Мы семьёй летаем часто, и каждое изменение в правилах перевозок добавляет лишних переживаний. С сентября 2025 года вступили в силу новые правила, которые коснулись всех российских авиакомпаний. Давайте сравним: что было раньше и что стало теперь.
1. Опоздание на рейс и обратный билет
Было: если у вас куплен билет туда-обратно, и вы опоздали на рейс «туда», раньше сгорал весь билет целиком. То есть обратный полёт тоже пропадал, даже если он состоялся бы через неделю.
Стало: теперь обратный билет сохраняется. Для этого нужно в течение 2 часов после вылета рейса сообщить авиакомпании, что вы не улетели, но планируете воспользоваться обратным перелётом. И обратный рейс должен быть не раньше, чем через 24 часа.
Наконец-то справедливо! А то раньше достаточно было опоздать всего на минуту на регистрацию — и всё, обратный билет в мусор.
2. Штрафы за возврат билета
Было: авиакомпании сами назначали штрафы. Иногда это были большие суммы — половина стоимости билета могла уйти «в никуда».
Стало: размер штрафа ограничили. Теперь максимум — 25% от стоимости билета. А в некоторых случаях штрафа не будет вовсе: если билет с открытой датой, если он «на подсадку» (то есть при наличии свободных мест) или если это билет для ребёнка до 2 лет без отдельного места.
Теперь хотя бы понятно, сколько максимум можно потерять. Раньше это выглядело как лотерея. За возврат билетов Магнитогорск — Москва, с нас удержали 6000 рублей, когда мы решили улететь на пару дней позже.
3. Доп. сборы
Было: при возврате или обмене билета перевозчики могли добавить в чек разные «административные сборы». За оформление, за работу персонала, за воздух — часто непонятно, за что именно берут деньги.
Стало: теперь брать деньги можно только за конкретные действия: оформление новых документов или пересчёт стоимости. Все надуманные комиссии отменены.
Хорошая новость — хватит платить «за воздух». Пусть считают честно.
4. Цена билета
Было: пассажир видел итоговую сумму, но из чего она складывается — загадка. Сборы за аэропорт, топливо или документы прятались внутри тарифа. При возврате часть суммы могли не возвращать, объясняя, что это «неприкосновенные сборы».
Стало: авиакомпании обязаны показывать структуру цены. Теперь видно: тариф, топливный сбор, плата за аэропорт, оформление билета, питание и заказанные допуслуги. Это позволит понять, за что вы платите и что подлежит возврату.
Будет легче разбираться, где билет, а где «накрутка». Посмотрим, как они реализуют это на деле.
5. Перевес багажа
Было: если багаж весил даже на 200 граммов больше нормы, приходилось платить за полный килограмм перевеса.
Стало: теперь разрешён «запас» до 0,5 кг. То есть если лимит 20 кг, а у вас 20,3 — всё в порядке. Но если 20,6, придётся оплатить полный килограмм.
Наконец-то перестали придираться к лишним 200–300 граммам. Полкило — разумный запас. Не придётся вынимать свитер на стойке, если есть лишние 300 граммов еды.
Что это значит для пассажиров?
На мой взгляд, эти изменения делают перелёты чуточку честнее. Теперь пассажиры защищены от сгорания обратных билетов, от непомерных штрафов и странных сборов. Цены должны стать прозрачнее, и с багажом вроде как теперь спокойнее.
Конечно, есть нюансы. Обязательно нужно сообщить авиакомпании об опоздании, иначе обратный билет могут аннулировать. А прозрачное ценообразование в реальности ещё предстоит проверить, как именно авиакомпании будут это реализовывать — всё увидим в ближайшие месяцы.
А у вас бывало, что приходилось доплачивать за перевес или сгорал обратный билет? Как выкручивались? Перемены к лучшему, как считаете?