Очень долго не знала, как подойти к этой статье, она лежала, лежала "под сукном", я на нее смотрела с жалостью, она на меня с немым укором, я даже хотела ее удалить, но потом все же решила переосмыслить и выложить.
Мы уже были однажды на экскурсии в Минусинском драматическом театре. В прошлый раз нас водили по старому историческому зданию после реставрации. Много позитивных эмоций, историй, целая эпоха как-то стройно уложилась у меня в голове, а ведь я не местная, и историю Минусинска не учила, но она оживала у меня на глазах. В новом театральном сезоне появилась другая экскурсия - не в старое здание театра, а в административное и в мастерские. Я загорелась желанием туда попасть, несмотря на то, что экскурсии проводили в будние в середине рабочего дня (очень неудобно). Но я отпросилась, вывернулась, и мы попали туда. Что могу сказать? Впечатления двойственные, рассказывать буду честно, у нас же нет цели просто огульно похвалить?
Всем нам хочется знать то, что нам не рассказывают и подглядеть то, что не показывают, узнать что-то эдакое, о чем мы даже не подозревали. Все мы ходим в театр (ну, почти все), хоть иногда, но задумываемся ли мы, что же происходит до того, как зритель увидит постановку. Какая работа должна быть проделана ради часа-двух ваших эмоций.
Все, что вы видите на сцене, зарождается здесь - в кабинете главного художника. Идеи оформления сцены, макеты, наброски, даже незначительные на первый взгляд мелкие детали.
Сам кабинет многое говорит о профессии. Взгляд постоянно падает на стену, хочется бесконечно разглядывать - старые фото, удивительные вещи, афиши, наброски. Уверена, что все это помогает вдохновению.
Кабинет технического совета не так интересно оформлен, но именно здесь происходит не менее важный процесс. Здесь художественный замысел показывают мастерам цехов, драматургу иногда даже актерам.
Обсуждается буквально все: декорации, костюмы, идеи и замысел постановки, какие-то материальные аспекты, принимаются решения.
Иногда даже происходят видеоконференции, если, допустим, драматург находится в другом городе.
В мастерской декораций пахнет сваркой, там изготавливаются, свариваются иногда огромные конструкции из металла, с которыми потом будут работать в других цехах или устанавливать прямо на сцене.
В столярке, ожидаемо, пахнет деревом, лежат уже готовые к работе сухие доски и бруски, инструменты почти все мне хорошо знакомы.
Здесь же восстанавливают старинные вещи, которые театр выкупает или театру дарят для новых постановок. Иногда я даже вижу в соцсетях посты театра, где они ищут что-то конкретное. Именно поэтому у нас на спектаклях такие интересные и детализированные декорации и бутафория.
Кстати, такое же кресло-качалку (сломанную) мне муж нашел на авито, сейчас она стоит в доме, чтобы, как будет время, мы ее сделали и выносили на веранду. Покупка из серии "хочу и все".
В столярке очень много стендов с рисунками деревянных декораций. Невольно вспоминаешь их в разных постановках. Такая ностальгия.
В бутафорском цехе много интересных небольших вещиц, которые лежат там зачастую долгие годы. Постановку уже убрали из репертуара, а вещица лежит, как история, а, может быть, ей дадут новую жизнь в другой постановке. Очень много бутафории выполнено в технике папье-маше, что-то из дерева. Все раскрашено вручную.
Здесь же делают новую бутафорию для премьер. Интересно, этот рояль для "Звездочки" или для "О любви" по Чехову? На "Звездочку" я сознательно не пошла (не моя тема), а Чехов ждет меня 9 ноября. Вот и посмотрим.
А еще в бутафорском цехе создают удивительные кружевные зонтики (парасоли), маски, веера и ридикюли. Все для того, чтобы окунуть нас в ту самую атмосферу.
Пока мы ходили по цеху, мастерица шила чудесный ридикюль с кружевами. (Точно к Чехову!)
На склад костюмов мы не пошли, да и что там можно рассмотреть? Костюмы висят так близко друг к другу, что невозможно что-то понять, не снимая их со штанги, а если снимать каждый, на это уйдет целый день.
Так где же создаются костюмы? Эти прекрасные платья, камзолы, расшитые жилетки, мундиры. Здесь! В швейном цехе. Мастерицы кроят, шьют, вышивают прямо, пока мы проходим мимо. В углу проходит примерка, что-то подкалывают прямо на актере, подшивают наметкой.
Здесь царит своя атмосфера. Кажется, что эти "старинные" вещи сбежали сюда из музея, но нет. Они сшиты здесь, золотыми руками местных мастериц.
Как и в столярке, здесь тоже висят стенды с эскизами костюмов. Иногда я с трудом узнаю по рисункам то, что видела на сцене. Ни один рисунок не может передать то, как струится ткань, как плотно сидит корсет, как взлетает кружево на манжетах при взмахе рукой. Волшебство!
В отдельной мастерской бутафоры-шляпники колдуют над головными уборами. Шляпы с перьями, шапки, треуголки - это все к ним.
Здесь же создают невероятные, фантазийные головные уборы, головы животных для детских спектаклей, венки. В общем, все, что можно надеть на голову актера.
Кстати, про голову, в последнем помещении, которое нам показали, создают прически, парики, искусственные лысины, усы и бакенбарды, здесь же делают прически актерам, превращая знакомого вам актера в совсем другого человека.
На стенах висят фото наиболее интересных работ и преображений. В шкафах располагаются уже готовые парики, за стеклом, чтобы не пылились. Фото сделать не смогла, слишком бликует, внутри ничего не видно, но все-все рассмотрела.
Вывод? Мне очень понравились мастерские, я с удовольствием разглядывала новое, несколько лет назад построенное, современное здание, чудесных людей которые создают всю эту красоту твоим мастерством и талантом. Ложка дегтя в бочке меда - это подача. Откровенно слабый рассказ экскурсоводов - актеров. Никаких "театральных баек", ничего сверх того, что я могла бы сама рассказать, просто пройдя и посмотрев на цеха и работы. "Критикуешь - предлагай!" Предлагаю написать актерам годный сценарий экскурсии, с шутками и прибаутками, с интересными фактами, чтобы они его заучили и просто играли. А пока они просто мучаются, увы.
И все равно мне очень понравилось, потому что я люблю что-то сделанное своими руками, сшитое, сваренное, собранное из дерева, раскрашенное. Это действительно театральное чудо, которое изо дня в день творится людьми, которых вы никогда не увидите на сцене.