Пока пишу об одних ролях известных столичных актеров, окончивших Саратовский театральный институт, они успевают сыграть много других. Так получилось и с нашей Анастасией Светловой, заслуженной артисткой России, любимой ученицей Валентины Ермаковой.
Всего несколько лет в Москве, но здешний зритель успел уже узнать ее алмазно сверкающий дар и полюбить так же сильно, как те, кто знает Светлову по ролям в Российском театре драмы им. Ф. Г. Волкова, а еще раньше –в Омске ,в Самаре, в Челябинске, в Петербурге, и, конечно, в Саратове.
Вот роли только последних лет в лучших театрах Москвы. В театре Наций: Кабаниха в «ГрозеГрозе»; в «Бовари» - Мать; в «Дон Кихоте» - Герцогиня; в «Наташе» - Ольга Сергеевна. В театре Моссовета: Мама в одноименном спектакле; в «Щастье!»- Мадам Ренессанс. В театре Модерн - Сценаристка, секретарь Галина, художница Марина в спектакле «Хочунемогу». А недавняя громкая премьера столицы - спектакль «Без Есенина» в новом театре Кашемир, где Анастасия совершенно невероятно сыграла Айседору Дункан? Работает с крупными театральными режиссерами Аллы Сигаловой, Евгением Марчелли, Глебом Черепановым, Данилом Чащиным.
Скоро ожидаемая премьера «Орестеи» в Петербурге, в театре на Садовой , где Светлова - Клитемнестра, преступная жена, убившая героя Троянской войны Агамемнона (режиссер Глеб Черепанов). А в постановке Театрального агентства «Арт-партнер XXI»(режиссер Данил Чащин) в ноябре на сцене РАМТа будет показана драма «Каренина», где тоже сыграет Светлова.
Не менее динамична киношная жизнь нашей чудесной актрисы. Только в этом году она занята в четырех кинопроектах: «Мистер Ноготь», «День семьи», «Абьюзеры» и «Джайв». А всего ролей 36, при условии, что раньше в кино Анастасия снималась очень редко, плотно занятая в репертуарных театрах.
Недавно в Центральном парке им. Горького в третий раз прошел фестиваль искусств , посвященный неоднозначной , но значимой фигуре российской литературы. Фестиваль «Горький +», художественный руководитель наш Евгений Миронов. В частности, он рассказывал, что поставленный для фестиваля спектакль режиссера Филиппа Гуревича «называется «Горький. Любовь». Драматургом выступает Екатерина Гузема. Специально для нас она сочиняет пьесу про любовные переживания Максима Горького. Там будет четыре истории, соответствующие разным возрастам писателя: 20, 30, 40 и 50 лет. Да, Горький влюблялся на протяжении всей жизни».
Режиссер вместе с четырьмя актрисами разработал личную тему «пролетарского писателя». Премьера триумфально прошла на Основной сцене парка. Я заранее не знала, кого именно из «главных» женщин сыграет Анастасия Светлова, тем волнительнее было ожидание.
Ольгу Каминскую, первую гражданскую жену молодого Пешкова, уже после того, как он пытался свести счеты с жизнью из-за первой любви? «Легкая, бойкая, точно синица, она смотрела на жизнь и людей с острым любопытством умного подростка, задорно распевала французские песенки, красиво курила папиросы, искусно рисовала, недурно играла на сцене, умела ловко шить платья, делать шляпы», — описывал ее Горький. В спектакле мы видим спившуюся, опустившуюся женщину (Анастасия Лебедева). Ловко она умеет теперь только выпрашивать у встречных мужчин (вместе них на сцене дюжина манекенов с дырками вместо сердца) вина и водки.
Екатерину Волжину? Оставалась официальной женой до самой смерти писателя, хотя лишь номинально. Была умна, красива, благородна. Родила ему двух детей, вела его литературные дела. Имела, по-видимому, только один недостаток - любила Горького. В постановке она то и дело говорит на разные голоса – за себя и за него, продолжая давний спор двоих, один из которых остался в полном одиночестве (Александра Ревенко).
Марию Андрееву? Красавица-актриса, у ног которой были все, и главный русский меценат, миллионщик Савва Морозов среди прочих. Которой во многом мы обязаны созданием легендарного МХАТа. Но которую увел у Саввы молодой, напористый, темпераментный Горький. …Роль роковой красавицы очень бы подошла Анастасии. Думала я поначалу, но… Ее прекрасно сыграла Юлия Хлынина, показав заигравшуюся в жизни актрису, бросившую сцену ради любви и не перестававшую мысленно «меряться» с писателем славой. Но кто, кроме театроведов, помнит сейчас актрису Андрееву?..
Оставалась еще одна женщина в жизни Горького. Его последняя любовь, и тоже роковая, она была моложе на 24 года. Мария Закревская- Бенкендорф-Будберг. Как ее только не честили: тройная шпионка, русская Мати Хари, Миледи, Железная женщина! Ей посвятила нашумевший роман - настоящий бестселлер эмигрировавшая Нина Берберова. … Да, это роль именно для актрисы, всемогущей на сцене, абсолютной в своей власти над сердцами зрителей.
«Она неимоверно обаятельна, - описывал Закревскую Герберт Уэллс, тоже не избегнувший ее чар.. - Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность… Она очень быстро ест… пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно, оттого, что она заядлая курильщица… Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и привлекательнее, и интереснее остальных».
Светлова на сцене не больше 15 минут. Боковой экран, дорисовывая последний штрих к этой черно-белой истории, дает всех крупным планом. Вот и она, с тем самым «грубоватым, глухим голосом» и вольными кудряшками. Автор помещает ее в ОГПУ, ей уже досталось от следователя (не таким ли манером «штамповала» контора англо-немецко-японских шпионок?). Но мы увидим не вульгарную Муру ( как звали ее свои). Эта женщина много пережила и многое знает. А знание, как известно, умножает печаль.
Ей даже жаль этого злого мальчишку, которому приходится ее допрашивать. Жаль, что никогда его не полюбит настоящая женщина. Жаль, потому что он по-своему привлекателен, это наметанный Мурин глаз вычислил сразу. Как пишет Берберова, «она любила мужчин, не только своих трех любовников, но вообще мужчин, и не скрывала этого, хотя и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин, и возбуждает, и смущает мужчин». Она и правда любила Горького, хотя изменила ему со знаменитым фантастом, а потом и вовсе уехала в Англию. Такие были времена, первыми ласточками сексуальной свободы стали как раз Лиля Брик и Мария Будберг.
Мура Светловой, при всей своей искушенности, глубока, сильна и всепобеждающе женственна. На ней, как на Сонечке Мармеладовой, грязь не виснет. Как она это дала нам почувствовать, сидя в одной позе, почти статичной, не топчась среди мужских манекенов, как другие возлюбленные АМ? Тут как раз заключается феномен неповторимой актрисы воистину вулканической породы, бьющей всегда неожиданно, как гейзер, и только изнутри ( эпитет неповторимая здесь - не фигура речи!) Будто мгновенно налетает ветер, свободный в своем полете и «веет , веет на просторе».
Чекиста она смела, уничтожила бурным потоком своей натуры, смыла, словно его и на свете не было. Как пишет автор чата «Слово Славы», «после такой феерии (Юлия Хлынина в роли Марии Андреевой – И.К.) Анастасии Светловой …надо было прыгнуть выше головы. Но она ж это делает виртуозно». Однако за бескрайностью и «необузданностью» темперамента - мощная актерская школа, длинные годы сцены, приучившие владеть собой, своим талантом, создавать партитуру любой роли.
Запоминается и световое, музыкальное решение постановки . Из динамиков ритм бьет по нервам задолго до начала. Над сценой повисает светящийся шар, одновременно он запутанный клубок женских любовей и судеб. Арьерсцена в подвижных картинках при перемене героинь. С «правильной» Пешковой они образуют ровную клеточную конфигурацию. С «неправильной» Закревской светлые огоньки безостановочно летят вниз.
Мы знаем, что три из четырех его дам хоронили писателя. Но, судя по финалу, говорить им между собой особенно не о чем. У каждой свой Горький и своя, личная драма. Жанр «жизнь великого без самого великого» придумал на театре Булгаков. Уж какой бой выдержал он тогда с пушкинистами, чтобы в «Последних днях» Пушкина обошлось без самого Пушкина!.. Такой прием срабатывает до сих пор. Конечно, в тексте о Горьком нет сильной булгаковской драматургии, но биографический материал подан любопытно. Ну а наша прекрасная Анастасия может добавит имя еще одной героини в список личных актерских побед.
«И будет жаль, если обойдутся одноразовым показом», - заканчивала я текст. Бог услышал наши молитвы! – спектакль о главных «любовях» Алексея Максимовича будет перепоставлен на сцене Театра наций!
Ирина Крайнова
Фото из открытых источников Интернета