Найти в Дзене
Книжные обзоры

Американские художники - Советскому Союзу.

Оглавление

В 38 номере газеты «Литература и искусство» за 1942 год писали о том, как народный артист Н. Яковлев готовился к роли Кутузова в спектакле «Отечественная война 1812 года», выходит статья об успехе советской музыки в США – премьерное исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под руководством дирижера Артуро Тоскани, опубликована глава поэмы «Василий Теркин» - «Переправа» Александра Твардовского, а также упомянуто о передаче американскими художниками своих гонораров в поддержку СССР.

Литература и искусство №38, 19 сентября 1942 год .
Литература и искусство №38, 19 сентября 1942 год .

Газета выходила еженедельно и даже в военные годы основное внимание уделялось театру, литературе, творчеству и событиям культурной жизни как в Советском союзе, так и за его пределами. Номер 38 состоял из 4 страниц, и как раз на последней была опубликована короткая заметка о сборе средств в пользу СССР известными художниками из США со следующим содержанием:

Американские художники Гуго Геллерт, Роквелл Кент, Вильям Гроппер и другие опубликовали обращение, в котором призывают всех художников США производить регулярные отчисления с выставочных гонораров в фонд помощи СССР. Такие отчисления уже произведены Гроппером с его недавних антифашистских выставок и художниками Лозовиком и Горовицем, выставка которых, устроенная недавно в Нью-Йорке, пользовалась большим успехом у публики. На выставке были экспонированы работы художников, сделанные ими во время пребывания в Советском Союзе несколько лет назад.

Хуго Геллерт (1892 – 1985)

Хуго Геллерт (Hugo Gellert) - американский иллюстратор и художник-монументалист венгерского происхождения. Убежденный коммунист и член Коммунистической партии Америки.

Хуго Геллерт с товарищем, 1950 год. Фотограф Г.Д. Хакетт. Документы Хьюго Геллерта. Архив американского искусства, Смитсоновский институт.
Хуго Геллерт с товарищем, 1950 год. Фотограф Г.Д. Хакетт. Документы Хьюго Геллерта. Архив американского искусства, Смитсоновский институт.

Геллерт учился в художественных школах Нью-Йорка. Его иллюстрации публиковались в радикальных венгерских и американских журналах, но с начала 1920-х годов он работал штатным художником в The New Yorker и The New York Times.

Хуго Геллерт. Century of the Common Man, 1943. Галлерея Mary Ryan.
Хуго Геллерт. Century of the Common Man, 1943. Галлерея Mary Ryan.

В 1939 году после подъема нацистской Германии Геллерт стал председателем организации «Художники за победу», в которую входило более 10 000 членов.

Хуго Геллерт. Fighting with all our might, 1943. Музей американского искусства Whitney.
Хуго Геллерт. Fighting with all our might, 1943. Музей американского искусства Whitney.

Геллерт умер в Нью-Джерси, 9 декабря 1985 года. Он был стойким коммунистом до конца своих дней. В своем интервью Полу Авричу в 1972 году Геллерт говорил:

«Советский Союз был рабочим государством, рабочие советы контролировали заводы и управляли экономикой, Сталин был великим лидером, спасшим мир от Гитлера».

Роквелл Кент (1882 – 1971)

Роквелл Кент (Rockwell Kent) - американский художник, гравер, иллюстратор, писатель, путешественник и политический активист.

Роквелл Кент с женой Фрэнсис Ли Кент, 1937 год. UCLA Digital Library collections
Роквелл Кент с женой Фрэнсис Ли Кент, 1937 год. UCLA Digital Library collections

Роквелл Кент родился в Тэрритауне, штат Нью-Йорк, и с юных лет интересовался искусством. Посещал школу Хораса Манна в Нью-Йорке, где преуспел в черчении, изучал архитектуру в Колумбийском университете. В 1907 году организовал свою первую персональную выставку в галерее Клауссена.

Роквелл Кент. Moonlight, Winter, 1940 год, Музей американского искусства Whitney.
Роквелл Кент. Moonlight, Winter, 1940 год, Музей американского искусства Whitney.

Художник совершил ряд длительных путешествий в отдаленные, северные регионы, такие как Ньюфаундленд, Аляска, Огненная Земля, включая три отдельных путешествия в Гренландию. Его пребывание в этих суровых уголках земного шара послужило источником вдохновения как для картин, так и для его заметок. Он создал резкий, реалистичный пейзажный стиль в своих картинах и рисунках, передающий как суровость природы, так и ее красоту.

Роквелл Кент зарекомендовал себя как один из выдающихся графических художников своего времени. Его поразительные иллюстрации к двум изданиям «Моби Дика» Германа Мелвилла - одновременно точные и абстрактные изображения, опиравшиеся на его архитектурный взгляд и опыт морских походов - оказались чрезвычайно популярными и остаются одними из его самых известных работ.

Роквелл Кент. Final Encounter. 1927–1930 г.г Музей американского искусства Whitney.
Роквелл Кент. Final Encounter. 1927–1930 г.г Музей американского искусства Whitney.

К началу Второй мировой войны Кент занялся решением политических проблем - защитой прав трудящихся и предотвращением распространения фашизма в Европе. Хотя он никогда не вступал в коммунистическую партию США, поддержка левых идей сделала его объектом преследования со стороны Государственного департамента, в результате чего был аннулировал его паспорт после первого визита в Москву в 1950 году.

Художник обрел новую популярность в Советском Союзе, где его работы часто выставлялись в 1950-х годах. В 1960 году он подарил народу Советского Союза 80 картин, 800 гравюр и рисунков, а в 1967 году был удостоен Ленинской премии. Некоторые его работы хранятся в Эрмитаже и доступны для просмотра.

Роквелл Кент умер в 1971 году от сердечного приступа и был похоронен на территории своей фермы в горах Адирондак в Нью-Йорке.

Вильям Гроппер (1897-1977)

Уильям Гроппер - американский художник-карикатурист, сотрудничавший с журналами левой направленности, но при этом не состоявший в Американской коммунистической партии.

Гроппер родился в семье бедных еврейских эмигрантов из Украины и Румынии. Ещё подростком будущий карикатурист посещал экспериментальную социалистическую школу и художественные курсы Роберта Анри и Джорджа Беллоуза. Их уважение к трудящимся вдохновило Гроппера выразить свою радикальную политику в рисунках.

Вильям Гроппер. Peter A. Juley & Son Collection, Смитсоновский музей Американского искусства
Вильям Гроппер. Peter A. Juley & Son Collection, Смитсоновский музей Американского искусства

В 1917 году художник получил должность в штате New York Tribune, иллюстрировал специальные воскресные статьи. Он рисовал для The Masses, The Liberator, The Revolutionary Age и Rebel Worker. В начале 1920-х годов Гроппер был внештатным автором статей и карикатур для таких популярных журналов как The Bookman, The Dial и New Pearson's Magazine.

В 1927 году, в десятую годовщину празднования революции Гроппер посетил Россию вместе с писателями Теодором Драйзером и Синклером Льюисом.

Во второй половине 30-х годов Уильям Гроппер посвятил свое творчество антифашистской пропаганде в Европе.

Вильям Гроппер. Keep Him on the Run/Buy More Bonds. Artnet
Вильям Гроппер. Keep Him on the Run/Buy More Bonds. Artnet

В 1938 году Гроппер оформил Вестибюль почтового отделения Фрипорта двумя работами - «Воздушная почта» и «Пригородная почта зимой».

Уильям Гроппер, Пригородная почта зимой, 1936-1937 гг. Смитсоновский музей Американского искусства
Уильям Гроппер, Пригородная почта зимой, 1936-1937 гг. Смитсоновский музей Американского искусства

В 1938 году для оформления здания Министерства внутренних дел в Вашингтоне, округ Колумбия был создан мурал «Строительство плотины». В 1940-1941 гг. Гроппер оформил Мичиганское почтовое отделение в Детройте изображением «Автомобильная промышленность».

По заказу совета синагоги West Suburban Temple Har Zion в пригороде Чикаго - Ривер-Форест художник создал витраж для восточной стены зала под названием «Бытие».

Уильям Гроппер, витраж «Бытие», West Suburban Temple Har Zion. Ривер-Форест, штат Иллинойс. Примерно 1965-1967 гг.
Уильям Гроппер, витраж «Бытие», West Suburban Temple Har Zion. Ривер-Форест, штат Иллинойс. Примерно 1965-1967 гг.

Вильям Гроппер умер в 1977 году от инфаркта миокарда в своём доме в Манхассете на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк в возрасте 79 лет.

Американские и британские плакаты в поддержку СССР

Это не единичный случай содействия в борьбе с немецкими захватчиками. Помимо финансовой помощи, оказывалась и информационная - художники США и Великобритании для агитационной работы как среди своего населения, так и для жителей СССР рисовали патриотические плакаты.

Источники: Архив американского искусства (Смитсоновский институт), Mary Ryan Gallery, Whitney museum of American art, National Gallery of Art, Государственный Эрмитаж, Яндекс Поиск по архивам, Artnet, Смитсоновский музей Американского искусства, bygonely - Memories from the past, UCLA Library