Найти в Дзене
Зоркий

В самолётах по-новому: 5 правил для пассажиров с сентября (изменения)

Оглавление

Мы семьёй летаем часто, и каждое изменение в правилах перевозок добавляет лишних переживаний. С сентября 2025 года вступили в силу новые правила, которые коснулись всех российских авиакомпаний. Давайте сравним: что было раньше и что стало теперь.

Все фото: личный архив канала «Зоркий»
Все фото: личный архив канала «Зоркий»

1. Опоздание на рейс и обратный билет

Было: если у вас куплен билет туда-обратно, и вы опоздали на рейс «туда», раньше сгорал весь билет целиком. То есть обратный полёт тоже пропадал, даже если он состоялся бы через неделю.

Стало: теперь обратный билет сохраняется. Для этого нужно в течение 2 часов после вылета рейса сообщить авиакомпании, что вы не улетели, но планируете воспользоваться обратным перелётом. И обратный рейс должен быть не раньше, чем через 24 часа.

Наконец-то справедливо! А то раньше достаточно было опоздать всего на минуту на регистрацию — и всё, обратный билет в мусор.
-2

2. Штрафы за возврат билета

Было: авиакомпании сами назначали штрафы. Иногда это были большие суммы — половина стоимости билета могла уйти «в никуда».

Стало: размер штрафа ограничили. Теперь максимум — 25% от стоимости билета. А в некоторых случаях штрафа не будет вовсе: если билет с открытой датой, если он «на подсадку» (то есть при наличии свободных мест) или если это билет для ребёнка до 2 лет без отдельного места.

Теперь хотя бы понятно, сколько максимум можно потерять. Раньше это выглядело как лотерея. За возврат билетов Магнитогорск — Москва, с нас удержали 6000 рублей, когда мы решили улететь на пару дней позже.
-3

3. Доп. сборы

Было: при возврате или обмене билета перевозчики могли добавить в чек разные «административные сборы». За оформление, за работу персонала, за воздух — часто непонятно, за что именно берут деньги.

Стало: теперь брать деньги можно только за конкретные действия: оформление новых документов или пересчёт стоимости. Все надуманные комиссии отменены.

Хорошая новость — хватит платить «за воздух». Пусть считают честно.
-4

4. Цена билета

Было: пассажир видел итоговую сумму, но из чего она складывается — загадка. Сборы за аэропорт, топливо или документы прятались внутри тарифа. При возврате часть суммы могли не возвращать, объясняя, что это «неприкосновенные сборы».

Стало: авиакомпании обязаны показывать структуру цены. Теперь видно: тариф, топливный сбор, плата за аэропорт, оформление билета, питание и заказанные допуслуги. Это позволит понять, за что вы платите и что подлежит возврату.

Будет легче разбираться, где билет, а где «накрутка». Посмотрим, как они реализуют это на деле.
-5

5. Перевес багажа

Было: если багаж весил даже на 200 граммов больше нормы, приходилось платить за полный килограмм перевеса.

Стало: теперь разрешён «запас» до 0,5 кг. То есть если лимит 20 кг, а у вас 20,3 — всё в порядке. Но если 20,6, придётся оплатить полный килограмм.

Наконец-то перестали придираться к лишним 200–300 граммам. Полкило — разумный запас. Не придётся вынимать свитер на стойке, если есть лишние 300 граммов еды.
-6

Что это значит для пассажиров?

На мой взгляд, эти изменения делают перелёты чуточку честнее. Теперь пассажиры защищены от сгорания обратных билетов, от непомерных штрафов и странных сборов. Цены должны стать прозрачнее, и с багажом вроде как теперь спокойнее.

-7

Конечно, есть нюансы. Обязательно нужно сообщить авиакомпании об опоздании, иначе обратный билет могут аннулировать. А прозрачное ценообразование в реальности ещё предстоит проверить, как именно авиакомпании будут это реализовывать — всё увидим в ближайшие месяцы.

А у вас бывало, что приходилось доплачивать за перевес или сгорал обратный билет? Как выкручивались? Перемены к лучшему, как считаете?