже ночью.
Как у себя в кабинете, так и в гуще событий на местах Сергей Павлович обсуждал, спорил, убеждал, требовал, советовался, сам впитывал все, что высказывалось другими, поддерживал инициативу и при всем этом направлял всех участников на достижение единой цели, концентрировал внимание на главных вопросах, зажигал, вдохновлял на самоотверженную работу, вселял во всех сознание непосредственной причастности ко всем делам и успехам КБ.
Сергей Павлович всегда прислушивался к мнению рядовых конструкторов ОКБ. В процессе разработки ракет и космических объектов Главный конструктор постоянно приходил в конструкторский зал, где коллективно обсуждались различные вопросы. При этом Сергей Павлович не давил своим авторитетом, беседа шла на равных, каждый мог предложить свою идею, не опасаясь того, что будет высмеян. Умение вести беседу с рядовыми специалистами ОКБ, на мой взгляд, было замечательной чертой С. П. Королева».
Владимир Иванович Шаповалов. Воспоминания.
«Всех восхищала выдержка Сергея Павловича в наиболее ответственные моменты проведения испытаний, умение собраться и выглядеть деловым, спокойным, не давать ни малейшего повода для паники.
При посадке космонавта в кабину непосредственно перед пуском корабля "Восток-5" одну из операций выполнили с отступлением от техдокументации. Это вызвало сомнение в надежности срабатывания отдельных механизмов. Сергей Павлович был сильно возмущен и решил подняться наверх к посадочному люку. По шлемофонной связи нам передали, что Сергей Павлович поднимается к нам и что он, мягко говоря, очень недоволен нами. Мы готовились к наихудшему. Однако, когда Сергей Павлович поднялся к нам, он был исключительно спокоен, начал расспрашивать, что произошло и какие есть варианты устранения допущенной ошибки. Выслушав, он дал несколько советов, сказал, чтобы не торопились, время еще есть, надо сделать все аккуратно. Он был с нами, пока ошибку не исправили.
…В любую работу Сергей Павлович одним своим присутствием вносил элемент организованности, серьезности, уверенности.
…Можно смело утверждать, что он любил тех людей, с которыми работал, и люди платили ему такой же любовью».
Марк Лазаревич Галлай. Воспоминания.
«Технология создания хорошего настроения в коллективе — вот как назвал бы я тот набор приемов, которым Королев владел в совершенстве и которому, не скрывая, придавал большое значение. Причем под хорошим настроением понимал такое, которое в наибольшей степени стимулирует работоспособность людей».
К.П.Феоктистов «Траектория жизни»
«…каждый из ведущих разработчиков если и уходил вовремя с работы, то чувствовал себя при этом чуть ли не моральным преступником, человеком, уклонившимся от исполнения своего долга. И это считалось нормальным, естественным».
А.Н.Вольцифер «С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»
«Огромное значение имела поистине неиссякаемая трудоспособность, неутомимость и энергичность Сергея Павловича. Работал он, совершенно не считаясь со временем, в любое время. Он мог утром прилететь из командировки, провести совещание (и не одно) у себя в кабинете, побывать в двух-трех организациях, решив там сложные вопросы, а вечером улететь на натурные испытания».
Георгий Георгиевич Корытов. Воспоминания.
«Сергей Павлович знал своих подчиненных, помнил не только ошибки в работе, но положительные стороны производственников. В конце 1952 г. с его согласия я был назначен заместителем начальника цеха главной сборки. Это было для меня признаком большого доверия. Наш цех пользовался особым вниманием со стороны Главного конструктора. Хотя формально опытный завод до 1956 г. не был в административном подчинении С. П. Королева, фактически с самого начала изготовления первых ракет конструкции его ОКБ Сергей Павлович непосредственно осуществлял руководство цехом главной сборки. Собственно, этот цех организовал он. С ним советовались о структуре цеха, о размещении оборудования и рабочих мест. Он следил за техпроцессом и культурой производства. Задача была не из легких. Требовалось в короткое время, используя опыт авиационных и артиллерийских заводов, создать принципиально новый, не имеющий себе подобных сборочный цех, главный цех опытного завода.
Нужно было в сжатые сроки разработать технологию сборки ракет; спроектировать и изготовить оснастку, стапели, приспособления, тележки и другое сборочное оборудование; научить рабочих и инженерно-технических работников специфике, особенностям изготовления ракет. Всеми этими вопросами занимался Сергей Павлович лично. Вся работа строилась по его замыслам и его указаниям. Мне кажется, он был влюблен в цех общей сборки, как в свое детище. Случалось, Главный приходил в наш цех дважды за сутки. Поначалу такое частое посещение мне казалось даже странным, так как мой опыт работы в авиационной промышленности говорил о том, что видеть Главного конструктора вполне достаточно три, ну пять раз в году. А Сергей Павлович мог прийти рано утром, а затем в двенадцать ночи. Он мог несколько раз забежать к сварщикам и в выходной день.
Сергей Павлович приходил в цех хмурый, молчаливый, задумчивый. Советовался с технологами, конструкторами, мастерами, рабочими и работниками ОТК. И поручал, и просил сделать всесторонний анализ техпроцесса сборки, технологии испытаний, конструкторской документации. В этой сложной обстановке он показал себя терпеливым, объективным, доверяющим людям руководителем».
Евгений Васильевич Шабанов. Воспоминания.
«…Однажды во время подготовки к полету космического корабля обнаружились серьезные неполадки в работе системы приземления. Устранение неполадок выбило нас из графика. Сергей Павлович знал об этом, но не подгонял. Однако неполадки оказались настолько серьезными, что даже прогнозируемое время задержки оказалось далеко не точным. Это уже взволновало Сергея Павловича. Он вызвал меня и показал несколько донесений, из которых следовало, что задержка пуска наносит серьезный материальный ущерб. Я ответил, что работы по устранению неполадок организованы круглосуточно, связь круглосуточная, что мы не имеем задержек в поставках материальной части. В постоянной готовности к вылету находятся два самолета. На самолетах дежурят экипажи. Но тем не менее подготовка корабля к пуску задерживалась. И ни разу Главный конструктор не вспылил, не упрекнул нас, испытателей. Потом, уже после полета, когда космонавты благополучно приземлились, он сказал: "Вот только так и надо действовать. Если есть хоть малейшее сомнение, остановись, разберись и устрани причину". Этот совет мы всегда помнили».
Виктор Георгиевич Борздыко. Воспоминания.
«При работе с разгонным блоком на этапе летных испытаний нам в течение долгого времени не удавалось удовлетворительно решить вопрос о надежном закреплении электрического кабеля пиротехнического зажигательного устройства, или, как мы его называем между собой, "зажигалки", используемого для воспламенения топлива в камере сгорания двигателя. Как-то неконструктивно получалось: то мы его прикручивали к самой "зажигалке", то к нему самому и даже чуть ли не к воздуху - все боялись, что "зажигалка" будет сорвана аэродинамическим напором или ее крепление ослабнет от вибраций.
Слух о наших мучениях дошел и до Сергея Павловича. Сидим мы с нашим механиком А. Ф. Жуковым внутри фермы между двумя ступенями ракеты и, как всегда, закрепляем этот злополучный кабель. Находясь там, высоко над землей, хорошо ощущаешь, с какой амплитудой и скоростью качается вся машина. И вдруг... Из открытого люка верхней площадки обслуживания показывается голова Сергея Павловича. Он залез к нам внутрь фермы, осмотрел крепление "зажигалки", сам подергал кабель и спросил нас, что мы по этому поводу думаем. Выслушал и сказал: "Все нормально. Лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать",- и стал спускаться вниз с этой высоты на «площадку нулевой отметки».
Воспоминания сотрудников Королева взяты из книги «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
3. ЖЕСТОЧАЙШИЕ СРОКИ И ЖЕСТОЧАЙШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕЗОПАСНОСТИ
В работе Королева всегда был стремительный темп, жесточайшие сроки. Однако они не шли в ущерб качеству, безопасности полетов. Всегда было много испытаний и подробный анализ их результатов.
К.П.Феоктистов «Траектория жизни»
«Королев всегда добивался от своих сотрудников выполнения работ в кратчайшие сроки. Для этой цели, как правило, применял обычный для соцсистемы прием (впрочем, и сейчас некоторые крутые менеджеры демократической рыночной системы наверняка его используют): первоначальные сроки назначал заведомо невыполнимыми. Таким образом, уже в момент получения задания человек попадал в положение заранее виноватого. Конечно, невыполнимые сроки срывались, потом корректировались, это создавало атмосферу напряжения, которая давила на работников. При этом он делал вид, что деловые отношения строятся на ответственности за свои «обещания» (которые фактически вымогались). Любил подчеркивать: дело не в том, что я приказал, а ты принял к выполнению, а в том, что ты со мной согласился, значит, взялся сделать, и если ты порядочный человек, то сделаешь непременно».
Одна из любимых поговорок Королева была «Наш девиз – беречь человека!»
Вероятность успеха полета Гагарина была по подсчетам наших конструкторов 87,5%, а вероятность спасения жизни, даже если бы ракета взорвалась на стартовом столе, – 94%!
В КК «Восток» все системы не просто дублированы – троированы!
То, что невозможно продублировать, например, отстрел крышек люка – проверялось на 50-кратное срабатывание на испытательном стенде.
До полета Гагарина «Восток» испытают 6 собачьих экипажей. Самый первый полет будет без участия живых существ, а два последних с катапультируемым манекеном.
Потери начнутся, когда не станет Сергея Павловича…
4. ТЩАТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР СМЕЖНИКОВ
Константин Петрович Феоктистов «Траектория жизни»
«Уже говорилось об огромной кооперации в космических разработках. Чтобы наладить ее в тех условиях, когда еще не хватало опыта в проведении и регламентации комплексных научно-технических программ, не существовало естественных рычагов управления, нужно было быть и стратегом, и тактиком, и политиком. Суметь найти смежников, уговорить их сотрудничать, добиться нужных характеристик поставляемого оборудования, уложиться в небывало короткие сроки и при этом почти ничего не заплатить! Кстати, эта проблема всегда по-особому решалась в нашей стране - денег-то не было, и рассчитывались званиями, лауреатством, орденами и медалями, бюджетными средствами на расширение предприятий, местами в Академии наук. Конечно, как-то надо было компенсировать усилия форсированной работы, многочисленные «арбузы», получаемые смежниками за срывы сроков, неисправности. И он выбивал для них звания, «знаки» и всякого рода премии, впрочем, не слишком большие».
Георгий Степанович Ветров. Воспоминания. Из книги «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников».
«Чтобы облегчить решение вопросов в смежных организациях, Королев иногда отправлял своих представителей в персональной, знакомой всем машине, поднимая таким способом их престиж. Этой же цели служили и другие маленькие хитрости. К примеру, на совещаниях с участием смежников Королев всячески старался подчеркнуть, что один из его сотрудников особенно полезен при обсуждении вопросов. Он демонстративно просил его сесть рядом с собой, чтобы - громко для общего сведения объявлял Королев - можно было посоветоваться. И в общем создавалось впечатление, что без помощи именно этого специалиста Главный конструктор обойтись не может. В дальнейшем смежники принимали этого специалиста как особо доверенное лицо Королева, и вопросы решались как бы на уровне Главного конструктора».
Владимир Иванович Шаповалов. Воспоминания. Из книги «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников».
«Всех нас поражали незаурядные дипломатические способности Сергея Павловича. На Космическую технику работали многие и многие коллективы, организации, предприятия, большей частью не подчиненные ему непосредственно. И он мог всех убедить, увлечь, заставить двигаться к намеченной цели».
Борис Черток «Сергей Королев. Безымянный главный конструктор»
«Гнев Королёва обрушивался прежде всего на равнодушных и безынициативных. Он обладал природным даром быстро оценивать людей, причём ценил не робких и послушных, а умных, увлечённых, сознающих важность выполняемой работы.
Такой стиль работы распространялся через Совет главных и на смежные коллективы. Слова «смежники» Королёв не любил. Все равноправны, но мы в ОКБ-1 являемся головными и потому несём ответственность за деятельность не только свою, но и партнёра, без систем, приборов и агрегатов которого новую ракетную систему не создадим. В ОКБ-1 он организует подразделения, которые сами не занимаются разработками, а курируют и несут ответственность за разработки в других организациях».
5. РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
Казалось бы, при всей своей занятости практическими вопросами, бумажную часть работы руководителя, он мог бы перенести на замов, но Сергей Павлович много времени уделял работе с документацией. Служебные и докладные записки, проекты приказов и постановлений, доклады для конференций и совещаний он готовил лично и очень тщательно.
К.П.Феоктистов «Зато мы делали ракеты»
«Поездки на космодром, казалось бы, давали Королеву возможность отдохнуть. Там он лишь, как говорится, «держал руку на пульсе». За редкими исключениями ему не было необходимости вмешиваться в ход испытаний и подготовки к старту. Вопросы о не слишком серьезных неполадках решались без него. Он приходил в монтажный корпус, выслушивал доклады и уходил к себе в домик работать. Привозил с собой чемоданы с почтой и рабочими материалами и все свое время использовал, чтобы разобраться в бумагах, в предложениях, которые ждали его решений».
6. ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОВЕЩАНИЙ
Он тратил много времени для подготовки совещаний, которые зачастую превращал в диспуты.
К.П.Феоктистов «Зато мы делали ракеты»
«Конечно, главный конструктор и одновременно руководитель крупного предприятия не мог в каждый вопрос вникнуть сам и с ходу найти в нем все «за» и «против». Королев в сложных случаях предпочитал устраивать столкновения сторон или предлагал несколько вариантов для обсуждения. Он умел провоцировать споры и дискуссии. При этом, как правило, он успевал ухватить суть дела.
Был у него и такой метод поиска решения спорной проблемы. Выступит на совещании с разгромной критикой одного из предложенных вариантов, а потом слушает и смотрит: найдется ли кто такой отчаянный, чтобы возразить и оспорить доводы «самого Королева». Если предложение было дельным, серьезным, защитник непременно обнаруживался. И тогда Королев вдруг становился на его сторону. Назывался этот метод «развалить избу». Если, мол, есть у нее, то бишь у идеи, настоящий хозяин, то возьмет ее под защиту, а если нет, то, значит, идея мало чего стоит. Шаманство!
Меня удивляла и в С.П., и в его ближайших помощниках готовность принимать решения по проблемам, в которых они, по существу, не разбирались, опираясь лишь на отнюдь не всегда убедительные споры и результаты, так сказать, «устного голосования». Решения С.П. старался принимать так, чтобы у собравшихся возникало ощущение, что оно общее, коллективное. На самом деле весь груз ответственности он брал на себя, проявляясь при этом и как конструктор, и как производственник, и как политик, и как психолог».
Г.М.Гречко «Космонавт №34»
«За что я его люблю и уважаю? Королев всегда делал ставку на людей и потому побеждал. До войны Сталин пустил в ход лозунг: «Кадры решают все» – это Сергей Павлович усвоил лучше других. Никто так не соответствовал этому принципу, как Королев, высоко ценивший профессионалов. Не винтиков, а именно творческих профессионалов. В этом сила Королева – он мог сконцентрировать усилия всех, кто у него работал, на выполнении задачи. И в этом я вижу его гениальность и уникальность. Такие, как он, рождаются раз в пятьдесят лет… Вот пятьдесят лет прошло, а равного ему еще нет. Значит, раз в сто лет.
Он умел работать с «неудобными» людьми. С такими, которые всегда имели свое мнение, свою точку зрения, обсуждали приказы, но зато были талантливы. Их мнения сталкивались с другими, в том числе и с мнением Королева, и тогда рождалась искра. Я присутствовал на нескольких заседаниях, которые проводил Королев. Он приглашал главных специалистов, которых хорошо знал, и молодых, вроде меня. Ставился, к примеру, вопрос о топливе для ракет будущего: керосин или водород? Он опрашивал всех, в том числе и меня. Я ничего умного, отличного от того, что уже было сказано, предложить не мог. Но вставал и высказывал свое мнение. Лишь много позже я понял, что Королев приучал каждого говорить то, что думает. Ведь потом, рано или поздно, человек обязательно выскажет нечто такое, что будет отличаться от мнения других.
Через пару лет это произошло и со мной, когда я заявил, что третий спутник не взлетит. Дело было в инструкции по заправке ракеты. По моим расчетам получалось, что сделана она неверно. Королев выслушал меня, а затем позвонил моим начальникам и сказал, что их сотрудник на космодроме высказывает такое мнение. Ему ответили, мол, не соображает или «выпендривается». Потом оказалось, что я прав, и Королев прислал моего начальника на космодром мне в подчинение…
А бывало и так: на «мозговом штурме» все склонились к одному варианту. Главный встает и говорит: «Товарищи, и все у вас правильно, и вариант вы выбрали правильно, и технически обосновали, но сделать так нельзя». И вдруг открывает нам совсем другую сторону этого вопроса, другой аспект. И показывает, что надо сделать наоборот. Он был Главным конструктором, он мог приказать почти всем, когда дело касалось ракетной техники, а вот инженерам своим не приказывал – он их убеждал. Если он говорил, что не так надо решать вопрос, то всегда объяснял почему, и только после объяснений мы уходили. Хотя решение принято не то, которое мы предлагали, но мы уходим от Главного конструктора выполнять решение как свое, потому что он не приказал нам, а рассказал, убедил, доказал. На протяжении всех лет, что мне пришлось с ним работать, всегда такой стиль.
Однажды я предложил усовершенствовать ракету. А сроки уже поджимали. Королев согласился с предложениями, но сказал: «Лучшее – враг хорошего. Ведь можно бесконечно совершенствовать проект, но так и не увидеть его реализованным. Твое предложение мы используем в новом проекте».
К СОВЕЩАНИЯМ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ОН ПОДХОДИЛ НА ПОРЯДОК ОТВЕТСТВЕННЕЙ
«В работу Совета (Главных Конструкторов) Сергей Павлович вкладывал весь свой талант учёного, инженера, руководителя, организатора и человека. Подготовка каждого заседания Совета для него была своеобразной школой самовоспитания, а также воспитания своих ближайших соратников с единственной и главной целью - в кратчайшие сроки, с максимальным рационализмом, переходящим порою в беспощадность к своему здоровью, превратить себя и своих соратников в крупных деятелей ракетно-космической науки и техники, делая при этом основной упор на прикладной характер всех проводимых работ, т. е. создание реальных конструкций.
Можно без преувеличения сказать, что вместе с этой королёвской школой создавалась королёвская же школа организации и практического проведения каждого заседания Совета. В этом смысле деятельность С.П. Королёва можно уподобить или сравнить с деятельностью главного режиссёра театра, готовящего премьеру пьесы по характеру, стилю и содержанию, дотоле совершенно неизведанному.
Действительно, здесь было всё: «индивидуальные занятия» с каждым Главным конструктором по предстоящей ему «роли» на готовящемся заседании Совета; аналогичные «тренировки» («репетиции») с руководителями ведомств и отраслей промышленности, которых предполагалось пригласить на очередное заседание Совета; «групповые репетиции» с отдельными специалистами и руководителями, в которых оказывалась нужда на готовящемся заседании Совета; обязательные личные встречи с министрами или их заместителями по отраслям, деятельность которых затрагивалась предстоящим заседанием Совета; также обязательные личные и телефонные контакты на самом высоком уровне заказчиков - Министерство обороны и Академия наук; серия частных совещаний с целью подготовки возможных вариантов решения конкретных вопросов и проблем, выносимых на очередное заседание; обязательные личные и телефонные (в основном с помощью «вертушки», так Сергей Павлович называл аппарат кремлёвской связи) контакты практически со всеми участниками предстоящего заседания накануне его и т. п.
В ходе этой «режиссёрской» деятельности Сергей Павлович проявлял, без преувеличения, уникальную творческую щедрость. Иначе говоря, он «раздавал» свои идеи и отдельные конкретные решения по готовящемуся Совету его участникам. Ему было неважно, под чьим именем будут приняты те или иные решения. Даже наоборот, он считал важным фактором активности предстоящего Совета, его практической отдачи принцип коллегиальности, когда каждый участник вносит свою индивидуальную лепту в общее решение.
Именно ради этого он щедро позволял другим высказывать его идеи, как свои. Ему была важна только общая польза дела. Не трудно догадаться, что во всем этом была и другая «сторона медали» - это был беспроигрышный вариант выдачи своих идей за коллективное решение. Все вышеописанное может навести на мысль, что само заседание Совета - это почти театральный спектакль, и каждый знает, когда, где, как и что сказать. Вот здесь уже он не был режиссёром - на заседании Совета он был Главным конструктором и руководителем головной организации.
Представляя Совету очередной вопрос повестки дня данного заседания, Сергей Павлович довольно часто говорил примерно так: «Как Вы видите, этот вопрос непростой. Поэтому, естественно, мы заранее кое о чём посоветовались. И у нас, - тут Сергей Павлович называл одну или несколько фамилий участников, - сложилось предварительное представление о направлении к существу решений. Но без их рассмотрения и обсуждения на таком заседании, со всеми его участниками, окончательное решение принять невозможно. Это было бы откровенным прожектёрством. Поэтому я очень прошу всех желающих выступить по этому вопросу не связывать себя тем, что Вы только что от меня услышали. Соберите все свои знания, опыт и только на их базе давайте предложения. И я глубоко убеждён, что мы здесь совместно найдём единственно правильное решение, ибо в мире нет невозможного. В крайнем случае мы поймём направление возможных решений и вернём вопрос на дополнительную разработку нужным специалистам. Может быть, даже с подключением новых организаций и новых лиц. Итак, я прошу по существу...»
Грюнберг П.Н., Глищинский Н.В., «Создание ракет – это прежде всего коллектив». Главный конструктор С.П. Королёв, в Сб.:Космос. Время московское, Сборник документов / Сост. Т.А. Головкина, А.А. Чернобаев, М., Изд-во РГГУ, 2011 г., с. 77-79.
7. ОН ВСЕГДА БРАЛ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ
8. КО ВСЕМ ПРОЕКТАМ ОН ПОДКЛЮЧАЛ САМУЮ СОВРЕМЕННУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ
9. ОН ВСЕГДА РАБОТАЛ ШИРОКИМ ФРОНТОМ, ОДНОВРЕМЕННО РЕШАЯ МНОГО ЗАДАЧ
Параллельно с испытаниями поведения высокоразвитого организма в полете (полеты собак) шло создание новых ракет и их улучшение.
Даже при недостатке исходных данных имел потрясающее инженерное чутье на принятие верных решений. Знаменитый пример: «Считать Луну твердой, типа пемзы».
10. ОН НЕ ЗАМЫКАЛ ВСЕ ПРОЕКТЫ НА СЕБЯ
СПУТНИКИ ОТДАЛ РЕШЕТНЕВУ
СТАНЦИИ ЛУНЫ, ВЕНЕРЫ И МАРСА - ЛАВОЧКИНУ
МОРСКИЕ РАКЕТЫ - МАКЕЕВУ
11. ИМЕЛ ВСЕСТОРОННИЙ ВЗГЛЯД НА ЛЮБОЙ ВОПРОС
«Однажды такой последующий анализ помог сотрудникам Королева — мне об этом рассказал тоже Е.Ф. Рязанов — обнаружить в своём шефе чётко выраженную эстетическую жилку.
Ему принесли предварительные наброски конструкции будущего (тогда ещё будущего) первого искусственного спутника Земли. СП посмотрел на них и почти сразу решительно отверг:
— Не годится.
— Но почему? — спросили исполнители работы.
— Потому что не круглый…
Присутствующие переглянулись. Блажь какая-то! Что это с ним сегодня? Не все ли равно, какова будет форма предмета, летящего в безвоздушном пространстве, где внешняя среда никакого сопротивления не оказывает?
Много позже они поняли, что нет — далеко не все равно!
Сейчас, по прошествии десятилетий, мы просто не можем представить себе первый спутник другим, чем он был: элегантным шариком (конечно же шариком, на то он и небесное тело!) с красиво откинутыми назад — как грива мчащегося карьером коня — стрелами антенн. Спутник стал символом вторжения человека в космос. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на эмблемы бесчисленных международных и национальных выставок, симпозиумов, конференций. На плакаты и журнальные обложки. Наконец, на почтовые марки, отражающие, как известно, интересы и помыслы рода человеческого не в меньшей степени, чем, пожалуй, любые другие произведения живописи и графики».
М.Галлай «С человеком на борту»
12. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТОЖЕ СЧИТАЛ РЕЗУЛЬТАТОМ
«15 мая, в день, когда космонавты вернулись в Москву после парашютных прыжков, на Байконуре стартовал первый «Восток». На нем не было еще теплозащитной обмазки.
Инфракрасная вертикаль ориентации не сработала. Корабль развернуло соплами назад, и когда включилась тормозная установка, она начала не тормозить, а разгонять его. «Восток» ушел на более высокую орбиту.
— Мы возвращались с работы вместе с С. П. Королевым на машине,— вспоминал его заместитель Константин Давыдович Бушуев.— Он возбужденно, с каким-то восторженным удивлением вспоминал подробности ночной работы. Признаюсь, с недоумением и некоторым раздражением слушал я его, так как воспринял итоги работы как явно неудачные! Ведь мы не достигли того, к чему стремились, не смогли вернуть на Землю наш корабль. А Сергей Павлович без всяких признаков раздражения увлеченно рассуждал о том, что это первый опыт маневрирования в космосе, перехода с одной орбиты на другую, что это важный эксперимент и в дальнейшем необходимо овладеть техникой маневрирования космических кораблей и какое это большое значение имеет для будущего. Заметив мой удрученный вид, он со свойственным ему оптимизмом уверенно заявил: «А спускаться на Землю корабли, когда надо, у нас будут! В следующий раз посадим обязательно...»
Этот эпизод иллюстрирует важнейшую черту стиля работы великого конструктора. В современнейшую технику он переносил постулат классической науки: «Отрицательный результат — это тоже результат».
Я.К.Голованов «Космонавт №1»
13. ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАЛ ВСЕ РЫЧАГИ ВЛАСТИ
Должностные, партийные, профсоюзные, личные…
К тому же Королев имел актерский талат и часто для придания остроты вопросу – драматизировал, разыгрывая целые спектакли.
14. ОН ИМЕЛ СИЛЬНЫХ ЗАМОВ
15. ОН ПОДБИРАЛ И РАСТИЛ СИЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ
Он ценил высокую квалификацию своих конструкторов, и по его инициативе конструкторские отделы выпускали рабочие чертежи сразу по эскизному проекту, минуя стадию технического проекта. Этим экономили много времени.
16. ВСЕГДА ПРОЩАЛ ЗА ЧЕСТНОСТЬ И НЕСОКРЫТИЕ ВИНЫ. НЕ ТЕРПЕЛ НЕПРАВДЫ И ЛЕСТИ.
Евгений Васильевич Шабанов. Воспоминания. Из книги «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников».
«Другой характерной чертой испытателя, считал Сергей Павлович, является его принципиальность и честность, если хотите, порядочность в исполнении своей работы. "Если ты совершил ошибку, немедленно скажи об этом",- требовал он от нас всех. А ошибка рано или поздно, но все равно вскроется. Если испытатель правдиво и открыто заявил о своей ошибке, его нельзя наказывать, иначе другие, обладающие менее твердым характером, могут в следующий раз скрыть дефект в надежде, что виновник не будет обнаружен. Это правило, неуклонно проводимое в жизнь, стало нормой поведения испытателей. Помню такой случаи. При запуске двигательные установки ракеты вышли на режим первой ступени тяги и затем выключились. Пришлось ракету снимать со стартовой системы и отправлять на завод-изготовитель на переборку. Упущены сроки. Ощутимы материальные потери. Сразу же, еще не выходя из бункера, откуда проводился запуск, Сергей Павлович назначил комиссию для выяснения причины неудачи. Не успели мы приступить к работе, как к Королеву подошел один сотрудник и, волнуясь, стал объяснять, что именно по его вине произошла авария, рассказал, как это произошло. Мы внимательно проанализировали по схемам его версию и убедились в том, что испытатель говорил правду. Сергей Павлович поблагодарил его за честность и смелость и тут же предупредил руководство космодрома и нас всех, чтобы мы никакого недоверия к виновному не допускали и не высказывали».
17. БЫЛ ЩЕДР НА НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ
18. БЫЛ ОТКРЫТ И ЧЕСТЕН В ОТНОШЕНИЯХ С ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Вот примеры непростой работы Королева с трудовым коллективом, работы с профкомом и со строителями заводского ДК. Цитирую главу из книги «Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников». Воспоминания ветерана ОКБ-1 П.М.Ашмарина.
«В августе 1959 г. состоялось решение о присоединении к ОКБ Королева расположенного по соседству НИИ.
Большинство работников НИИ восприняли это постановление правильно, как государственную необходимость, но были и такие, кто опасался попасть в разряд «чужаков».
С. П. Королев, как бы чувствуя эти мысли и настроение, на общем партийном собрании обстоятельно, терпеливо разъяснил задачи коллектива, обрисовал напряженную ситуацию, в какой оказались его ОКБ и опытный завод. Он гарантировал всем интересную, напряженную работу, близкую к специальности. Его доводы доходили до каждого, и, хотя многие видели его впервые, мы поняли, что перед нами руководитель, увлеченный своим делом и способный повести за собой большой коллектив.
После собрания желающих уйти с предприятия оказалось совсем немного. Сам процесс объединения проходил очень организованно. Каждому нашлось подходящее место, причем ни один из наших сотрудников, пожалуй, не почувствовал какого-то деления на «ваших» и «наших». Обстановка доброжелательности, деловитости способствовала тому, что мы в короткий срок включились в плодотворную работу над новой техникой.
Осенью проходили отчетно-выборные конференции в партийной, профсоюзной и комсомольской организациях. Тут, надо сказать, был проявлен не только такт, но какая-то щепетильность: специалисты из бывшего НИИ вошли и в партком, и в профком, и в комитет ВЛКСМ.
Был такой случай. Профком, рассматривая условия труда в цехе теплозащитных покрытий, отметил, что из-за недостатка рабочих руководство цеха превышает нормы применения сверхурочных работ, что является недопустимым в цехе с повышенной вредностью. Это заключение было направлено Главному конструктору. Первая его реакция была достаточно острой: только что построили цех, оснащенный новейшим оборудованием, чтобы «расшить» самое узкое место — теплозащитные покрытия космических кораблей, а тут вдруг постановление профкома, которое не позволяет максимально использовать производственные мощности!
Но когда Сергей Павлович убедился в том, что требования нашего профкома справедливы, он принял самые экстренные меры по увеличению числа рабочих. Более того, он добился введения в этом цехе бесплатного лечебно-профилактического питания.
За помощью к Сергею Павловичу мы обращались в крайних случаях. Однако он сам часто интересовался тем или иным вопросом.
Если мне все-таки хотелось встретиться с ним, я обычно звонил или рано утром, или в конце дня. Не было случая, чтобы Главный откладывал надолго нашу встречу. Если была очень напряженная неделя, он предлагал встретиться в воскресенье (единственный в то время выходной). Да, нередко приходилось нашему Главному конструктору решением социально-бытовых вопросов заниматься по выходным дням. Помню, в 1964 г. заканчивалось строительство Дворца культуры, но, как часто бывает, накопилось много недоделок, замечаний по качеству отделочных работ. Был канун 1 Мая. Руководители городских организаций настаивали на проведении торжественного собрания в новом Дворце культуры. Строители также желали подписать акт о приемке Дворца. Мы резонно опасались, что строители после приемки устранять недоделки не будут. Директор завода, секретарь парткома и я решили рассказать об этом Сергею Павловичу. На второй день он приехал на стройку, где его уже ждали. Когда закончили осмотр практически всех помещений Дворца культуры, определился объем работ для полного окончания отделки и устранения недоделок. Строители заверили, что в течение двух месяцев ими будет все сделано. «Вот тогда и приглашайте», - заключил разговор Сергей Павлович».
19. ВНИМАТЕЛЬНО ОТНОСИЛСЯ К НУЖДАМ СОТРУДНИКОВ
Антонина Алексеевна Злотникова. Воспоминания. «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«Люди шли к нему с любой просьбой, и он всех принимал. И всегда проверял исполнение своих распоряжений. Каждый четверг был у нас приемный день. С утра Сергей Павлович начинал принимать посетителей и сидел до тех пор, пока не примет последнего записавшегося. Это в среднем человек по 30-35. Время было трудное, послевоенное. И Сергей Павлович всегда помогал людям в беде, доставал лекарства, ходатайствовал насчет жилья.
Иногда просил оставить после работы некоторых сотрудников. Потом на автобусе их развозили домой. Однажды оставила я двух машинисток: надо было срочно напечатать материал для министерства. На другой день Сергей Павлович вызывает начальника отдела и велит составить список на премию машинисткам - за сверхурочную работу».
Павел Владимирович Цыбин. Воспоминания. «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«Надо прямо сказать, в деле Сергей Павлович был очень крут, я бы сказал, даже беспощаден, и к ближайшим своим помощникам, да и не только ближайшим. И в то же самое время был чрезвычайно добрым и сердечным человеком. Я вот не помню случая, чтобы инженер ли, рабочий, уборщица - кто бы там ни был - записывались к нему на прием и он оставил просьбу без рассмотрения. Список тщательно просматривал, выяснял, по какому вопросу. Обязательно лично принимал. Четверг у него был приемный день. Если он не мог принять, то звонил, говорил секретарю: "Передайте товарищу такому-то, что я его обязательно приму в такой-то день". Причем если он обещание давал, то он это обещание непременно выполнял. Не только к отдельным людям, а в целом к людям был добр и внимателен».
М.Л.Галлай «Королев. Творческий портрет в воспоминаниях современников»
«Однажды, уже снова в Москве, я застал его внимательно изучающим напечатанный на нескольких листах документ. При ближайшем рассмотрении документ этот оказался проектом «Положения о распределении жилой площади» в КБ, ожидавшим утверждения Главным конструктором.
В первый момент, увидев означенный проект, я, помнится, почувствовал что-то вроде низвержения святынь с небес на землю. Сотрудники легендарной, в глазах большинства людей даже таинственной, организации были, оказывается, отнюдь не «небожителями», а, напротив, жителями обычных квартир, не всегда достаточно благоустроенных, почти всегда не очень просторных. Во всяком случае, заявления на новое жилье от сотрудников, имевших более пяти квадратных метров жилой площади на каждого члена семьи, согласно «Положению» к рассмотрению не принимались.
Королев вчитывался в каждый пункт проекта, как вчитывался бы в очередное техническое задание или, скажем, в перечень дефектов, выявившихся при пуске новой ракеты. Не проявлял и намека на склонность, присущую некоторым руководителям: парить где-то в высях, недостижимых для житейских подробностей, разумеется, не своих собственных, а касающихся подчиненных («Я занимаюсь основным делом. А на все эти мелочи жизни у меня есть помощники...»). Вот такого в Королеве не было и в помине! Не было как в силу присущей ему человечности, так и потому, что все влияющее на моральный климат в коллективе имело в его глазах значение, первостепенно важное».
Интересные факты
«Работая очень напряженно, никто из нас, руководителей среднего и низшего звена, не помышлял заниматься собственными диссертациями. Для этого у нас совершенно не было времени, хотя у большинства из нас научного задела было более, чем достаточно. Сергей Павлович по собственной инициативе организовал подготовку материалов для присуждения многим работникам ОКБ ученых степеней (кандидатов и даже докторов технических наук) без защиты диссертаций».
А.Е.Вольцифер «С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»
«Однако, его забота о людях полна противоречий. Горе, несчастье – он поможет. Просишь законный отпуск – не отпустит. Он зверел даже тогда, когда в отпуск уходил человек ему не подчинённый и занимавший несравненно менее высокий пост. Часто вызывал из отпуска. Однажды разыскивал одного своего сотрудника, который отдыхал «дикарем», через КГБ».
Я.К.Голованов «Заметки вашего современника»
Интересный факт
Свою немалую премию за первые боевые ракеты Королев отдал на строительство дома для своих сотрудников.
20. КОРОЛЕВ ПОСТОЯННО УЧИЛСЯ
«Сергей Павлович очень любил и умел учиться. Он не стеснялся своих младших товарищей. Часто вызывал нужного ему специалиста по узкому вопросу и подробно обо всем расспрашивал. Иногда такие вопросы длились по 2-3 часа. И, несмотря на это, через некоторое время повторно вызывал по тому же вопросу и говорил: «Ну-ка объясни, почему это так…»
Он готовился к выступлению в министерстве или на Совете главных конструкторов или готовился к защите очередного проекта и хотел быть досконально подготовленным. Поэтому много спрашивал. Ты ему объясняешь, он слушает. Потом говорит: «Послушай, я тебя правильно понял?» И повторяет ход рассуждений. При этом требует, чтобы его обязательно поправляли, если он где-то будет не очень точным. Когда все понятно до конца, и особенно, когда вопрос был приятный, выигрышный, он улыбается, подмигивает, потирает руки, иногда мягко хлопает по плечу. Страшно доволен, что проник в суть еще одного тонкого вопроса.
Однако, излагая его он вносил в него и свое понимание, свою логику. И часто получалось так: послушаешь его изложение, начинаешь по-другому воспринимать суть и важность вопроса в общем контексте, узкоспециальное уступало место более широкому взгляду.
Сергей Павлович умел, как никто другой, охватить в целом все наиболее важные стороны проблемы и по сумме знаний, по способности системного мышления ему не было равных в нашей отрасли. Одновременно он умел выделять и запоминать такие, казалось бы, мелочи, которые даже узким специалистам не представлялись важными. Но мы неоднократно убеждались в том, что его осведомленность в мелочах и способность оценить их значение для вопроса в целом решали успех всего дела.
В нормальной будничной обстановке ему тоже приходилось принимать множество решений различной степени важности и ответственности. Со стороны могло показаться, что он решает быстро и без колебаний. На самом деле почти всегда этот «блиц» был плодом многий раздумий, колебаний, проверок, сопоставлений…
Он любил говорить: «Доверяй, но проверяй!» Проверял пристрастно, иногда явно подозревая недоброкачественность представленных данных, испытующе пронизывая взглядом собеседника».
Аппазов Р.Ф. «С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»
21. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ И ПОДГОТОВКА НОВЫХ КАДРОВ
Подготовка сотрудников
«Отдел, который возглавил С.П.Королев в 1946 году по составу был довольно разношерстным: самолетостроители и артиллеристы, химики и прибористы, радиотехники и двигателисты, математики и механики из университетов. Очень мало было людей, соприкасавшихся с ракетной техникой. Таких специалистов в институтах еще не готовили.
Сергей Павлович немедленно начал принимать энергичные меры к переподготовке специалистов. Сначала сам прочитал курс лекций по проектированию на специально организованных курсах. ( Эти курсы назывались Высшими инженерными курсами – ВИК). Кроме того, он привлекал специалистов своего отдела, уже имеющих некоторый опыт работы и имеющих склонность к преподавательской работе. Впрочем, привлекаемым он не давал выбора, а ставил задачу так, будто это относится к производственной деятельности в КБ. Весь поток слушателей Сергей Павлович разбил на четыре группы и предоставил нам возможность в течении нескольких занятий научить слушателей численному интегрированию уравнений движения ракеты. Слушатели затем выполнили самостоятельный расчет и сдали зачет. Это было первым курсовым заданием, выполненным будущими руководителями различных направлений во время обучения на курсах».
Аппазов Р.Ф. С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества.
Подготовка новых кадров
Первые свои лекции по ликвидации авиа-безграмотности он начал читать еще в 16-летнем возрасте – как лектор Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
Для студентов Сергей Павлович читал курс лекций по баллистическим ракетам. Он сам же и написал этот курс. Да, он написал целый учебник для студентов – около 200 страниц!
В 1952 году Королев был вынужден отказаться от преподавательской деятельности совсем, но его курс «Проектирование ракет дальнего действия» лег в основу преподавания этой дисциплины в институтах и был издан в МВТУ в качестве учебного пособия. Как пишет дочь С.П. Королёва, Наталья Сергеевна: «...по свидетельствам специалистов, он являлся первым в мире систематизированным, подробным и завершенным курсом основ проектирования БРДД с жидкостными реактивными двигателями».
Интересно, что на экзаменах он разрешал студентам пользоваться любым учебным пособием. «Всё равно, — говорил он, - видно, знает студент материал или нет. Достаточно задать ему один дополнительный вопрос».
«Отец уделял большое внимание молодежи: постоянно встречался со студентами и аспирантами МВТУ, поддерживал новые разработки и предложения, стремился наладить тесные связи между вузами и своим КБ».
Н.С.Королева «Отец»
Решение сложнейших задач, связанных с покорением космоса требовало участия талантливой молодежи, поэтому академики С.П. Королев и Б.В. Раушенбах в 1959 году приняли решение о создании на базе ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия») кафедр «Управление движением» и «Аэрофизическая механика», которые в дальнейшем были объединены в единую кафедру «Аэрофизической механики и управления движением». Они были созданы для решения задач управления движением космических аппаратов и исследования процессов, происходящих в космическом пространстве и при входе в плотные слои атмосферы. Так, благодаря С.П. Королёву, у МФТИ появилась еще одна базовая кафедра, которая сегодня относится к Физтех-школе аэрокосмических технологий.
«Сергей Павлович всегда был за развитие технической мысли у ребят, горячо способствовал организации детской технической станции в г. Калининграде Московской области».
Н.И.Королева «Нежные письма сурового человека»
«В связи с задачами производственного воспитания в общеобразовательных школах у нас возникли определенные трудности с прохождением старшеклассниками производственной практики. По указанию Сергея Павловича был организован специальный цех за территорией предприятия. В этом цехе ученики 9-10-х классов из школ, которые не имели своих механических мастерских, учились различным профессиям под руководством опытных производственных мастеров»
Евдокия Михайловна Краснова. Воспоминания. «Академик С. П. Королев. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
Интересные факты
К вопросу о возрасте конструкторов советской космонавтики
В 1958 году Феоктистову, разработчику первого в мире космического корабля «Восток», было всего 32 года. Он руководил группой инженеров, которых в ОКБ называли "детским садом" за молодость, им был в среднем 27-28 лет. И этот "детский сад" разрабатывал первый космический корабль и первые спутники.
«Средний возраст динамиков-теоретиков и разработчиков аппаратуры системы управления («Молнии») составлял 30 лет. Они на «целых» четыре года были старше и опытнее проектантов. Этих четырех лет оказалось достаточно, чтобы сделать реальной казалось бы задуманную «понарошку» систему».
Б.Е.Черток «Ракеты и люди» (Спутник «Молния» - первый в СССР спутник космической связи).
22. ПРАЗДНИКИ В ОКБ
В период создания первых боевых ракет Королев не знал отдыха.
Ближайший сподвижник Королева с 1944 года Борис Черток рассказывает:
«Я ни разу не видел Королева вне работы. Он был счастливый раб своего труда. Он совершенно не умел отдыхать. Помню, в Капяре было очень жарко, мы – Руднев, Королёв и я поехали купаться. На берегу речки он стал маяться, в воду не полез, потом говорит: «Поехали обратно, ведь ещё кое-что надо обсудить...» Когда разговор касался человеческих увлечений, он, мне кажется, не понимал, о чем идет речь. У него не было хобби, на любых мероприятиях (театр, рыбалка и т.д.) ему было скучно. Когда у нас появились машины, и я со своей возился, Королев приходил в ярость: машина воровала время! Любое застолье, даже с коньяком, вырождалось в конце концов в производственное совещание».
Однако позднее, в середине 1950-х и в 1960-е годы, Сергей Павлович начнет широко отмечать в трудовом коллективе юбилеи ведущих сотрудников и общие праздники. Понимая важность сплочения коллектива не только в труде, но и в праздники, он лично контролировал даже рассадку за праздничным столом. Однажды, вернувшись из командировки, он переписал ранее составленную рассадку за праздничным столом. Меня удивило: зачем он в это полез? Потом вспомнил наши цеховые юбилеи: с кем рядом сядешь – с тем за выпивкой и подружишься. И это плавно перетечет в отношения по работе.
«У Главного конструктора была традиция. Он ее установил, наверное, потому, что созданное его усилиями предприятие должно работать, и хорошо работать.
...В день, перед праздником 7 ноября 1964 г., - открывается дверь в нашу лабораторию и входит группа людей во главе с Сергеем Павловичем. С ним - Б.В.Раушенбах, Б.Е.Черток, руководитель направления по автоматическим системам В.А.Калашников, начальник отдела кадров Г.М.Пауков и другие лица. Запомнилось, как стремительно Сергей Павлович вошел, осмотрел все, что мы натворили, - собранные приборы систем управления, а затем спросил присутствующих работников, есть ли у нас вопросы к руководству, пожелания... поздравил нас с праздником и со свитой удалился в другие подразделения».
А.П.Александров «С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»
23. ОТНОШЕНИЕ К НУЖДАМ ГОРОДА
Евдокия Михайловна Краснова. Воспоминания «Академик С. П. Королев. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«Много лет я проработала в школах. Летом меня часто приглашали на работу в качестве старшего воспитателя в пионерский лагерь предприятия, которым руководил Королев.
Лагерь большой: более тысячи детей в каждую смену. Что греха таить, в таком большом хозяйстве были и недостатки.
Однажды в лагерь приехал Сергей Павлович. Он быстро обошел все жилые корпуса, зашел на хозяйственный двор и был возмущен беспорядком, так как обнаружил там ржавые кровати с худыми сетками, рваные матрацы и очень старые байковые одеяла. Продукты хранились в погребах, набитых льдом, холодильников не было.
Собрав совещание сотрудников лагеря, он выслушал все жалобы на недостатки, пообещал все обновить и уехал. Каково же было удивление всех сотрудников, когда буквально через два дня мы увидели новые кровати, одеяла и даже холодильные установки.
В нашей школе училась очень больная девочка двенадцати лет. Ей надо было обязательно сделать сложнейшую операцию. Такие операции делал у нас только один хирург - профессор Терновский. Попасть к нему было очень трудно. Мы с матерью девочки позвонили по телефону Сергею Павловичу. Он внимательно выслушал мать девочки и пообещал помочь. Часа через три он позвонил нам в школу и сказал, чтобы девочка готовилась к отправке в больницу. Выделил машину с сопровождающим. Через две-три недели профессор Терновский успешно оперировал девочку.
В памяти моей остался и такой случай. В 1957 г. у нас в школе загорелся чердак. Первым, кто приехал на пожар, был Сергей Павлович. Он был сильно взволнован. Все необходимые меры были приняты. Пожар был вскоре ликвидирован. Наша школа была построена одновременно и по соседству с жилым домом для сотрудников ОКБ. При содействии Сергея Павловича школа эта была оснащена всем необходимым. Особенно работники школ почувствовали помощь промышленных предприятий после того, когда Сергей Павлович Королев в 1956 г. был назначен руководителем большого предприятия. По его указанию шефы стали проводить ежегодный ремонт во всех шести подшефных школах. Его примеру последовали руководители других предприятий».
Евгений Александрович Тумовский. Воспоминания «Академик С. П. Королев. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«Сергей Павлович не ограничивал свою деятельность обязанностями Главного конструктора даже в самый напряженный период работы. Хочется рассказать об одном случае. Заходит как-то ко мне секретарь комитета комсомола Володя Азаренков. Хмурый какой-то, вижу, чем-то расстроен.
- Что случилось, рассказывай? - спрашиваю.
- В связи с изменением районирования дали нам в райкоме ВЛКСМ шефство над одним детдомом,- начал свой рассказ Володя.- Были мы вчера в этом учреждении. Детишки - круглые сироты от трех до шести лет. Необычные они какие-то.
- В чем?
- Во всем,- отвечает Володя.- Взрослые они для своих лет, какая-то солидарность, взаимопомощь и самостоятельность. Конечно, игрушками мы их обеспечим, но как быть с основными условиями их жизни? Два двухэтажных деревянных дома без канализации и водопровода, участок оборудован плохо, зелени мало.
- Да,- согласился я,- канализация и водопровод вам не под силу. Тут надо подключать "артиллерию главного калибра". Вот что: ты у меня не был, ничего не говорил, и я тебя не учил тому, что сейчас буду рекомендовать. Сергей Павлович,- продолжал я,- очень неравнодушен к детям. Завтра утром, за полчаса до начала работы, будь у кабинета Главного конструктора, и он тебя обязательно примет. Расскажи ему об этих детишках, да побольше эмоций. Понятно? Успех гарантирую.
Комсорг ушел, а я на какое-то время даже забыл о нашем разговоре. На следующий день, часов в 11, позвонил Сергей Павлович и без всяких предисловий предложил выехать в детский дом сегодня же, часа в два-три.
- В какой детский дом? - удивляюсь я.
- Эх, Евгений Александрович, хитрить Вы не умеете. Я больше чем уверен, что Володю подослали ко мне Вы. Ладно уж. Дело не в этом. Так выезжаем?
- Конечно, выезжаем, Сергей Павлович, я приглашу еще представителей профкома.
- А я, - добавляет Главный конструктор, - уже дал указание подготовиться моему заместителю со специалистами коммунального отдела.
И вот мы едем на трех легковых машинах в дачный поселок. Подъехали к двум деревянным двухэтажным домам, построенным, видимо, еще до революции. Как-то сиротливо стоят эти два дома на пустынном бугорке.
Вышли из машины. Нам навстречу идет худая высокая женщина, как оказалось, директор детского дома. Володя поздоровался с ней и познакомил нас.
- Ну что? - сказала директор со вздохом,- Новые шефы, новые знакомства, а будет ли толк?
Сергей Павлович ответил тихо, но твердо:
- Мы хотим осмотреть ваши помещения.
Она повела нас в дом, где жили дети. В другом доме были подсобные помещения и комнаты некоторых сотрудников. Мы стали осматривать одну комнату за другой. В помещениях было чисто. Видно было, что сотрудники стараются создать уют своим подопечным, но в уборной и умывальной стоял специфический запах. Мы вышли на улицу, и Сергей Павлович сразу стал давать указание своему заместителю:
- Определите сметную стоимость водопровода, забора вокруг участка. Разберитесь, как, и в какой форме осуществить канализацию.
Во время нашего разговора распахнулись двери, и детвора выбежала на улицу. Рассыпались горошком по скудным сооружениям на игровой площадке без обычного гама. Сначала ни мы, ни дети не обращали друг на друга внимания.
- Действительно, солидарность,- подумал я, увидев, как девчушка лет пяти старательно поправляла спавший чулок совсем крохотному мальчугану.
Вскоре дети стали проявлять к нам интерес. Окружили полукольцом. Один мальчонка, с круглыми серыми глазами, темной стриженой головой и торчащими ушами, приблизился к нам вплотную. Мальчик внимательно следил за резкими движениями руки Сергея Павловича, которыми он сопровождал свои указания о реконструкции площадки. Я машинально погладил его колючие волосы. Мальчонка вдруг замер на мгновенье, потом резко бросился ко мне и прижался к моей ноге. В следующий момент, заметив, что ко мне приближаются еще двое малышей, он вытянул ручонку, как бы защищая меня от них, проговорил: "Мой дядя, мой!"
Это произошло так неожиданно, комок подкатил к горлу, я поднял голову и увидел лицо С. П. Королева. По щекам его текли слезы...
В обратный путь Сергей Павлович меня и председателя завкома пригласил в свой "ЗИМ". Сначала ехали молча, приходили в себя от пережитого.
- Капитальный ремонт мы проведем. Я полагаю, затраты по масштабам ремонтных работ нашего жилфонда незначительны,- начал свои рассуждения Сергей Павлович и тут же перешел на шутку.- Ну что, товарищ парторг, нарушим финансовую дисциплину, спрячем эти расходы в отчетах ЖКО?
- Нужно, Сергей Павлович,- ответил я.
- Мне хочется детишек этих одеть как следует,- продолжал Королев.
- Они одеты, Сергей Павлович,- возразил председатель завкома.
- Я говорю "как следует". Это значит - каждому по цигейковой шубке и шапке, валенки новые. Обращусь я к министру и попрошу у него тысяч восемь. Как вы думаете, откажет?
- Вам, Сергей Павлович, он не откажет,- ответили мы.
Прошло несколько месяцев. Оставалась неделя до Нового, 1961-го года. Я веду заседание парткома. Разговор идет острый... Вдруг в момент выступления Главного конструктора открывается дверь. Сергей Павлович недовольно покосился, но тут же его лицо озарила улыбка. В кабинет, подталкиваемые сзади директором детдома, вошли детишки. Они одеты в черные цигейковые шубки и шапки. Я сразу узнал ушастого мальчонку. Ребята хором поздравили нас с Новым годом и поблагодарили за заботу о Детском доме».
Антонина Алексеевна Злотникова. Воспоминания. «Академик С. П. Королев. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«До последних дней своей жизни большое внимание уделял развитию нашего города. Незадолго до смерти рассматривал макет города и со своим заместителем долго его обсуждал».
Градообразующая роль РКК "Энергия"
ОКБ-1 , а впоследствии РКК «Энергия» - градообразующее предприятие города. А в 1947 году, когда Королев принял 3 отдел артиллерийского завода, население города было 32 тысячи жителей. Сегодня город Королев – четвертый по населению город Московской области, население его около 230 тыс. жителей. В 2001 году Указом Президента РФ городу Королев был присвоен статус Наукограда.
Подробную информацию о градообразующй роли предприятия Королева можно посмотреть здесь:
https://www.geokorolev.ru/html/korolev_history_rkk.html
24. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЕ
Воспоминания ветерана НПО «Энергия» Е.В.Волчкова из книги «С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»:
«Мне хочется рассказать о малоизвестной стороне деятельности Сергея Павловича Королева в области медицинской техники.
Весна 1961 г. Мир восхищен первым космическим полетом Юрия Алексеевича Гагарина. На предприятии огромный трудовой подъем. Идет напряженная подготовка к запуску космонавта Германа Степановича Титова. И в это горячее время Сергей Павлович пригласил нас, группу инженеров-ирибористов, к себе в кабинет. Приглашение было неожиданным, и мы, не зная, в чем дело, несколько опасались этой встречи. Пришли мы утром в его кабинет. Он нас тепло встретил, пригласил пройти в его рабочую комнату, расположенную за большим кабинетом. Комната небольшая, но уютная, располагающая к беседе. Усадил нас вокруг своего стола с пультом связи и тихим, немного глуховатым голосом начал разговор... о медицине.
Сергей Павлович говорил о техническом оснащении медицинских учреждений, явно отстающем от потребностей. Он видел реальную возможность внедрить достижения космического приборостроения в практику лечебных учреждений. В памяти остались слова, которыми он начал беседу: «К сожалению, наша техника пока не имеет прямого отношения к здоровью людей, а я ставлю вам, прибористам, задачу: уже сейчас помочь сохранить здоровье людей».
Было видно, что он хорошо осведомлен о состоянии дел в медицине. После вступления он просил нас оказать в порядке шефства оперативную помощь академику, хирургу Александру Александровичу Вишневскому, возглавлявшему Институт хирургии АМН СССР. Попутно замечу, что просить Сергей Павлович умел великолепно и его просьбы очень охотно выполнялись, подчас их рассматривали как награду. Тут же за пультом он связался по телефону с академиком Вишневским, договорился о нашей встрече и отправил нас на своем «ЗИЛе». Нам запомнилась еще манера произношения Сергеем Павловичем слова академик через «э»: «акадэмик».
После деловой встречи с А. А. Вишневским и его сотрудниками мы определили актуальные направления и объем нашей шефской помощи; составили конкретный план разработки и изготовления опытных образцов медицинской аппаратуры и инструментов. Сергей Павлович утвердил наш план-график и обещал свое непосредственное участие и помощь в случае задержек при изготовлении. Просил регулярно сообщать ему о ходе дела.
Мы были очень загружены работой по основной тематике. И все же, максимально уплотняя свое время, продумывая конструкции после работы, мы в концу 1961 г. передали хирургам первые опытные образцы полярографа, малого искусственного сердца и ряд инструментов.
В 1963 г. родилась идея создания общественного конструкторского бюро (ОКБ) для разработки новой медицинской техники. Сергей Павлович и общественные организации предприятия поддержали предложение. Возглавить ОКБ поручили мне. Членами нашего ОКБ стали наиболее квалифицированные конструкторы и молодежь отдела. Среди 63-х активных членов нашего КБ был и конструктор отдела Владимир Викторович Аксенов, впоследствии ставший космонавтом, дважды Героем Советского Союза.
Мне приходилось многократно встречаться с Сергеем Павловичем. Он оказывал нам помощь в ускорении изготовления аппаратуры. Передача изготовленных образцов проводилась по дарственным актам, утверждаемым Сергеем Павловичем Королевым.
Успешное сотрудничество с медиками в 1962 г. было Сергеем Павловичем расширено. Вновь он вызвал нашу группу и поставил новую задачу — помочь клинике, руководимой академиком А. Н. Бакулевым, в создании стимуляторов сердечной мышцы. Итог пяти лет (с 1961 по 1966 г.) наиболее активной шефской работы — 54 наименования приборов и инструментов. Мы оказали также большую помощь Институту хирургии в разработке и изготовлении специального оборудования для операционных нового корпуса. Успешное сотрудничество с Институтом хирургии продолжается до сих пор».
25. РИТУАЛЫ
«...Ракета тихо движется задним ходом — соплами двигателей вперед.
Машинист тепловоза давно знает, как и что ему надлежит делать. И все-таки ему снова повторяют: «Давай, не торопясь: шесть-восемь километров. Скорость пешехода. Не больше!»
Как всегда, на вывозе ракеты присутствует Королев. Стоит молча: все идет, как положено, а он, при всей своей эмоциональности, не любит суетиться впустую, когда по ходу дела его вмешательство не требуется.
Потом, дав ракете немного удалиться, садится в машину и едет во главе кортежа из нескольких автомобилей по бетонке, тянущейся рядом с железнодорожным полотном. Обгоняет ракету, останавливается в первой из нескольких издавна выбранных и, так сказать, проверенных точек (шоферу ничего говорить не нужно: он знает, где останавливаться), выходит на обочину, пропускает ракету мимо себя, минуту-другую задумчиво смотрит ей вслед и едет к месту следующей остановки.
Наверное, когда-то так, стоя на пригорке, полководцы провожали уходящие в сраженье войска.
Ритуал явно отработан. И выполняется очень строго. Что это, приметы? Суеверие? Вообще говоря, мне приходилось слышать, что приметами Королев нельзя сказать, чтобы начисто пренебрегал. Не любил, например, пусков в понедельник. Как-то раз попробовали — и неудачно. Больше не пробовали... Хотя, с другой стороны, бывали ведь неудачи и в другие дни недели. Путь создателей ракетной техники был усыпан отнюдь не одними лишь розами. А осторожное отношение к понедельникам, особенно в таком деле, где нечеткая работа одного может свести на нет усилия многих, вполне объяснимо, исходя из соображений, абсолютно не мистических. Это мы и у себя в авиации хорошо знаем...
Однажды я прямо спросил одного из ближайших многолетних соратников Королева — лауреата Ленинской премии, видного специалиста своего дела и очень хорошего человека Евгения Федоровича Рязанова, которого сейчас, к несчастью, уже нет в живых:
— Скажи, Женя, все эти королёвские ритуалы, что они — от суеверия?
— Не исключено. Может быть, есть тут что-то и от суеверия. Но это только как довесок. А главное все-таки в другом. Он вообще придает таким вещам — ритуалам, как ты называешь,— большое значение. Иначе людей заест непрерывный поток работы. Нужны точки после каких-то промежуточных этапов. И точки пожирнее.
Я думаю, что мой собеседник, человек очень умный, проницательный и к тому же успевший за годы совместной работы хорошо изучить своего шефа, был прав. Не упускал Сергей Павлович никакой возможности использовать, что бы то ни было в интересах основного дела своей жизни. Годятся для этого ритуалы — пусть будут ритуалы, давай их сюда!».
М.Л.Галлай «Королев. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
26. ПОСТОЯННАЯ УСТРЕМЛЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ
«Если не хочешь догонять – ставь опережающие задачи» С.П.Королев
Приведу проекты Королева, над которыми он начал работать, но не успел их реализовать:
1. Лунный проект
2. Марсианский проект
3. Проект создания искусственной силы тяжести на орбите
4. Роторная (вертолетная) посадка космического корабля
5. Проект отправки в космос журналиста
6. Смешанный экипаж
7. Выход женщины в космос
8. Медицинская операция на кролике в космосе
9. Гидроневесомость на земле
10. Стыковка на орбите
11. Создание замкнутой системы жизнеобеспечения в космосе
12. Космические оранжереи для растений и птиц
13. Сварка в космосе
14. Ядерная энергетическая установка в т.ч. в качестве двигателей
15. Космические станции
А еще Сергею Павловичу приписывают фразу: «Мы должны дать заказчику не то, что он хочет, а то, что ему надо».
Помимо космических проектов Королевым было создано 11 боевых ракет. Все они прошли испытания, большая часть стала на боевое дежурство.
Он принял участие в разработке 76-х технических проектов летательных и космических аппаратов. (Перечень в книге «С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»).
За свою жизнь Королев написал десятки научных работ. Подписывал их из соображений секретности фамилией Сергеев.
А еще он построил производственную империю, давшее жизнь городу-наукограду, носящему теперь его имя.
Список литературы, где можно прочесть о Сергее Павловиче Королеве
«С.П.Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников»
«С.П.Королев. Энциклопедия жизни и творчества»
Н.С.Королева «Отец»
Я.К.Голованов «Королев: факты и мифы»
А.И.Первушин «Империя Королева»
Б.Е.Черток «Ракеты и люди»
Н.П.Каманин «Скрытый космос»
К.П.Феоктистов «Зато мы делали ракеты», «Траектория жизни»
М.Л.Галлай «С человеком на борту»
Г.М.Гречко «Космонавт №34»
По этой ссылке можно скачать вышеперечисленные книги: