Найти в Дзене

Онгурен: как живет самое труднодоступное село Байкала

Здесь практически нет дорог, связи и света, зато есть медведи, ветро-солнечная станция и невероятная природа. Правда ли, что в Онгурене когда-то был свой аэропорт, какое отношение к селу имеет группа Beatles и какие «сюрпризы» ждут туристов по пути сюда? © Фото: Первый Байкальский Название поселка Онгурен переводится с бурятского как «конец пути». И действительно, Онгуренское муниципальное образование – последнее крупное поселение на Малом Море. Между ним и ближайшим на севере селом Байкальское почти 220 километров безлюдных берегов, гор и лесов – это территория Байкало-Ленского заповедника. А еще Онгурен – родина моего папы, поэтому я с удовольствием расскажу об этом прекрасном, самобытном, диком крае. Село Онгурен расположено в 350 км от Иркутска, в Ольхонском районе. Фото: Элина Халтанова. Онгуренское муниципальное образование входит в Ольхонский район Иркутской области. Там, вдали от цивилизации, проживает около 500 жителей. Занимаются онгуренцы, в основном, сельским хозяйством. Бо
Оглавление

Здесь практически нет дорог, связи и света, зато есть медведи, ветро-солнечная станция и невероятная природа. Правда ли, что в Онгурене когда-то был свой аэропорт, какое отношение к селу имеет группа Beatles и какие «сюрпризы» ждут туристов по пути сюда?

© Фото: Первый Байкальский
© Фото: Первый Байкальский

Название поселка Онгурен переводится с бурятского как «конец пути». И действительно, Онгуренское муниципальное образование – последнее крупное поселение на Малом Море. Между ним и ближайшим на севере селом Байкальское почти 220 километров безлюдных берегов, гор и лесов – это территория Байкало-Ленского заповедника. А еще Онгурен – родина моего папы, поэтому я с удовольствием расскажу об этом прекрасном, самобытном, диком крае.

Село Онгурен расположено в 350 км от Иркутска, в Ольхонском районе. Фото: Элина Халтанова.
Село Онгурен расположено в 350 км от Иркутска, в Ольхонском районе. Фото: Элина Халтанова.

Онгуренское муниципальное образование входит в Ольхонский район Иркутской области. Там, вдали от цивилизации, проживает около 500 жителей. Занимаются онгуренцы, в основном, сельским хозяйством. Большая часть населения – буряты.

Онгурен окружен горами и лесами, что делает его климат летом мягче, однако зимой здесь очень много снега. Село находится на территории Прибайкальского национального парка, поэтому въезд туда осуществляется по разрешению.

«Потрясающая» дорога

Недавно СМИ опубликовали кадры огромной ямы, которая образовалась после ливней на дороге в Онгурен. Обвал на несколько дней отрезал местных жителей от районного центра – Еланцов. А ведь дорога туда и без этого всегда была плохой.

Добраться до Онгурена можно только на высокой машине, в идеале – на УАЗике. Путь выглядит так: после Еланцов нужно свернуть в сторону Шара-Тогот, доехать до Курмы, попрощаться с твердой поверхностью под колесами и устремиться в глубь лесов.

Ехать придется по камням, ручьям, ямам, ухабам и иногда даже по берегу Байкала, заезжая прямо в воду.

Чем дальше вы будете продвигаться, тем меньше туристов будете встречать по пути. По дороге не забываем уважить духов местности: на святых местах (вы узнаете их по сэргэ – коновязи с яркими лентами) нужно положить монетку или сигарету, а также побрызгать водкой или молоком.

Первую остановку можно сделать на Сурхайте, где расположен святой источник. Там обустроена самобытная инфраструктура для туристов, есть туалет, точки общепита (обязательно попробуйте местные пирожки и буузы), у берега останавливаются катера – привозят туристов с острова Ольхон.

Далее проезжаем кордон Прибайкальского национального парка, платим за вход, заранее оформив пропуск, и доезжаем до села Зама (здесь есть несколько жилых дворов).

После этого нас ждет самый опасный участок – гора Хильбур. Это очень узкий проезд, где с одной стороны каменная скала, а с другой – обрыв. Раньше здесь невозможно было разъехаться двум машинам, и водителям приходилось выходить и прислушиваться: едет ли кто-то навстречу. Сейчас дорогу расширили, однако после дождей Хильбур все равно остается очень опасным.

Преодолев его, уставшие и измотанные дорогой, добираемся до Онгурена. Путь занимает около 8-9 часов от Иркутска, несмотря на то, что расстояние – всего 350 километров.

Прочувствовать вайб таких поездок поможет одна история: как-то у одной моей родственницы после поездки в Онгурен вышел камень из почки – так ее растрясло в дороге.

Но сложность маршрута оправдывается красотой здешних мест. Нетронутая природа поражает своей самобытностью. Огромные горы, чистый воздух, леса и прозрачный Байкал – ради этого стоит преодолеть такой тяжелый путь.

Зимой еще опаснее

Во времена СССР жизнь в Онгурене была намного лучше: работал колхоз, разводили скот, ловили омуль, даже свой маслозавод и пекарня были. А еще в советское время связь с «большой землей» осуществлялась через небо.

В селе был аэродром и рейсы до Иркутска выполнялись часто. Сейчас же единственный путь – наземный.

Официально дорога между Онгуреном и Еланцами принадлежит Ольхонскому району, однако финансирования на ее обслуживание и масштабный ремонт в бюджете муниципального образования, конечно же, нет. Сейчас решается вопрос передачи этого участка на баланс региона. Сложность содержания дороги до Онгурена кроется еще и в том, что большая ее часть  проходит по территории Прибайкальского нацпарка, где, как известно, много ограничений.

Зимой дорогу до Онгурена заметает снегом, а официальной переправы по льду Байкала нет. Фото: Евгений Михайлов | Первый Байкальский
Зимой дорогу до Онгурена заметает снегом, а официальной переправы по льду Байкала нет. Фото: Евгений Михайлов | Первый Байкальский

Так что пока местным приходится рисковать каждый раз, отправляясь в путь. Ведь если летом проехать по камням и ухабам можно на высокой машине, то в осеннее-весеннюю слякоть даже на УАЗике сложно. А зимой и без того сложный путь заметает снегом, так что можно застрять в мороз посреди тайги…

Альтернатива – неустойчивый лед Байкала. Официальной переправы от Онгурена до Сахюрты или Куркутского залива нет, так что местные ездят на свой страх и риск. В прошлом году мои родственники во время такого вояжа провалились под лед. К счастью, все выжили.

Есть мнение, что местные жители сами выступают против строительства дороги до Онгурена: мол, если заасфальтируют, то понаедут туристы, антропогенная нагрузка увеличится, и природа потеряет свою чистоту и первозданный вид. Сами онгуренцы опровергают эту теорию и готовы пожертвовать уединением ради комфорта и безопасности.

Мусор, свет, связь

Дорога, а точнее, ее отсутствие – главная проблема Онгурена. Из-за труднодоступности нарушена вся логистика, и в первую очередь – вывоз мусора. Когда-то в селе хотели оборудовать мусороперегрузочную станцию, но из-за того, что Онгурен расположен на особо охраняемой природной территории, построить ее нельзя. А региональный оператор в ответе районным властям пояснил, что вывозить мусор из Онгурена не может по причине отсутствия дороги и мусороперегрузочной станции. Так круг замкнулся, а жители Онгурена оказались заложниками ситуации.

В селе неизбежно возникают стихийные свалки, которые периодически помогают убирать приезжие эковолонтеры. В сборе мусора им активно помогают местные власти и сами онгуренцы.

Сейчас администрация села решает вопрос о выборе частного лица с подходящим транспортом, который будет вывозить из Онгурена стекло, пластик, неорганический мусор. Так что есть надежда, что уникальная чистая природа этих мест не будет страдать от неизбежных последствий человеческой деятельности.

Еще Онгурен известен тем, что в 2012 году здесь была построена первая в Иркутской области ветро-солнечная электростанция стоимостью около 40 млн рублей.
В 2012 году в Онгуренах построили первую в регионе ветро-солнечную станцию, но в 2016-м году в нее ударила молния. Фото: Элина Халтанова.
В 2012 году в Онгуренах построили первую в регионе ветро-солнечную станцию, но в 2016-м году в нее ударила молния. Фото: Элина Халтанова.

Дело в том, что село изолировано от центрального электроснабжения и раньше электричество подавалось от дизельной станции. Свет включали на 2-3 часа утром и вечером, и онгуренцам приходилось подстраивать свой быт под это расписание. По этой же причине у многих не было холодильников, продукты хранились в подполье, а в магазины завозили только не скоропортящийся товар.

После запуска ветро-солнечной станции жизнь онгуренцев качественно улучшилась, но летом 2016 года в нее ударила молния. Как будто сама природа противится цивилизации в этом уединенном чистом месте!

Сейчас электричество снова подает дизельный генератор и свет в Онгурене загорается лишь утром и вечером. Недавно прокуратура предписала энергокомпании «Облкоммунэнерго-Сбыт» и администрации Ольхонского района обеспечить жителей села круглосуточным электроснабжением до 1 февраля 2026 года.

Мобильная связь в Онгурене появилась позже других деревень Иркутской области. И, кстати, не все операторы обслуживают эту зону. Жители часто жалуются на перебои со связью и медленный интернет. Но зато онгуренские дети не отвлекаются на гаджеты.

The Beatles и Коломбо в Онгурене

Молодежь из Онгурена, как и из многих других деревень, старается уехать. Поэтому на улицах тут немного пусто. Но летом население резко увеличивается: к бабушкам и дедушкам приезжают внуки. Здесь, вдали от цивилизации и опасностей больших городов, дети чувствуют себя прекрасно: гуляют на чистом воздухе, набираются сил, бегают по окрестностям села и на Байкал. А недавно рядом с местной школой построили спортивную площадку, что обогатило сельскую инфраструктуру.

В Онгурене всего 11 улиц. Но даже в таком маленьком населенном пункте есть условное деление на микрорайоны: например, в самом начале села особняком стоят несколько дворов. Эта местность называется Ходой, тут живут представители одной семьи: Халтановых. Можно сказать, родовое поместье.

Несмотря на малочисленность населения и отсутствие асфальта, в 2017 году в Онгурене по распоряжению ГИБДД обустроили пешеходный переход у местной школы. До этого в селе не было даже дорожных знаков, а коров и коней во дворах намного больше, чем автомобилей.

Это породило немало мемов в интернете: онгуренскую зебру прозвали «самым нелепым пешеходным переходом в России» и даже пририсовали к нему группу The Beatles.
Абсурдный пешеходный переход в Онгурене попал в новости и даже стал мемом. Источник фото: Mash
Абсурдный пешеходный переход в Онгурене попал в новости и даже стал мемом. Источник фото: Mash

Местные жители не обиделись: у онгуренцев вообще отличное чувство юмора. В селе любят травить байки, разыгрывать друг друга, а еще… давать смешные прозвища особенно отличившимся землякам.  Например, того, кто прославился любознательностью и все про всех знает, прозвали Коломбо, а тому, кто часто сетовал на свою долю – Судьба (у него даже лодка так подписана).

Рыбалка – традиционное занятие ольхонских бурят, и онгуренцы не исключение. Раньше, до запрета на вылов омуля, местные жители выходили на моторных лодках в Байкал, ставили сети, ловили рыбу.

Сейчас, когда онгуренцев лишили промысла предков, приходится заниматься другим традиционным занятием – скотоводством. Но и тут много опасностей: в последнее время в деревню зачастили волки и медведи. По древним поверьям, звери выходят к людям, когда в мире становится неспокойно, когда зачинаются войны и случаются катастрофы.

Кстати, о войнах: именно в Онгурене родился знаменитый участник Великой Отечественной войны Семен Батагаев, полный кавалер Ордена Славы, в честь которого назван паром на остров Ольхон.

«Там без спроса ходят в гости»

Лет пять назад на острове Ольхон я ездила на экскурсию на мыс Хобой. Оттуда в ясную погоду как раз видно Онгурен. Гид, рассказывая о селе, заметил: «Люди в Онгурене немного диковатые, все же сказывается их обособленность от цивилизации. Но зато очень дружные: всегда друг другу помогают».

Село Онгурен переводится с бурятского как «конец пути». Фото: Элина Халтанова.
Село Онгурен переводится с бурятского как «конец пути». Фото: Элина Халтанова.

Это действительно так: в тяжелых условиях трудно выжить без дружеского плеча. Если кто-то едет в Онгурен или обратно, без проблем берет с собой пассажиров или посылку, а водители по дороге обязательно выручают тех, кто сломался или застрял. В селе нет высоких заборов, а участки огорожены жердями: в Онгурене до сих пор есть общественные колодцы, и пройти за водой можно прямо через двор соседа.

А еще местные жители очень религиозны. Здесь почитается шаманизм, причем традиции соблюдают и буряты, и русские. Чтят предков, родную землю, проводят родовые обряды, уважают природу и духов. И, кстати, практически все говорят на бурятском языке.

Так и живут люди в далеком селе Онгурен: трудно, опасно, весело, красиво, надеясь только друг на друга и своих байкальских богов…

Материал подготовила Элина Халтанова