Как признал сам Хрущев, который в 1957 году реабилитировал генерала Д. Г. Павлова, виновного в игнорировании сталинской директивы о подготовке Красной Армии к нападению Гитлера именно 22 июня 1941-го, генерал и на самом деле был виноват в развале всего Западного фронта, который привел к огромным проблемам на всех других фронтах. Генерал Павлов просто оказался разгильдяем, но так как этого разгильдяя поставил на такую важную должность сам В. И. Сталин, то вот в разгроме 1941 года виноват именно Сталин, потому что Хрущев его предупреждал о том, что разгильдяев надо расстреливать сразу, еще до того, как они приведут к беде. Но Сталин его предупреждение проигнорировал, и причем же тут генерал-разгильдяй Павлов?
Говорят, что Сталин «проспал» начала войны 22 июля 1941 года, потому что не верил донесениям разведки – он вообще не верил никому, даже ближайшим родственникам, а верил только Гитлеру.
На самом деле Сталин Гитлеру не верил, он всё прекрасно знал, и к нападению подготовился. Об этом говорят хотя бы директивы, изданные штабами приграничных военных округов еще за несколько дней до начала войны. Эти директивы, опиравшиеся на развернутый приказ из Генштаба (а точнее - Приказ НКО СССР от 18.06.1941 № 0039), предписывали всем армиям этих округов быть приведенными в полную боевую готовность не позднее 21 июня 1941 года.
В частности, приказывалось немедленно устроить минные заграждения на наиболее опасных направлениях и заминировать все мосты через реки в полосе госграницы и тыловых линий каждой армии. Для осуществления всех этих действий в указанные районы были направлены подразделения минеров и подрывников и устроены склады для ра0змещения имущества этих подразделений.
Как пример, стоит привести приказ по 12-му механизированному корпусу (Прибалтийский военный округ) от 18 июня 1941 года:
1). С получением настоящего приказа привести в боевую готовность все части.
2). Части приводить в боевую готовность в соответствии с планами поднятия по боевой тревоге, но самой тревоги не объявлять. Всю работу проводить быстро, но без шума, без паники и болтливости, имея положенные нормы носимых и возимых запасов продовольствия, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и остальных видов военно-технического обеспечения. С собой брать только необходимое для жизни и боя.
3). Пополнить личным составом каждое подразделение. Отозвать немедленно личный состав из командировок и снять находящихся на всевозможных работах. В пунктах старой дислокации оставить минимальное количество людей для охраны и мобилизационные ячейки, возглавляемые ответственными командирами и политработниками.
4). В 23.00 18.6.41 г. частям выступить из занимаемых зимних квартир и сосредоточиться.
5). Марши совершать только в ночное время. В районах сосредоточения тщательно замаскироваться и организовать круговое охранение и наблюдение. Вырыть щели, войска рассредоточить до роты с удалением роты от роты 300-400 м.
В общем, Красная Армия к началу войны была подготовлена, тем не менее, она все же потерпела поражение, но совсем не от того, что Сталин запретил готовиться к обороне, а из-за совершенно неистребимого русского разгильдяйства, которое на некоторых участках будущего фронта не позволило провести необходимую подготовку к намеченному сроку.
А если быть точнее, тот тут провинились не все командующие округами, потому что Прибалтийский, Киевский и Одесский военный округа все же оказались готовы к нападению. А сокрушительное поражение потерпели только войска Западного Особого округа, командование которого в лице генерала Д. Г. Павлова необходимые мероприятия не успело провести, а по подавляющему большинству пунктам – вообще не приступало к их реализации.
И когда немцы нанесли удар по нашей 4-й армии, вот тут-то и наступила катастрофа. Если бы предупрежденная Сталиным 4-я армия выдержала удар, то не посыпались бы Прибалтийский округ на севере и Киевский на юге из-за внезапно открывшихся флангов. Но все же на севере и юге немцам особый успех не сопутствовал, а Одесский округ вообще отразил все вражеские атаки.
Но вот 4-я армия подставила весь тысячекилометровый фронт, немцы, разгромив эту армию, вышли во фланги всех других соседних армий, и тем пришлось просто отступать.
Показательно, что через некоторое время было отдано под суд все командование Западным фронтом во главе с генералом Павловым и после трехнедельного расследования катастрофы четверо генералов были осуждены и расстреляны. Всем им в вину вменялось «неисполнение своих должностных обязанностей».
А вот командующие других округов и фронтов осуждены не были, потому что они в точности исполнили спущенные сверху директивы о готовности к боевым действиям до 22 июня, и никакой катастрофы не допустили. Правда, они не смогли остановить гитлеровцев, но им пришлось отступать по независящим от них обстоятельствам. А эти обстоятельства спровоцировало конкретно руководство Западного фронта, которое провалило весь план отражения агрессии на самом опасном участке, за что и поплатилось.
Вот таким образом обвинение Павлова и его подчиненных в «неисполнении своих должностных обязанностей» можно перевести как типичное генеральское разгильдяйство. В 50-х годах Хрущев Павлова реабилитировал, но при этом указал, что хоть Павлов и был разгильдяем, не выполнившим важные директивы, но в развале фронта были виноват не он, и только Сталин, который назначил этого разгильдяя на должность командующего и разрешил ему подобрать в помощники таких же разгильдяев. Хрущев якобы указывал Сталину, что Павлова во главе такого важного округа ставить нельзя, но тот к его совету не прислушался. Вот как это рассказал сам Хрущев:
«…Если рассматривать вопрос с точки зрения юридической и фактической, на чём основывался суд, когда выносил приговор, то основания к осуждению были налицо.
Но я согласился (на реабилитацию – прим. ред.) потому, что в основе-то виноват был не Павлов, а Сталин. Павлов был совершенно не подготовлен, и я увидел его неподготовленность, когда познакомился с ним. Я сказал об этом Сталину, а он вместо того, чтобы сделать соответствующий вывод и подобрать более подготовленного человека на этот пост, передвинул его с повышением.
Считаю, что пост командующего войсками ЗОВО был более ответственным, чем пост командующего автобронетанковыми войсками РККА (который Павлов занимал до этого – прим. ред.)».
Вот так. Хотя со всех сторон в поражении РККА летом 1941-го был виноват исключительно генерал Павлов, но по факту главным виновником остался Сталин. Вот если бы Хрущев был командующим Западного фронта, то он всыпал бы Гитлеру по первое число, и через неделю его армия брала бы Берлин. Но это только Сталин умел ставить на ответственные посты разгильдяев, а раз так, то обвал фронта – это дело исключительно его рук.
И мы видим, что даже несмотря на то, что виноват Сталин, обвинить его в том, что он не верил в нападение Гитлера на СССР именно 22 июня 1941 года просто невозможно. Сталин прекрасно знал, что Гитлер нападет именно 22 июня, и прекрасно к этому нападению подготовился, не учел только того, что генерал Павлов и его ближайшее окружение окажутся разгильдяями, которые просто наплюют на приказы Сталина.
Первоначально четырех (вернее – шестерых, но потом двоих отпустили) сталинских генералов собрались судить за измену Родине. Ведь наплевать на приказ Сталина – это точно измена, причем не только Сталину. Расследование показало, что к 21 июня в зоне Западного округа не было сделано вообще никаких приготовлений к отражению атак гитлеровцев. То есть, была директива, или не было ее – она не исполнялась, причем целенаправленно. Это ли не измена Родине?
Но впоследствии Сталин изменил формулировку и приказал судить только за «неисполнение». Вот фрагмент приговора, им сочиненного и подписанного:
«…Павлов Д. Г., Климовских В. Е., Григорьев А. Т. и Коробков А. А. нарушили военную присягу, обесчестили высокое звание воина Красной Армии, забыли свой долг перед Родиной, своей трусостью и паникерством, преступным бездействием, развалом управления войсками, сдачей оружия и складов противнику, допущением самовольного оставления боевых позиций частями нанесли серьёзный ущерб войскам Западного фронта».
Но дело опять-таки не в разгильдяйстве сталинских генералов, а то можно подумать, что разгильдяйство процветало только в сталинской Красной Армии. Вспомним налет японцев на Перл-Харбор 7 декабря того же 1941 года – в этом деле разгильдяйства было не меньше, и виновные в катастрофе американского флота адмиралы тоже были наказаны, хоть и не так сурово, как своих генералов наказал Сталин.
А нападение Гитлера на Польшу? Польские генералы тоже были такими же разгильдяями, как и генерал Павлов, потому что позволили в сентябре 1939-го фронту развалиться так же быстро, как это произошло и летом 1941-го в СССР.
Май 1940 года – внезапное наступление вермахта на Францию через Бельгию в обход оборонительной линии Мажино. На этот раз французы были готовы к немецкому наступлению, но из-за разгильдяйства своих генералов тоже его проспали, хотя имели все возможности его отразить, если бы думали головой.
В 1942 году английские генералы практически без боя сдали японцам форпост Британии на Дальнем Востоке – мощную крепость Сингапур. В атаке на Сингапур приняли участие всего 30 тысяч истощенных переходом по джунглям Малайи и почти безоружных японцев, но им в плен сдались 100 тысяч откормленных и до зубов вооруженных британских солдат и офицеров вместе с миллионом тонн боеприпасов и снаряжения. Ну, просто не знали англичане, что японцев так мало, иначе показали бы японцам кузькину мать.
А почему не знали? Да все из-за того же разгильдяйства. Англичане, наверное, не знали, что существует такая военная наука, как разведка.
Много еще есть примеров, когда из-за разгильдяйства генералов были проиграны важные сражения, а то и целые войны. Но почему-то никто в разгроме Перл-Харбора не обвиняет Рузвельта, в поражении Польши не виноват польский президент, в падении Франции – французский, а в сдаче Сингапура никто Черчиллю даже не попенял. Всегда разгильдяями были только генералы, а не те, кто их расставлял на ответственные посты.
А вот со Сталина никто вины не снял за то, что он поставил на самое опасное направление генералов-разгильдяев, которые не считали нужным выполнять его приказы.
Зато никто не может сказать, что Сталин просто «проспал» войну, потому что никому не верил, а верил только Гитлеру. Как минимум он верил даже своим генералам разгильдяям, а вот за то, что он не поверил Хрущеву, по-отечески решившему его предупредить, он и стал сегодня главным злодеем, чуть не продувшим всю Великую Отечественную и не погубившим СССР.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Как на Сталина навешивают всякие мифы, к которым он не имел никакого отношения