Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

Кладбище кораблей

Кладбище кораблей – место затопления судов (кораблей), вышедших из употребления и/или затонувших в результате катастроф или боевых действий и оформленное соответствующими документами на эти участки водоёмов, место разделки судов на металлолом не является кладбищем, так как захоронения не производится, а ведётся их подготовка для переплавки в металл и изготовление из этого металла новых металлических изделий. «Кладбище кораблей» – общее название для трёх разных явлений. Первое –промышленные площадки разборки списанных судов, где корпуса режут на металл, а оборудование уходит на вторичное использование. Второе –зоны массовых заброшенных судов, когда корабли оставляют у берега без утилизации. Третье –природные «кладбища»: опасные акватории, где за столетия погибли сотни судов, и теперь это объекты подводного наследия. Аланг – город в районе Бхавнагар в индийском штате Гуджарат. За последние три десятилетия его пляжи стали крупным мировым центром по утилизации кораблей. В частности, здесь

Кладбище кораблей – место затопления судов (кораблей), вышедших из употребления и/или затонувших в результате катастроф или боевых действий и оформленное соответствующими документами на эти участки водоёмов, место разделки судов на металлолом не является кладбищем, так как захоронения не производится, а ведётся их подготовка для переплавки в металл и изготовление из этого металла новых металлических изделий.

«Кладбище кораблей» – общее название для трёх разных явлений.

Первое –промышленные площадки разборки списанных судов, где корпуса режут на металл, а оборудование уходит на вторичное использование.

Второе –зоны массовых заброшенных судов, когда корабли оставляют у берега без утилизации.

Третье –природные «кладбища»: опасные акватории, где за столетия погибли сотни судов, и теперь это объекты подводного наследия.

Аланг – город в районе Бхавнагар в индийском штате Гуджарат. За последние три десятилетия его пляжи стали крупным мировым центром по утилизации кораблей.

-2

В частности, здесь в декабре 2009 года был утилизирован самый длинный из когда-либо построенных кораблей, Knock Nevis.

Knock Nevis
Knock Nevis

На берегу в Аланге разбирают примерно половину всех списанных судов в мире. Здесь находится самое большое в мире кладбище кораблей[2]. Места для разборки расположены в Камбейском заливе, на расстоянии 50 километров (31 миль) к юго-востоку от Бхавнагара. Первый корабль, «Kota Tenjong», был посажен на берег в Аланге 13 февраля 1983 года.

Процесс разборки кораблей начинается с посадки их на берег. В залив приводят списанные суда: супертанкеры, автомобильные паромы, контейнеровозы и океанские лайнеры (число которых в мире стабильно сокращается). Во время высокого прилива их подводят очень близко к берегу, и когда море отступает, корабли оказываются погружёнными в песок пляжа. Тогда к ним выходят сотни рабочих и начинают демонтаж каждого корабля. В ходе демонтажа с корабля снимается всё, что можно продать, а корпус разрезается на металлолом.

Условия работы и жизни рабочих в Аланге, а также его воздействие на окружающую среду вызывают постоянные претензии. Так, например, при разборке с рабочими происходит множество серьезных травм, однако ближайшая больница где пострадавшим могут оказать помощь находится далеко от верфей, в Бхавангаре.

Гадани (урду گڈانی) – прибрежная деревня в округе Ласбела, расположенная в южной части Белуджистана, Пакистан вдоль Аравийского моря.

Предприятие по утилизации кораблей, которое находится в Гадани
Предприятие по утилизации кораблей, которое находится в Гадани

Предприятие по утилизации кораблей, которое находится в Гадани, является третьим по величине в мире. Оно состоит из 132 участков, расположенных на 10-километровом пляже.

В 1980-х годах Гадани был крупнейшим в мире предприятием по утилизации кораблей, здесь работало более 30 000 человек. Однако конкуренция со стороны более новых предприятий в Аланге, Индия и Читтагонге, Бангладеш, привела к значительному сокращению производства, и сегодня в Гадани производится менее одной пятой металлолома, производившегося в 1980-х годах. Недавнее снижение налогов на продажу металлолома привело к небольшому росту производства в Гадани, где сейчас занято около 6000 рабочих.

Предприятие в Гадани ежегодно продаёт свыше 1 миллиона тонн металлолома. Большая часть его продается на внутреннем рынке. В 2009–2010 финансовом году в Гадани было разобрано рекордное количество судов (107 кораблей) суммарным водоизмещением в 852 022 тонны, против 86 судов суммарным водоизмещением 778 598 тонн в предыдущем (2008–2009) финансовом году.

В настоящее предприятие в Гадани может ежегодно разбирать до 125 судов всех размеров, включая супертанкеры, с суммарным водоизмещением в 1 000 000 тонн.

Нуадибу, ранее называвшийся Порт-Этьен – второй по величине город в Мавритании, крупный торговый центр.

-5
Лодки в гавани Нуадибу
Лодки в гавани Нуадибу

Порт Нуадибу является местом последнего упокоения более 300 затонувших кораблей, образуя крупнейшее в мире кладбище кораблей. В отличие от массового прибытия судов в Маллоуз-Бей, здесь количество судов со временем увеличилось, поскольку коррумпированные чиновники брали взятки от владельцев лодок, чтобы позволить им бросить свои суда в этом районе.

Алиага – плавучее кладбище круизных лайнеров в Турции

-7
-8
-9

В турецком портовом городе Алиага, примерно в 50 км к северу от Измира, старые грузовые корабли и контейнеровозы обычно сдаются на металлолом. Но в этом году здесь все по-другому.

На свалке лайнерами занимаются около 2500 рабочих: они разбирают каюты, выносят иллюминаторы и ломают различные конструкции на палубе. На разборку одного пассажирского судна в целом уходит примерно шесть месяцев.

Именно здесь в прошлые годы закончили свою жизнь фешенебельные суда «Carnival Inspiration», «Carnival Imagination», а также первый в мире «мегакруизный» лайнер «Royal Caribbean’s Sovereign of the Seas». В связи с коронакризисом, этот печальный список пополняется особенно быстро.

Териберка – село в Кольском районе Мурманской области. Центр одноимённого сельского поселения. Расположено на Мурманском берегу Кольского полуострова в устье одноимённой реки, при впадении её в губу Териберскую Баренцева моря.

-10
-11
-12

Остров Сейбл – небольшой канадский остров, расположенный в северной части Атлантического океана в 180 км к юго-востоку от Новой Шотландии.

-13

Остров знаменит как «Северное кладбище Атлантики» (наряду с «Южным Кладбищем Атлантики» в районе мыса Хаттерас), так как только после 1800 года около него было зарегистрировано около 350 кораблекрушений. Навигация в прибрежных водах острова осложнена наличием двух встречных течений: тёплого Гольфстрима и холодного Лабрадорского течения, порождающих водовороты.

-14
-15

Имеет форму полумесяца, длиной в 42 км и шириной всего не более 1,5 км в самой широкой части.