Что бы вы сказали, друзья мои, про жену, которая не только знает обо всех интрижках мужа, но еще и дружит с главной из них целых 18 лет? Правильно — что это полный абсурд. А вот мадам Адель Гюго с вами бы поспорила. Эта дамочка превратила управление мужскими чувствами в настоящее искусство!
В общем, послушайте, что творилось в доме великого писателя Виктора Гюго. Его жена Адель не просто терпела влюбчивость супруга, она ею управляла.
И знаете, зачем она это делала? Сейчас расскажу, и вы ахнете.
«Восемь раз подряд, и жена поняла расклад»
История эта началась вполне романтически. Соседские детишки Адель Фуше и Виктор Гюго познакомились в детстве, а в юности между ними вспыхнула настоящая страсть. Виктор писал своей возлюбленной по письму чуть ли не каждый день. В итоге накропал за время ухаживаний около 200 любовных посланий!
«Когда две души, искавшие друг друга в толпе, наконец находят друг друга, начинается союз, пламенный и чистый, который начинается на земле и продолжается вечно на небесах», — излагал свои чувства юный поэт.
Родители с обеих сторон были против брака. Мамаша Виктора считала, что ее сыночку нужна партия покруче какой-то там дочки соседа. Но молодые плевать хотели на родительские возражения. 12 октября 1822 года они обвенчались. Ему было 20 лет, ей тоже.
И тут начались чудеса, друзья мои.
По воспоминаниям биографа Эдварда Бера, Виктор в первую брачную ночь овладел своей молодой женой восемь раз. Представляете? И это без всяких там суперсредств! Чистая юношеская энергия.
Бедная Адель, видимо, после такого "боевого крещения" поняла, во что вляпалась. Но поначалу старалась соответствовать аппетитам супруга. Как результат, у них родилось пять детей за восемь лет. Леопольд в 1823-м (умер младенцем), Леопольдина в 1824-м, Шарль в 1826-м, Франсуа-Виктор в 1828-м и младшенькая Адель в 1830-м.
К 1830 году 27-летняя мадам Гюго окончательно сообразила, что если так пойдет и дальше, то она просто не выживет. Такими темпами муж загонит ее в могилу! И тогда умная женщина приняла революционное решение.
«Все, хватит!» — заявила она и наглухо заперла дверь спальни.
С тех пор близость между супругами полностью прекратилась. Виктор остался, что называется, "на бобах". Но ненадолго.
«Если не можешь победить, подружись с соперницей»
А дальше произошло нечто удивительное. Вместо того чтобы скандалить и устраивать сцены ревности, Адель и Виктор пошли по пути... взаимных интрижек! Каждый нашел себе утешение на стороне, и никто никого не ревновал.
Адель завела роман с близким другом семьи, знаменитым литературным критиком Шарлем-Огюстеном Сент-Бёвом. Роман этот продлился с 1830 по 1837 год. И что самое пикантное — Сент-Бёв был физически неспособен к полноценной близости (современники деликатно намекали на его "особенности"). То есть роман был скорее платоническим. Идеальный кавалер для уставшей от мужских домогательств дамы!
Виктор поначалу переживал. Писал другу письма с упреками:
«У меня есть уверенность, что та, которая имеет всю мою любовь, могла бы перестать меня любить, и что с вами это чуть было не произошло. Эта капля яда отравляет всю мою жизнь. Я больше не знаю, как мне быть с двумя существами, которых я больше всего люблю на свете».
Но потом успокоился. И в 1833 году сам нашел себе подругу.
В театре на спектакле "Лукреция Борджа" он приметил актрису по имени Жюльетта Друэ. 27-летняя красотка с "прозрачными яркими глазами, тонким точеным носом и маленьким алым ртом" покорила сердце 31-летнего писателя с первого взгляда.
Так начался роман длиною в 50 лет. Да-да, полвека! До самой смерти Жюльетты в 1883 году.
И вот что самое интересное. Адель не только не препятствовала этой связи, но даже... подружилась с соперницей! Особенно тесными их отношения стали во время политической эмиграции семьи Гюго.
В 1851 году после переворота Наполеона III Виктор был вынужден бежать из Франции. Сначала в Бельгию, потом на остров Джерси, а затем на Гернси. И что характерно — Жюльетта повсюду следовала за своим любовником.
На острове Гернси Виктор даже купил для Жюльетты отдельный домик неподалеку от семейного гнезда. И тут между двумя женщинами сложились поистине удивительные отношения. Жена и фаворитка стали чем-то вроде... коллег по цеху!
Адель получила то, чего хотела: официальный статус, спокойствие и возможность заниматься своими делами (она даже написала биографию мужа в 1863 году). А Жюльетта взяла на себя всю "черновую работу", ну вы поняли какую, а заодно секретарские обязанности.
Да-да, пассия Гюго фактически стала его личным секретарем! Она переписывала его рукописи, корректировала тексты, собирала вырезки из газет, занималась перепиской с издателями. В общем, полный спектр услуг — от пикантных до деловых.
Современники отмечали, что между Адель и Жюльеттой установились вполне дружественные отношения. Что ж, вполне логично, да и зачем враждовать, если обе получают то, что им нужно?
«Передача дел по наследству — операция "Преемница"»
К середине 1860-х здоровье Адель стало сдавать. Она понимала, что скоро уйдет, а мужу предстоит жить еще долго. И тут 60-летняя мадам Гюго проявила поистине трогательную заботу о будущем супруга.
Она фактически начала готовить Жюльетту к "расширению полномочий". Теперь фаворитке предстояло стать не только секретарем и подругой, но и полноценной хозяйкой дома.
27 августа 1868 года Адель умерла. Виктор, который находился в изгнании, даже не смог приехать на похороны жены. Но зато Жюльетта была рядом и успешно приняла "эстафету".
В 1870 году, когда Гюго вернулся во Францию, они с Жюльеттой впервые за 37 лет стали жить в одной квартире. 68-летний писатель и 64-летняя актриса наконец-то получили возможность официально вести совместное хозяйство.
Казалось бы, на этом история должна была закончиться. Пожилая пара доживает свой век в согласии и покое. Но не тут-то было!
В сентябре 1873 года 71-летний Виктор Гюго завел роман с... 20-летней служанкой Бланш Ланвен! Мало того, девица была дочкой близких друзей семьи.
Жюльетта, естественно, была удивлена. Но что характерно, она не устроила грандиозный скандал, а лишь написала мужу элегантное письмо с упреками. Видимо, за долгие годы она усвоила ту же философию, что и покойная Адель: "если не можешь изменить мужчину, просто смирись".
Роман с молоденькой служанкой продлился пять лет. И все это время Жюльетта терпеливо ждала, когда "маэстро" наиграется и вернется к ней.
Система, созданная мудрой Адель, работала безотказно даже после ее смерти!
Учебник семейной дипломатии по-французски
И что тут скажешь, друзья мои? Мадам Адель Гюго создала поистине гениальную систему семейного менеджмента. Никаких скандалов, никаких разводов — все довольны и при деле.
Муж получил официальную "крышу" и неофициальную страсть. Жена обрела покой и высокий статус. Фавлоритка заработала 50-летний контракт с полным соцпакетом. А когда пришло время, система плавно перешла к новому руководству.
Есть чему поучиться у французов! Правда, попробуйте сегодня такую схему предложить своей половинке, и посмотрим, кто из вас быстрее окажется на улице с чемоданом. Но в XIX веке, видимо, нравы были иные.
А может, дело просто в том, что Адель Фуше была женщиной не только красивой, но и на редкость практичной? Она сумела превратить семейную драму в семейную комедию, где все остались в выигрыше.
Виктор Гюго прожил 83 года и до самой смерти пользовался женским вниманием. Жюльетта Друэ получила полвека любви и заботы от гения. А Адель вошла в историю не только как жена великого писателя, но и как автор его первой биографии.
В общем, как говорится, что могу сказать? Молодец она, мадам Гюго! Жаль только, что такие таланты в наше время не очень-то востребованы.